Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 22:41, курсовая работа
СТРАХОВАНИЕ, ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СТРАХОВЩИК, СТРАХОВАТЕЛЬ, ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЬ, СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ, ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ДМС, ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ, СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДСАГО.
Введение………………………………………………….............………………………………….4
I. Понятие добровольного страхования……………………….................................................…5
1.Теоретические основы………………………………………...………................................5
2. Виды добровольного страхования…………………………………………………...........8
2.1 Личное страхование.…………………………………..................................…...........8
2.2. Добровольного медицинское страхование...................………………………........10
2.3. Страхование имущества……………………………………………….....................13
2.4. Страхование ответственности...................................................................................15
2.5. Добровольного страхование автогражданской ответственности ..........................18
II. Анализ состояния рынка добровольного страхования………………………………….......19
1.Анализ финансового состояния российских страховых компаний………...............19
2.Анализ деятельности российских страховых компаний по личному страхованию.22
3.Анализ деятельности российских страховых компаний по ДМС………….............24
4.Анализ деятельности российских страховых компаний по ДСАГО………….........28
III. Перспективы развития рынка добровольного страхования…………………………….......34
Заключение………………………………………………………………………………….........41
Библиографический список…………………………………………………………….…............42
Несмотря на кризис и падение реальных взносов по страхованию жизни, страховые компании продолжают заключать новые договора - объем нового бизнеса по страхованию жизни в 2009 году достиг 8,5 млрд. рублей. Всего по официальной статистике объем взносов по страхованию жизни составил 15,7 млрд. рублей, снизившись по сравнению с 2008 годом на 18,6%.
Падение реальных премий по страхованию жизни отмечается уже на протяжении двух кризисных лет: -2,6% в 2008 году по сравнению с 2007 годом и -16,8% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Доля схем в страховании жизни продолжила сокращаться и достигла в 2009 году 12,9%.
Несмотря на падение рынка страхования жизни, в 2009 году более половины взносов по этому виду страхования было получено по договорам, заключенным в этом году. Положительные темпы прироста страховых премий в 2009 году показал сегмент рискового розничного страхования жизни, не связанного с кредитованием.
По прогнозам , в 2010 году объем рынка страхования жизни составит 14,6 млрд. рублей, сократившись по сравнению с 2009 годом на 7%.
Наибольший вклад в падение внесет корпоративное страхование жизни (-10%), объем розничного страхования жизни (включая кредитное страхование) сократится на 6%. При этом взносы, полученные по новому бизнесу, не упадут, а останутся на уровне 2009 года.
На
данный момент в России отсутствуют
какие-либо внутренние предпосылки
для поступательного развития рынка
долгосрочного страхования
Исходя из сложившейся ситуации, российский рынок накопительного страхования жизни может развиваться только экстенсивно – в результате решительной и последовательной политики государства. Стимулирование рынка страхования жизни должно идти по двум направлениям: создание значимых налоговых льгот и формирование гарантийного фонда, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страхования жизни и снижению при этом рисков вложений в этот инструмент. Не менее важное условие развития рынка страхования жизни – это стабилизация экономики и снижение уровня инфляции. Для того чтобы все эти меры осуществлялись последовательно и сбалансированно, необходимо принятие долгосрочной стратегии развития рынка страхования жизни.
Усредненный показатель рентабельности активов российских страховщиков жизни в 2009 году составил -19,0%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 9,9 п.п. Основной спецификой компаний - инвестиционных проектов является крайне высокие расходы на ведение дела на развитие агентской и филиальной сети, на рекламу и маркетинг. Кроме того в долгосрочном страховании жизни значительная доля агентской комиссии платится при заключении договора, а премии поступают в течение всего срока его действия. В результате усредненное значение доли расходов на ведение дела у страховщиков жизни находится на крайне высоком уровне, хотя и постепенно снижается (95,6% в 2007 году, 85,6% в 2008 году и 70,2% в 2009 году).
Усредненные
значения рентабельности инвестиций страховщиков
жизни также существенно превышают аналогичные
показатели для страховщиков «не-жизни»
(13,6 против 8,8% в 2009 году). Ведь рентабельность
инвестиций для страховых компаний является
целевым показателем, на котором могут
быть основаны их конкурентные преимущества.
