Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:57, статья
Анализ деятельности российских предприятий показывает, что большинство средних и крупных испытывают затруднения в управлении, что отражается на финансовых результатах их деятельности. Одна из основных причин появления финансовых проблем предприятия – отсутствие у руководства своевременной, полной и достоверной информации о прошлом, настоящем и будущем финансовом состоянии предприятия или его отдельных подразделений. Отсутствие необходимой управленческой информации приводит к ошибочному распределению ресурсов по направлениям деятельности или продуктам, неправильному установлению цен на продукцию (что негативно сказывается на продажах), отсутствию у менеджмента предприятия знаний о возможностях снижения издержек и, как результат, – к снижению «по неизвестным причинам» рентабельности производства.
Анализ деятельности российских предприятий показывает, что большинство средних и крупных испытывают затруднения в управлении, что отражается на финансовых результатах их деятельности. Одна из основных причин появления финансовых проблем предприятия – отсутствие у руководства своевременной, полной и достоверной информации о прошлом, настоящем и будущем финансовом состоянии предприятия или его отдельных подразделений. Отсутствие необходимой управленческой информации приводит к ошибочному распределению ресурсов по направлениям деятельности или продуктам, неправильному установлению цен на продукцию (что негативно сказывается на продажах), отсутствию у менеджмента предприятия знаний о возможностях снижения издержек и, как результат, – к снижению «по неизвестным причинам» рентабельности производства.
Одна из важнейших задач управленческой деятельности предприятия – управление издержками производства. Эффективное управление ими позволяет повышать конкурентоспособность продукции за счет возможности установления более низких цен на нее, получать релевантную информацию о себестоимости отдельных видов продукции и объективные данные для составления бюджета предприятия и правильно оценивать деятельность каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.
В процессе разнесения издержек необходимо решить вопрос, какие издержки и по какой базе должны быть отнесены на тот или иной центр затрат. Само разнесение затрат является достаточно прямолинейным процессом. Для разнесения необходимо определить соответствие между произведенной продукцией и понесенными издержками. Однако в том случае, когда каким-либо из подразделений предприятия (или несколькими из них) выпускается несколько видов продукции, распределение прямых издержек часто вызывает определенные сложности, связанные с трудностями правильного выявления центров затрат и определения способов разнесения издержек на каждый из них, обеспечивающих справедливое распределение затрат.
Выбор методов и подходов к разнесению издержек должен быть обусловлен конкретными условиями производства, влияющими на себестоимость изделий, удельным весом каждого вида расходов, связями затрат с объемом продукции. В зависимости от итогов разнесения издержек будут зависеть ключевые показатели эффективности производства и реализации продукции, а также деятельности отдельных подразделений или предприятия в целом.
Владение методами адекватного разнесения издержек позволяет определять рациональную структуру портфеля продукции, оптимизировать прибыль, издержки и объем производства и принимать обоснованные управленческие решения по структуре производства, производственным программам и сбытовой политике. Во многих случаях, даже когда производство группы товаров в целом находится выше уровня безубыточности, общие экономические показатели могут быть улучшены за счет оптимального перераспределения удельного веса отдельных продуктов в программе выпуска. Это особенно актуально, когда у предприятия есть ограничения по производственным мощностям и ресурсам. Решение такой задачи состоит в увеличении доли продуктов, способных приносить наибольшую прибыль. При этом рентабельность отдельного продукта не может служить единственным критерием для увеличения удельного веса этого продукта в программе выпуска, поскольку не отражает экономические процессы на предприятии.
Предприятие имеет два основных подразделения, которые производят и реализуют четыре вида продукта. Структура компании и производства имеет вид, изображенный на рис. 1.
Продукция предприятия имеет стабильный спрос: ежемесячный объем продаж составляет 5,55 млн руб., кроме летних месяцев (в данный период объем продаж сокращается на 50%). План сбыта продукции представлен в табл.1.
Таблица 1
Наименование продукции | Объем
продаж,
ед./мес. |
Цена,
руб./ед. |
Сумма,
тыс. руб. |
Условия
оплаты |
Потери, % |
Продукт 1 | 20 000 | 50 | 1000 | по факту | 10 |
Продукт 2 | 200 000 | 20 | 4000 | по факту | 10 |
Продукт 3 | 30 000 | 15 | 450 | по факту | 10 |
Продукт 3 | 10 000 | 10 | 100 | по факту | 10 |
Итого | 5550 |
Издержки предприятия состоят из:
Таблица 2
Наименование продукции | Прямые издержки, руб./ед. | Сумма прямых издержек, тыс. руб. |
Продукт 1 | 30 | 600 |
Продукт 2 | 10 | 2000 |
Продукт 3 | 4 | 120 |
Продукт 3 | 2 | 20 |
Итого | 2740 |
Таблица 3
Наименование статьи затрат | Предприятие | Подразделение 1 | Подразделение 2 |
Заработная плата | 210 | 150 | 160 |
Маркетинг | – | 600 | 300 |
Электроэнергия | 200 | – | – |
Освещение | 150 | ||
Итого | 560 | 750 | 460 |
Примечание:
численность работников подразделения
1 составляет 20 чел., подразделения 2 –
30 чел., административно-
Таблица 4
Наименование статьи затрат | Стоимость,
тыс. руб. |
Срок
амортизации, мес. |
% износа | Амортизация,
тыс. руб./мес. |
Оборудование компании | 1200 | 60 | 0 | 20 |
Производственная линия А | 540 | 60 | 0 | 9 |
Производственная линия Б | 480 | 60 | 0 | 8 |
Итого | 2220 | 37 |
Площади помещений, занимаемых подразделениями 1 и 2, составляют 3000 и 7000 кв. м., соответственно.
Требуется проанализировать деятельность предприятия, оценить ее эффективность как в целом, так и в разрезе его подразделений, провести анализ безубыточности, а также выработать рекомендации по результатам анализа, необходимые для принятия управленческих решений с целью увеличения экономической эффективности.
Для упрощения модели в расчетах будет использован единственный налог – налог на прибыль по ставке 24%. Период расчета финансовой модели – 12 мес.
Специфика задачи заключается в том, что в ней рассматриваются не центры дохода, а центры затрат, являющиеся самостоятельными подразделениями приносящими прибыль. Решение поставленной задачи в Project Expert состоит из нескольких этапов:
Основными шагами создания финансовой модели являются:
С целью понимания причин возникновения проведем их анализ и измерение.
Исходя из учетной информации, видно, что предприятие имеет следующие издержки:
Классификация издержек произведена в зависимости от их происхождения и от того, прямо или косвенно они связаны с производством продукции, деятельностью подразделений или предприятия в целом.
Структура
издержек предприятия имеет вид, приведенный
на рис. 2.
Рис. 2. Издержки предприятия
Классификация
затрат позволяет локализовать издержки
по местам их возникновения, раскрывает
содержание затрат по подразделениям
и создает возможности их распределения
по видам продукции.
На этапе разнесения общих издержек предприятия по подразделениям на основе данных по этим центрам затрат определяется база разнесения. Аналогичная процедура осуществляется при разнесении общих издержек по продуктам. База распределения общих издержек должна выбираться на основе справедливой оценки участия центра затрат в производстве продукта и с учетом необходимости точного измерения издержек. В данном примере такая необходимость существует, поэтому в итоге все издержки предприятия будут разнесены по всем продуктам.
Для
осуществления разнесения издержек
в программе Project Expert необходимо выполнить
несколько предварительных
Таблица 5 Таблица 6
|