Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом "страх". Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничто¬жения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономиче¬ской жизни.
Введение 4
1 Теоретические основы изучения имущественного страхования 7
1.1 Понятие и классификация имущественного страхования 7
1.2 История развития автострахования в России 14
1.3 Автокаско – вид страхования автотранспорта 16
2 Анализ страхового рынка России 26
2.1 Анализ рынка имущественного страхования России 26
2.2 Анализ рынка имущественного страхования в Амурской
области 34
2.3 Анализ российского рынка страхования по системе
автокаско 38
3 Основные проблемы в страховании автокаско и пути их решения 45
3.1 Проблемы страхования автокаско 55
3.2 Пути решения проблем автокаско 55
Заключение 62
Библиографический список 65
Темп прироста 10 ведущих страховщиков страхования имущества в 1 полугодии 2008 года составил 23 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что опережает общерыночный темп развития - 112 %. Такое ускоренное развитие страховщиков-лидеров позволило им увеличить долю в общей премии по рынку имущественного страхования.
Основные изменения произошли не в составе группы лидеров сегмента, а в их распределении внутри группы. «Ингосстрах» занял третье место по сборам, уступив группе компаний «Росгосстрах» и «Ресо-Гарантии», «КапиталЪ Страхование» заняло шестую строчку, вместо поднявшейся на одну позицию страховой группы «Согаз». «ВСК», демонстрируя сверхвысокие темпы роста, заняла седьмое место, обойдя кэптивы «Согласие» и «Альфастрахование», оказавшиеся на восьмом и девятом месте соответственно. Не изменились позиции у компании «Росно» - четвертое место, и «Наста» - десятое место. В течение 1 полугодия 2008 года 722 страховщиков, занимающихся страхованием имущества, увеличили объем страховой премии на 112 % до 271,8 млрд. руб. Выплаты также выросли, составив 135,3 млрд. руб., коэффициент выплат составил 49,8%.
По итогам полугодия 2008 года, наблюдался значительный рост премий: в Северо-Западном федеральном округе сборы увеличились на 11%, в Южном - на 20%, в Приволжском - на 19%, в Уральском - на 21%, в Сибирском - на 24%.
За первое полугодие 2008 года рынок страхования вырос в среднем на 50,6%. Самыми быстрорастущими сегментами стали страхование рисков (+285%), имущества физлиц (+113%), добровольное медицинское страхование (102%).
Страхование имущества и добровольное медицинское страхование являются локомотивом развития рынка в целом, во многом это объясняется стремительным ростом рынков ипотечного и автомобильного кредитования. Рынок ДМС ежегодно растет в первую очередь за счет того, что сегодня страхование в составе соцпакета – уже норма для большинства крупных российских городов. Сегмент автострахования, который уже третий год занимает около половины рынка розничного страхования, увеличил темпы роста – до 55,7% за год. Но все таки бум автокредитования прошел, поэтому динамика роста автострахования в ближайшие годы начнет снежатся. Если говорить про КАСКО, то охват рынка в 75-78% был достигнут еще пару лет назад. Соответственно в этом сегменте рост может быть обеспечен только за счет обновления автопарка более дорогими и мощными машинами.
На top-10 лидеров по начисленным премиям по итогам полугодия пришлось 74% рынка и 77% выплат. Разница между долей рынка, занимаемого лидерами, и выплатами говорит о том, что в ближайшее время страховщикам неизбежно придется разрабатывать новые продукты, чтобы повысить рентабельности бизнеса.
Из-за концентрации рынка конкуренция между лидерами идет в каждом сегменте страхования. Если рынок добровольного медицинского страхования прочно занят, то абсолютным лидером в автостраховании физлиц безоговорочно лидирует «Росгосстрах», а в страховании рисков – «Росно».
Большой отрыв лидеров от остальных игроков в страховании имущества физлиц и автостраховании физлиц во многом связан с «банко-страхованием»: получая ипотечный или автокредит, у клиента зачастую нет выбора страховщика. Если в ближайшее время под давлением Федеральной Антимонопольной Службы все крупнейшие розничный банки предоставят клиенту более широкий выбор страховщика, то борьба за клиента существенно обострится.
Самые большие выплаты страховщиков приходятся на пожары (до 409 млн. руб.) и аварии на производстве ( до 150 млн. руб.). Однако у ряда компаний самые крупные выплаты до сих пор измеряются незначительным суммами (от 50 до 200 тыс. руб.), которые производились по факту ДТП.
У физических лиц среди программ имущественного страхования наибольшим спросом по-прежнему пользуются полисы автокаско, менее востребованными остаются программы страхования недвижимости. Следом за КАСКО идет страхование квартир и дач. При этом спросом пользуются те страховые продукты, приобретение которых (оформление полиса) требует наименьших усилий и времени. Среди юридических лиц спрос на программы страхования недвижимости часто определяется необходимостью. Наиболее часто юридические лица страхуются «вынужденно» - страхуют имущество, находящееся по залогом у банков.
Снижения рентабельности работы на рынке автострахования подтолкнуло страховые компании продвигать на рынок более выгодные для себя программы по залоговым автомобилям. Страховые компании стали более убедительны и решительны в переговорах с банками и автодилерами, отстаивая свое право на рентабельный бизнес. И если раньше банки были непреклонны в способах организации взаимодействия со страховщиками, то сейчас на рынке уже есть прецеденты, когда условия страховщиков принимаются: например, постепенно все отказываются от единых условий страхования на все время действия кредитного договора независимо от убыточности клиента.