3. Анализ
деятельности российских
Кризисный год показал заинтересованность в ДМС частных лиц, привыкших к качественным медицинским услугам. Розничный спрос на ДМС, в противовес корпоративному, во время кризиса увеличился. Многие сотрудники компаний, лишившиеся соцпакетов, самостоятельно стали приобретать полисы ДМС. Однако объем розничного ДМС по-прежнему остается на низком уровне. По данным исследования , объем розничного ДМС составил всего 4,8 млрд. рублей (6,5% от всего рынка ДМС) за 2009 год. К концу 2010 года эта доля существенно не изменится и составит 6,8%.
Рост рынка ДМС не связан с ростом спроса на добровольное медицинское страхование со стороны новых клиентов. По данным, за 1-ое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост взносов по ДМС составил 10,7%. Это произошло за счет роста урезанных во время кризиса бюджетов компаний на соцпакеты, а также возвращению старых клиентов, отказавшихся от ДМС в финансово нестабильное время. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги ЛПУ. О притоке новых корпоративных клиентов говорить не приходится.
Убыточность ДМС растет в результате демпинга страховщиков и повышения цен ЛПУ. По данным, усредненная убыточность (без РВД) за 2009 год составляла 83%. Даже страховщики, придерживающиеся консервативной тарифной политики, имеют дело с высокой убыточностью из-за резкого роста цен ЛПУ на медицинские услуги, «гиперлечения» и «приписок» неоказанной медицинской помощи. Несмотря на это, многие страховые компании прибегают к демпингу, в результате у значительного числа компаний убыточность по ДМС (даже без учета расходов на ведение дела) превысила 100%.
Развитие добровольного медицинского страхования невозможно без достаточного количества клиник, предоставляющих качественные услуги. Непрозрачность и недобросовестность многих медицинских учреждений связаны с низкой конкуренцией на рынке ЛПУ. Налицо нехватка современных технически оснащенных клиник. Их дефицит препятствует развитию добровольного медицинского страхования в России. Без формирования масштабного цивилизованного рынка услуг лечебных учреждений, полноценное развитие ДМС невозможно.
По данным за 1-ое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост взносов по добровольному медицинскому страхованию составил 10,7%. Рост рынка ДМС не связан с ростом спроса на добровольное медицинское страхование со стороны новых клиентов. Это оживление произошло за счет роста урезанных во время кризиса бюджетов компаний на социальное обеспечение своих сотрудников, а также возвращения старых клиентов, временно отказавшихся от ДМС в финансово нестабильный период. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги ЛПУ.
Спрос со стороны частных лиц остается по-прежнему на низком уровне. По данным исследования доля розничного ДМС составляет всего 4,8 млрд. рублей или 6,5% (за 2009 год), и по прогнозу, эта доля по итогам 2010 года существенно не изменится и составит 6,8%. Однако, стоит отметить, что розничный спрос на ДМС по сравнению с корпоративным во время кризиса увеличился. Сотрудники компаний, лишившиеся соцпакетов, сами стали приобретать полисы ДМС. Желание сотрудников иметь полис ДМС даже за собственные средства показывает, что добровольное медицинское страхование необходимо обществу.
Невысокая доля розничного ДМС в России связана с двумя причинами: невысокими доходами населения и дефиците высококлассных клиник, что приводит к незаинтересованности страховщиков к этому виду бизнеса. Полисы ДМС для частных лиц стоят достаточно дорого, поэтому большая часть населения не может позволить себе воспользоваться такими услугами. Кроме этого, доверие обычных граждан к частным клиникам ниже, чем к муниципальным поликлиникам. Это связано с нехваткой качественных ЛПУ в целом по стране и желанием недобросовестных врачей «накрутить» стоимость лечения, проводя ненужные процедуры. Страховщикам же, исходя из сложившейся ситуации, невыгодно развивать розничный бизнес ДМС из-за его высокой убыточности. Обычно, розничные полисы ДМС покупаются людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Такие клиенты стремятся получить максимальное количество процедур и услуг в клинике. В результате страховая компания получает низкую «маржу» либо совсем ее не получает. Убыточность розничного ДМС выше корпоративного.
