Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Франчайзинг в целом является
формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает
независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на
производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под
торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам
ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях,
определенных договором франчайзинга . Франчайзинг, исторически
сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США прочно
закрепился в международных отношениях.
авторов, которые дают анализ международного опыта, разъясняя специфику
и законодательное регулирование франчайзинга в развитых странах.
Теоретическую основу диссертации составляют положения, изложенные
в работах известных российских авторов – Брагинского М.И., Витрянского
В.В., Евдокимовой В.Н., Балакиревой Н.М., Богуславского М.М., Суханова
Е.А., Довгань В.В., Землякова Д.Н., Макашева М.О., Ерошкина Т.Г.,
Колесникова В.В., Зайдмана Ф.Ф., Землякова Д.Н., Макашева М.О., Танина
Ю.В., Шахова М.С., Рыковой И.В., Сосны С.А., Васильевой Е.Н., Розенберга
Р., Цират А.В., Вилковой Н.Г., Багдасарян А.Ф., Райникова А.С., Филиной
Ф.Н., Черепановой Е.А., в работах зарубежных авторов – Дельтей Ж.,
Мюррей Я., Майлера А.З., Мендельсона М., Льюиса Г. Радника, Стэнворта
Дж., Смита Б., Силинга С.А., Спинелли С., Питергоффа Т.М.
Нормативная основа исследования.
Нормативно-правовой основой исследования послужила действующая
система российского права, регулирующая отношения в сфере коммерческой
концессии, законодательство Европейского Союза и отдельных зарубежных
государств (США, Франции, Испании, Бельгии, Германии, Италии, Китая,
Канады, Молдовы), акты международных и национальных ассоциаций
франчайзинга, модельные законы Международного института по
унификации частного права (УНИДРУА), судебная практика Европейского
Союза и отдельных стран (Испании, Канады, США, Франции, Германии)9
Эмпирическая основа исследования. Эмпирическую основу
исследования составляет правоприменительная практика российских и
зарубежных судов.
Научная новизна исследования.
Научная новизна диссертации состоит в том, что работа представляет
собой комплексное исследование теоретического и прикладного характера,
касающееся регулирования франчайзинговых отношений. В диссертации
проводится обобщенный анализ сущности франчайзинга и на основе его
результатов выделяются главные вопросы, которые должны быть
рассмотрены при составлении и реализации договора франчайзинга и его
регулировании.
Анализируется регулирование
странах мира (например, в США), рассматриваются Правила Федеральной
торговой комиссии США по предоставлению обязательной предпродажной
информации 1979 г., Унифицированный циркуляр франчайзинговых
предложений (UFOC), обязательным требованием которых является
раскрытие информации о состоянии и перспективах предпринимательской и
рыночной деятельности франчайзера. Особое внимание уделяется правовому
регулированию франчайзинга в Германии, где этот договор регулируется
согласно общему законодательству о договоре. Приводится анализ норм
Германского гражданского уложения (ГГУ) и Германского торгового
уложения (ГТУ).
Анализируются отечественное
Гражданского кодекса РФ о договоре коммерческой концессии
(франчайзинге).
На основе проведенного
совершенствования
правового регулирования
К аналогичными диссертационным исследованиям, представляющим
комплексное изучение правовой природы франчайзинга, можно отнести:
работу Бородиной
Ж.Н. «Правовое регулирование
(франчайзинга)»
(Казань, 2005), Багдасарян А.Ф. «Гражданско-
проблемы заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
(Москва, 2008), Козиной
Е.А. «Гражданско-правовое
предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга»
(Москва, 2005). Указанные
авторы исследовали, прежде
регулирование отношений коммерческой концессии по российскому праву,
уделяя особое внимание недостаткам отечественного законодательства.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать
следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Франчайзинг
- это система отношений, в
предоставляет франчайзи право пользования на комплекс
принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации в обмен на прямое или косвенное финансовое
вознаграждение в целях продажи продукта или услуг франчайзера по
заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые
устанавливает франчайзер в рамках и в период действия специально
заключенного обеими сторонами договора.
