Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Франчайзинг в целом является
формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает
независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на
производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под
торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам
ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях,
определенных договором франчайзинга . Франчайзинг, исторически
сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США прочно
закрепился в международных отношениях.
лицам. Это значит, что в течение срока действия договора правом продавать
товар на установленной в договоре территории будет обладать только
контрагент производителя товара, что обеспечивает ему определенную
монополию в отношении этого товара на договорной территории. Автор
делает вывод, что «коммерческая концессия» в европейских странах по своей
правовой природе отличается от «коммерческой концессии», закрепленной в
гл. 54 ГК РФ. Этот факт нужно принимать во внимание при заключении
договоров с зарубежными партнерами, если рассматривается возможность
выбора права, которое будет применяться для регулирования таких
отношений.
В работе отмечается, что проблемным является вопрос терминологии,
используемой применительно к франчайзингу: единая русскоязычная
терминология в данной сфере на сегодняшний день не сформировалась. Ф.Г.
Панкратов и Т.К. Серегина правильно указывают, что по сложившейся в
Российской Федерации практике «термин “франчайзинг” используется
преимущественно для обозначения определенной системы организации
рыночных отношений в целом, а термин “франшиза” для определения
договорных отношений между конкретными партнерами при реализации
этой системы отношений на практике»5
При таком понимании термины .
«франчайзинг» и «франшиза» по своему содержанию соответствуют
содержанию терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой
концессии.
Анализ зарубежной практики использования терминов franchising,
franchise, а также franchise/franchising agreement (contract) позволяет автору
сделать вывод, что если применительно к договору (контракту) допускается
употребление обоих терминов (и «договор франчайзинга», и «договор о
франшизе»), то сами
термины «франчайзинг» и «
идентичны. Под франчайзингом принято понимать систему отношений,
опосредуемых договором франчайзинга. Франшизой, как правило, именуют
комплекс исключительных прав, передаваемых по такому договору.
На основе изложенного в данном параграфе автор делает вывод, что
франчайзинг – это система отношений, в которой франчайзер предоставляет
франчайзи право пользования на комплекс принадлежащих франчайзеру
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или
косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи продукта или услуг
франчайзера по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса,
которые устанавливает франчайзер в рамках и в период действия специально
заключенного обеими сторонами договора.
В § 1.3. «Виды и классификации франчайзинга» автор обращается к
установленным на практике классификациям франчайзинговых отношений.
Автор приводит классификацию М. Мендельсона, который разделяет все
типы франчайзинговых отношений по составу участников (субъектов), т.е.
сторон по договору. В соответствии с его классификацией, такие договоры
могут быть заключены:
1) между промышленными
(производителями)
и предприятиями оптовой
производителями
и предприятиями розничной
оптовиками и розничными торговцами; 4) предприятиями розничной
торговли между собой.
Другие зарубежные исследователи выделяют ряд классификаций по
характеру деятельности объекта франчайзинга:
• франшиза на продажу готового товара («товарный франчайзинг»);
• франшиза на производство
товара («производственный
• франшиза на определенный вид деятельности (например, «сервисный
франчайзинг», «деловой франчайзинг» или «франчайзинг бизнес-формат»).
При этом автор отмечает, что Министерство финансов США различает
два типа франчайзинга:
1. товарный, предусматривающий торгово-сбытовые отношения
независимых поставщика и дилера, при которых дилер в определенной
степени идентифицирует себя с рыночным образом поставщика;
2. торгово-посреднический,
характеризующийся
деловыми отношениями между франчайзером и франчайзи, включающими
не только товары, услуги и торговую марку, но и полноформатный набор
предпринимательского сотрудничества, а также стратегию маркетинга и
планирование, операционные учебные материалы и стандарты, контроль
качества и продолжительные двусторонние связи.
