Содержание и особенности предпринимательства в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание

Цель работы: курсовая работа по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» пишется с целью расширения полученных теоретических знаний и обучения основам разработки бизнес-плана.
Задачи работы: в курсовой работе следует рассмотреть разделы, посвященные сущности предпринимательской деятельности, организационно-правовым формам и составлению бизнес-плана.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
1. Предпринимательства как вид деятельности;
2. Развитие предпринимательской деятельности РК, на примере колбасного цеха ТОО «Апрель».
3. Перспективы развития предпринимательства в РК.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.67 Кб (Скачать документ)

     Все участники рынка, пишет Смит, подгоняются  стремлением «сделать деньги» для  себя, «улучшить свое положение». Каким  же образом рыночное общество не позволяет  заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих  сограждан? Может ли на такой опасной  антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?

     А. Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным  механизмом рыночной системы – механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего материального  положения, противостоит на рынке толпа  людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий  субъект на рынке вынужден принять  цены, предложенные конкурентами. При  такой конкуренции, утверждает А. Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем производители  аналогичной продукции, трудно будет  найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем  его конкуренты, не сможет найти  таких работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

     А. Смит показывает, что рынок выдает те товары, которые желает получить общество, и в том количестве, которое требуется этому обществу. Таким образом, А. Смит показал, что  рыночная система – могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение  общества всем необходимым, а так  же, что эта система саморегулируется. Следует отметить, однако, что поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По мнению А. Смита, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

     Д. Рикардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.

     И лишь на рубеже XIX–XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907–1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим правилам производства (Земля, Капитал, Труд) четвертый фактор – Организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

     Американский  экономист Дж.Б. Кларк (1874–1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1. Капитал; 2. Капитальные блага – средства производства и земля; 3. Деятельность предпринимателя; 4. Труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага – ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк, свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам-то, что создается капиталом, а предпринимателям-то, что создается функцией координирования.

     Так понимал в тот период функции  предпринимателей американский экономист  Дж.Б. Кларк.

     Известный американский экономист австрийского происхождения Иозеф А. Шумпетер (1883–1950) в книге «Теория экономического развития», которая вышла впервые в 1911 г., трактует понятие предприниматель как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста: «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

     По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской  премии по экономике за 1974 г. Ф.А. Хайек (18899–1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным.

     Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает  предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять  предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной  стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой – эффективное управление – менеджмент во всей его сегодняшней деятельности – по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента: «Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности  и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что  традиционно считается чертами  хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше».

     Основное  качество менеджера – способность  «внести организованность в неструктурированную  организацию» – далеко не всегда свойственно  даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий –  менеджер.

     Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних  условиях понятия «предприниматель»  и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них – собственник, а другой – управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

     Вплотную  к понятию «предприниматель»  примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями  по производству, оказанию услуг или  приобретению и продаже товаров  обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий или организаций.

     Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель»  и «предпринимательство»:

     – 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска;

     – 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность  за предпринимаемое дело; тот, кто  планирует, контролирует, организует и  владеет предприятием;

     – 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;

     – 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии;

     – 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;

     – 1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;

     – 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель  – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические  механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность  за возможную неудачу;

     – 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего–то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

     А вот как трактуется понятие «предпринимательство»  в Энциклопедическом словаре  предпринимателя:

     «Предпринимательство  – инициативная самостоятельная  деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность  или от имени и под юридическую  ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая  коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными  бумагами».

     К важнейшим чертам предпринимательства  следует отнести:

     – самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов. Любой  предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

     – экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства  – получение максимальной возможности  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы получения  высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

     – хозяйственный риск и ответственность. При любых, самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

     Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно.

     Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание упоминавшиеся выше Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе. Представляется более правильной оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации жизни общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Й. Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.

     Из  всего сказанного выше можно сделать  вывод о том, что предпринимательство  и новаторство в современном  обществе представляют взаимосвязанное  целое. 
 
 

    1. Типология предпринимательской деятельности
 

     Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку  любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами производственного цикла – производством  продукции и услуг, обменом и  распределением товаров, их потреблением – можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое. Кроме этого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный  вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).

     В то же время каждый из названных  видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов.

     Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются  услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера  деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные  связи, нарушилось материально-техническое  обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

     Наибольшее  развитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, стала стремительно развиваться, главным образом как частное индивидуальное предпринимательство. Сюда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них имеются и те, кого раньше относили к так называемой «теневой» экономике. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10–12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая – 20–30%, а нередко и выше.

     Особым  видом предпринимательской деятельности является финансовое. Сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

     Финансовая  сделка предполагает не такую высокую  норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5–10%.

Информация о работе Содержание и особенности предпринимательства в РК