Убыточным в 2009 году оказалось не только розничное ДМС, но и корпоративное. Страховщики, во время кризиса прибегавшие к демпингу в добровольном медицинском страховании, столкнулись с ростом убыточности, у некоторых коэффициент убыточности-нетто по ДМС превысил 100%. По данным усредненное значение коэффициента убыточност-нетто (без учета расходов на ведение дела) в ДМС за 2009 год составило 83%. Ежегодно цены ЛПУ на услуги существенно увеличиваются, что должно приводить и к росту страховых тарифов. Опыт высокой убыточности не учит страховщиков, они по-прежнему демпингуют, пытаясь привлечь как можно больше клиентов, чтобы покрыть имеющиеся убытки.
Страховщики, придерживающиеся оптимальной тарифной политики, тоже имеют дело с высокой убыточностью, но она у них, конечно же, ниже, чем у первой категории страховых компаний. Их убыточность связана с резким ростом цен ЛПУ на медицинские услуги. Клиники ежегодно повышают цены на свои услуги, причем этот рост даже выше экономической инфляции. Кроме этого, существуют проблемы «гиперлечения», когда ЛПУ назначают большое количество ненужных медицинских процедур застрахованным, и «приписок» неоказанной медицинской помощи в счета, отправляемые страховщикам.
Убыточность в ДМС связана с отсутствием единых стандартов оказания медицинской помощи, распространяющихся на все частные клиники России. Названия и цены одних и тех же услуг могут в разных клиниках различаться, что дает широкое поле для недобросовестных действий клиник. Бороться со злоупотреблениями ЛПУ можно путем обязательной координации услуг, предоставляемых клиниками, со страховщиком, разработки и подписания стандартов оказания медицинской помощи, введения нозологических прейскурантов и жесткой медико-экономической экспертизы счетов ЛПУ. Кроме этого, для «оздоровления» рынка необходимо введение отчетности по МСФО.
Непрозрачность и недобросовестность частных медицинских клиник связана с низкой конкуренцией на рынке ЛПУ. Налицо нехватка современных технически оснащенных многопрофильных клиник и обладающих высококвалифицированным персоналом. Дефицит таких клиник не способствует развитию добровольного медицинского страхования в России. Страховщики пытаются внести свой собственный вклад в развитее рынка ДМС путем создания собственных клиник, отвечающих всем их требованиям.
График 1. Восстанавление рынока ДМС после кризиса.
Динамика взносов по ДМС
Таблица 1. Добровольное медицинское страхование, 1-е полугодие 2010 г.:
Место | Компания | Взносы, тыс. руб. | Выплаты, тыс. руб. |
1 | Группа "СОГАЗ" | 13 565 633 | 6 282 297 |
2 | Группа РОСНО | 4 801 561 | 2 161 280 |
3 | РЕСО-Гарантия | 3 046 358 | 1 568 799 |
4 | Группа "АльфаСтрахование" | 3 042 271 | 1 256 353 |
5 | Группа "Ингосстрах" | 2 957 737 | 2 525 981 |
6 | Система Росгосстраха | 1 779 605 | 1 127 511 |
7 | Группа "Капитал" | 1 540 826 | 777 928 |
8 | Сургутнефтегаз | 1 304 723 | 444 695 |
9 | Военно-страховая компания | 1 252 583 | 761 964 |
10 | Группа компаний МАКС | 1 192 280 | 610 235 |
11 | Группа "Ренессанс Страхование" | 1 088 759 | 753 178 |
12 | Группа "УралСиб" | 943 921 | 588 730 |
13 | Согласие | 916 178 | 236 255 |
14 | Энергогарант | 663 036 | 286 911 |
15 | Страховая группа МСК | 611 236 | 338 130 |
16 | Группа "Чулпан" | 541 527 | 246 931 |
17 | Группа Югория | 515 119 | 323 206 |
18 | Россия | 417 771 | 320 094 |
19 | Ростра | 368 652 | 108 990 |
20 | ОРАНТА Страхование | 320 039 | 202 097 |
Информация о работе Анализ состояния рынка добровольного страхования в РФ