Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
6.4 Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий
Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.
В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.
Помимо этого действует
Так, АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около одной тысячи человек, предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:
АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд долл.
Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями. И если в начале 1970-х гг. подобные курсы функционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведений насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так, специалистами АМБ, например, подготовлено практическое пособие «Энциклопедия малого бизнеса, или Как начать свое дело», изданное в России.
В других развитых странах малый бизнес также находит довольно существенную поддержку со стороны этих государств.
Что касается России, то в нашей стране еще не создана действенная система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие причины:
- отсутствие целенаправленной
государственной политики по
отношению к малому
- неурегулированность правовых
отношений не позволяет
- недооценка государством
- государство фактически
- противоречивыми являются
Следовательно, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого предпринимательства и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну, делают малого предпринимателя бесправным и беззащитным. При продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и государственной политики, а от его общественного, политического поведения будут зависеть возможность и эффективность проведения экономических реформ.
Поэтому на современном этапе социально-
Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не делается в области малого бизнеса.
Формирование механизма
Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.93 № 446.
Следует особо подчеркнуть значение для развития малого бизнеса Указа Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22.12.93 № 2270 и постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994—1995 гг.» от 29.04.94 № 409.
Финансовое обеспечение
Необходимо отметить, что кроме Федерального фонда поддержки существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 03.02.94 № 65 (с изм. от 13.07.04), направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких предприятий — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.
На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями местного самоуправления. Положительную роль в развитии малого бизнеса призваны играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.94 была одобрена первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на два года (1994—1995). В ней была предпринята попытка создания основных предпосылок для формирования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в программу были включены меры по созданию финансовой и базовой инфраструктуры поддержки малых предприятий, информационному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые операции. Узловым блоком стала программа нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой программой документов было подготовлено и принято, в их числе Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ.
Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивала формирование базисных элементов институционной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета.
Следует отметить, что эти программы в полном объеме так и не были реализованы.
В настоящее время вообще отсутствует какая-либо федеральная программа поддержки малого предпринимательства, что свидетельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со стороны государства.
И все же малые предприятия в
Российской Федерации имеют определенные
льготы, при правильном применении
которых можно значительно
Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:
В остальном малые предприятия
платят налоги так же, как предприятия
среднего и крупного бизнеса. К особенностям
налогообложения малых
Первая категория малых
Вторая категория —
Третья категория (с 01.01.99 г.) — субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежного оборота, - обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.
Четвертая категория (с 01.01.04 г.) - субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах деятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложения и систему по единому налогу на вмененный доход.
Пятая категория (01.01.04 г.) — малые
сельскохозяйственные предприятия, использующие
систему единого
По сути все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными.
Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера:
На использование этих льгот
в области амортизационных
При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.