Рынок автострахования несмотря на рост убыточности остаётся одним из наиболее динамичных. Спрос на полисы высок, как за счёт требований банков, по страхованию объёкта залога, так и у населения, в силу обязательности страхования гражданской ответственности, это подталкивает страховые компании конкурировать во вне ценовых областях.
С начала года с рынка имущественного страхования ушли 98 страховых организаций, которые в 1 полугодии 2007 года собрали 3,5 млрд. рублей. Приступили к работе 38 компаний, привнеся с собой 3,2 млрд. руб. Объемы премий страховщиков, покинувших рынок и только пришедших, сопоставимы, что, вероятно, обусловлено активизацией процессов слияний и поглощений: мелкие страховщики имущества влились в более крупные компании или продали им свой бизнес.
Прирост страховой премии постоянных страховщиков на уровне более 50 % свидетельствует о расширении круга страхователей и ассортимента страховых услуг, как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц. В частности, активное сотрудничество банков и страховщиков является основой роста залогового страхования.
Представим структуру премий по страхованию имущества 10 ведущих страховщиков в первых полугодиях 2008 – 2009 годов на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура премий по страхованию имущества 10 ведущих страховых компаний.
Основной прирост в имущественном страховании обеспечивает высокий сбор по программе автокаско. Доля автокаско физических лиц снизилась на 14 %, по сравнению с 1 полугодием 2008 года, а вот доля юридических лиц увеличилась на 2 %. Доля иного имущества юридических лиц (страхование от огня и сопутствующих рисков, страхование грузов, страхование специальных рисков в части "каско" и др.) увеличилось с 32 % до 46 %.
Идет активное продвижение страховых продуктов в ипотечном кредитовании. Явно усиливается интерес страховщиков к рынку потребительского кредитования, который переживает сейчас настоящий бум. В области страхования юридических лиц большой интерес проявляется к страхованию строительно-монтажных рисков, так как объемы строительства постоянно растут. В приближении сезона отпусков на рынок стали также выводиться новые программы для выезжающих за рубеж.
Практически все участники рынка отмечают спрос на ипотечное страхование, связанный с бумом ипотеки. Можно сказать, что наибольшим спросом пользуются программы ипотечного страхования, на втором месте - страхование дачных домов, коттеджей, особняков, на третьем - страхование квартир. Доля страхования недвижимости в 1 полугодии 2009 года увеличилась на 1 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Автострахование остается приоритетным направлением развития практически у всех страховых компаний. Основной прирост здесь обеспечивают программы каско, причем за счет автокредитов. Впрочем, компании стараются привлечь клиентов и "с улицы", совершенствуя продуктовую линейку. На рынке прослеживается тенденция к созданию узкоспециализированных продуктов, учитывающих лишь определенные риски и, таким образом, цена страхования становится более доступной. Расширяется спектр дополнительного сервиса.
2.2 Анализ рынка имущественного страхования в Амурской области
Имущественное страхование занимает большую долю страхового рынка в нашей стране, и Амурская область не является исключением. Для анализа рынка имущественного страхования Амурской области используем данные, собранные амурским областным комитетом статистики, такие как объем собранных страховых премий, объем выплаченного страхового возмещения, количество заключенных договоров страхования имущества и страховая сумма по заключенным договорам.
Таблица 4 – Объем собранных страховых премий
тыс. руб.
ВИД СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
---|---|---|---|---|
ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ВСЕГО | 15768 | 11220 | 10951 | 11262 |
В ТОМ ЧИСЛЕ СТРАХОВАНИЕ: |
|
|
|
|
ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ | 9709 | 4235 | 3423 | 3398 |
ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН | 5724 | 6594 | 7528 | 7864 |
ДОЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ | 61,57 | 37,75 | 31,26 | 30,18 |
ДОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ | 38,43 | 62,35 | 6874 | 69,82 |
Анализируя данные таблицы 4, можно сделать следующие выводы. Общая сумма собранных страховых премий в рассматриваемый период (2005 – 2008 годы) заметно снизилась. Сумма страховых премий, собранных с юридических лиц также имеет резкую отрицательную тенденцию, в то время как объем страховых премий, собираемых с физических лиц, стабильно повышается. Структуры страховых премий сильно изменяется в течение четырех лет. В 2005 году доля премий, собранных с юридических лиц, составляет более 60 %, но к 2006 году этот показатель заметно снижается и достигает значения 30,18 %. А вот доля физических лиц повышается, таким образом она увеличилась с 38,43 % до 69,82 %.
В таблице 5 представим суммы выплаченного страхового возмещения в период с 2005 по 2008 год.
Таблица 5 – Объем выплаченного страхового возмещения
тыс. руб.
| 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
---|---|---|---|---|
ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ВСЕГО | 4682 | 6400 | 7857 | 8167 |
В ТОМ ЧИСЛЕ СТРАХОВАНИЕ: |
|
|
|
|
ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ | 419 | 2651 | 3797 | 3819 |
ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН | 4246 | 3748 | 4060 | 4348 |
ДОЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ | 8,95 | 41,42 | 48,32 | 46,75 |
ДОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ | 91,05 | 58,58 | 51,68 | 53,25 |
Информация о работе Рынок страхования России по системе автокаско