2. Международный франчайзинг - система отношений, в которой
франчайзер предоставляет франчайзи право пользования на комплекс
принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации в обмен на прямое или косвенное финансовое
вознаграждение в целях продажи продукта или услуг франчайзера по
заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые
устанавливает франчайзер в рамках и в период действия специально
заключенного обеими сторонами договора, при этом стороны договора
франчайзинга являются коммерческими предприятиями и имеют
основное место деятельности в различных договаривающихся
государствах, или имеются иные основания полагать, что договор франчайзинга имеет правовую связь более чем с одним государством.
Таким образом,
иностранный элемент в
проявляется в следующем:
a) стороны данного договора связаны с правовыми системами двух
и более государств;
b) коммерческие предприятия сторон находятся в разных
государствах;
c) объект правоотношения носит международный характер
(основное назначение
договора международного
содействии развитию международной торговли).
3. В настоящее время назрела необходимость унифицированного
международно-правового регулирования отношений по международному
франчайзингу. Например, принятие конвенции о договорах международного
франчайзинга, которая содержала бы свод правовых норм, регулирующих
заключение соответствующих договоров, обязательства франчайзера и
франчайзи, средства правовой защиты при нарушении договора и иные
аспекты договорных отношений.
4. Международно-правовое
регулирование франчайзинга
нормативными актами, входящими во «вненациональную» систему норм lex
Mercatoria, и имеют
исключительно
рекомендательного характера таких норм и того факта, что они не
имплементированы в национальное законодательство, на сегодняшний день
более эффективным представляется национальное регулирование
франчайзинга.
5. Единая русскоязычная терминология в данной сфере на сегодняшний
день не сформировалась. Следует законодательно ввести термин
«франчайзинг», стороны договора должны быть поименованы как
«франчайзер» и «франчайзи».
6. Договор франчайзинга
является интеграционным
устанавливающие неравноправные права и ставящие одну из сторон в
зависимость от другой. Таким образом, особенностью договора
франчайзинга является то обстоятельство, что стороны договора, как при его
заключении, так и при его исполнении находятся в неравном положении.
Проявляется такое положение, прежде всего на преддоговорном этапе
отношений, когда потенциальный франчайзер обязан сообщить
потенциальному франчайзи исчерпывающую и правдивую информацию о
своем предприятии и франшизе. Именно на этом, преддоговорном этапе,
совершается, как показывает практика, львиная доля злоупотреблений со
стороны франчайзеров. В Гражданском кодексе РФ преддоговорный этап
отношений совсем не урегулирован.
7. В силу
генеральной коллизионной
воли (lex voluntatis) - стороны могут свободно избрать применимое к их
обязательственным отношениям право. В любом случае сторонам следует
учитывать, что действительность или исполнимость контракта и/или
арбитражного решения могут зависеть от соблюдения предписаний
применимого национального права, особенно императивных норм. В случае
если стороны не определили применимое право, действует закон наиболее
тесной связи, который понимается в силу общей презумпции как lex
venditoris в широком значении – привязка к праву той страны, где учреждена,
имеет основное место деятельности сторона, которая осуществляет
исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора.
Поскольку основное (решающее) предоставление осуществляет по договору
франчайзинга франчайзер, то в случае, когда стороны не избрали
применимого к договору правопорядка, применяется право страны
франчайзера.
8. Развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в
законодательство. Эти изменения должны быть нацелены на:
• издание специального федерального закона о франчайзинге;
• необходимость устранения имеющихся противоречий, пробелов и
неточностей, которые есть в Гражданском кодексе РФ;
• введение законодательного определения франчайзинга и договора
франчайзинга;
• урегулирование
вопроса обязательного
франшизе;
• создание реестра информационных документов о франшизах;
• введение уведомительного порядка Роспатентом на получение права
использования торговой марки или товарного знака;