Более правильной представляется классификация франчайзинга, в основе
которой лежат не родовые признаки продаваемых товаров или стоимость
франшизы, а характер
производственно-
отношений между франчайзером и франчайзи. По этому признаку
французский автор Ф. Бесси тоже выделяет три разновидности
франчайзинга: сервисный,
распределительный и
деление более обосновано, особенно если учесть, что в Европе для каждой из
таких разновидностей существует официальное определение, выработанное
Судом Европейского союза.
Согласно Решению Суда № 161 от 28.01.1986 г. под сервисным
франчайзингом понимают договор, по которому франчайзи, действуя в
соответствии с указаниями франчайзера, предоставляет услуги под
фирменным обозначением и знаком обслуживания франчайзера
Производственный франчайзинг, по определению Суда, – это договор, по
которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, сам
изготавливает продукцию, которую он продает под торговой маркой
франчайзера. Торговый франшизный договор – это договор, по которому
франчайзи ограничивается сбытом определенной продукции в торговом
заведении, имеющем
фирменное обозначение
В § 1.4. «Типовые условия договора международного франчайзинга»
автор формулирует определение международного франчайзинга и
анализирует основные его положения. Автор отмечает, что первое
официальное определение договора франчайзинга содержится в ст. 1 п. 3 (б)
Регламента Комиссии (ЕС) от 30 ноября 1988 г. № 4087/88 «О применении
статьи 85 (3) Договора6
к отдельным видам франшизных соглашений»,
согласно которому франшизное соглашение означает соглашение,
посредством которого одно предприятие, франчайзер, предоставляет другому
предприятию, франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое
встречное удовлетворение право использовать франшизу для продвижения
на рынке определенных видов товаров и/или услуг. Франшиза в таком
понимании выступает как «пакет прав промышленной или интеллектуальной
собственности, относящихся к товарным знакам, фирменным
наименованиям, вывескам магазинов, полезным моделям, дизайну,
авторскому праву, ноу-хау или патентам, которые должны использоваться
при перепродаже товаров или оказании услуг конечным потребителям. В
исследовании отмечается, что именно это определение франшизного
соглашения обеспечило единое толкование франчайзинга на международном
уровне.
В свою очередь автор дает определение международному франчайзингу
как системе отношений, в которой франчайзер предоставляет франчайзи
право пользования на комплекс принадлежащих франчайзеру
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или
косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи продукта или услуг
франчайзера по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса,
которые устанавливает франчайзер в рамках и в период действия специально
заключенного обеими сторонами договора, при этом стороны договора
франчайзинга являются коммерческими предприятиями и имеют основное
место деятельности в различных договаривающихся государствах, или
имеются иные основания полагать, что договор франчайзинга имеет
правовую связь
более чем с одним
Таким образом,
иностранный элемент в
проявляется в следующем:
a) стороны данного договора связаны с правовыми системами двух и
более государств;
b) коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах;
c) объект правоотношения носит международный характер (основное
назначение договора международного франчайзинга состоит в содействии
развитию международной торговли).
Далее отмечается, что единой формы франшизного соглашения не
существует. В странах, не имеющих отдельного законодательства о
франчайзинге (например, в Германии, Бельгии, Мексике) форма
франшизного соглашения устанавливается в соответствии с общим
гражданско-договорным законодательством. В странах, принявших
отдельное законодательство о франчайзинге (Испания, Бразилия, Барбадос,
Австралия) в нем либо вообще ничего не говорится о форме франшизного
соглашения (как, например, в Регламенте № 4087/88 Комиссии ЕС), либо
предусматривается такая форма, но не вводится единых, унифицированных
требований к ней.
В работе утверждается, что договор франчайзинга относится к
интеграционным договорам, устанавливающим неравноправные права и
ставящие одну из сторон в зависимость от другой (интеграционные
договоры). Автор подробно излагает основные права и обязанности сторон
по договору, отмечает основные особенности выплаты вознаграждения
франчайзеру, анализирует вопросы контроля качества товаров (работ, услуг),
обязательств по сохранению конфиденциальности, ограничению
конкуренции, порядок
изменения и прекращения