Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом "страх". Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничто¬жения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономиче¬ской жизни.
Введение 4
1 Теоретические основы изучения имущественного страхования 7
1.1 Понятие и классификация имущественного страхования 7
1.2 История развития автострахования в России 14
1.3 Автокаско – вид страхования автотранспорта 16
2 Анализ страхового рынка России 26
2.1 Анализ рынка имущественного страхования России 26
2.2 Анализ рынка имущественного страхования в Амурской
области 34
2.3 Анализ российского рынка страхования по системе
автокаско 38
3 Основные проблемы в страховании автокаско и пути их решения 45
3.1 Проблемы страхования автокаско 55
3.2 Пути решения проблем автокаско 55
Заключение 62
Библиографический список 65
Из таблицы 10 видно, что вместе с ростом страховых премий по автокаско физических лиц стабильно увеличиваются и страховые выплаты (на 60,9 млрд. рублей за три года). Коэффициент выплат по данному виду страхования достаточно велик. Максимальное значение наблюдается в 2007 году – 51,3 %, после чего в 2008 году он незначительно снижается до 50,8 %.
Всего, согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в январе было продано 116 899 автомобилей (вместе с легковыми автомобилями отечественного производства Lada, УАЗ, “Иж” и ГАЗ), что на 33% меньше, чем в январе 2008 года (175 063 шт.). Продажи иномарок по сравнению с январем прошлого года сократились на 28,32% и составили 81 504 шт. (в прошлом январе 113 705 шт.).
Сейчас же можно сказать, что Российский авторынок успокоился, продажи стабилизировались. По итогам девяти месяцев этого года спад продаж новых автомобилей в России достиг 51%. В сентябре 2009 года относительно сентября 2008 года – последнего докризисного месяца – продажи упали на 52%. Дальше такого катастрофического падения по отношению к продажам 2008-го уже не будет – потому что концовка прошлого года прошла под знаком резкого падения спроса на новые автомобили.
Сейчас же можно констатировать стабильность российского рынка: сентябрь стал чуть лучше августа – продано примерно на 7000 автомобилей больше, чем в прошлом месяце.
Ситуацию на нашем рынке по-прежнему не сравнить с ведущими европейскими рынками. Кризис в продажах на нашей территории оказался значительнее. Россию потрясло так, что нам не позавидует ни одна страна Западной Европы, кроме Ирландии. Все остальные европейские страны не испытали такого существенного спада продаж, а ведущие автомобильные державы Европы за счет глобальных правительственных программ стимулирования спроса на автомобили показали даже рост. Например, в Германии продажи в 2009 году выросли на 26%, а спад продаж в Великобритании удалось удержать на уровне -15% от прошлогодних. В результате Великобритания, Италия, Франция и уж тем более Германия в цифрах абсолютных продаж обогнали российский рынок, хотя если вспомнить середину 2008 года, Россия спорила с Германией за лидирующее положение на авторынке Европы.
Но все же, не смотря на трудно сложившуюся ситуацию в стране, эксперты не ожидали от 2009 года продолжения взрывного роста объемов рынка страхования автокаско.
Чтобы продемонстрировать рост на уровне прошлых лет, должны заработать иные факторы, кроме бума автокредитования и активной замены подвижного состава корпоративных автопарков.
Бум развития автокаско начался в 2003 году, когда дилерские сети иностранных производителей значительно расширили ассортимент автомобилей, стали предлагать альтернативные стопроцентной предоплате схемы покупки, банки стали активнее выдавать автокредиты. Свою лепту в рост продаж внесли и иномарки, собранные в России.
Однако, эксперты ошибались. Снижение страховых тарифов в среднем по рынку в меньшей степени сказалось на совокупном объеме страховой премии, чем резкое увеличение количества договоров.
При этом практика страхования автокаско, показывает привлечения клиентов на страхование сниженными тарифами, где она успешно продолжается и в 2009 году.
Процесс увеличения объемов рынка страхования автокаско идет параллельно с ростом убыточности по этому виду страхования:
- рост объема страховых выплат на 40 % в целом по рынку добровольного страхования имущества (в том числе и по розничному автокаско), превосходит динамику страховых премий в 2 раза.
- размер средней выплаты на договор страхования с физическим лицом увеличился на 76 %, тогда как по юридическим лицам — на 15 %.
Говорить о критической убыточности страхования автокаско пока еще рано: высоких значений уровня выплат не наблюдается. Однако ряд ведущих страховщиков, активно развивающих розничный сегмент автокаско, продемонстрировали увеличение убыточности, в среднем, на 20 %:
- убыточность по розничному автокаско превышает убыточность в корпоративном сегменте из-за высоких темпов роста бизнеса;
- увеличение расходов региональной сети, рост страховой инфраструктуры, длинная линейка розничных страховых продуктов ведут к росту убыточности;
- убыточность автокаско в большей степени стала ориентироваться на показатели ОСАГО.
Используя данные рейтингового агентства РБК, проведем анализ состава крупнейших страховщиков, занимающихся страхованием автокаско физических и юридических лиц в первом полугодии 2007 и 2008 года.
Таблица 11 – Крупнейшие автостраховщики физических лиц в 1 полуго-
дии 2007 года
№ | Компания | Автокаско, премии, млн. руб. | Автокаско, выплаты, млн. руб. | Автокаско, кол-во договоров, шт. |
1 | Росгосстрах | 5 316.28 | 2 471.03 | 123 909 |
2 | РЕСО-Гарантия | 5 549.29 | 2 230.81 | 98 880 |
3 | Ингосстрах | 5 188.69 | 3 133.52 | 70 861 |
4 | Росно | 2 805.16 | 1 705.81 | 136 315 |
5 | Наста | 1 940.13 | 1 204.31 | 53 848 |
6 | Уралсиб | 1 490.69 | 816.63 | 45 563 |
7 | Стандарт-Резерв | 1 657.05 | 923.27 | 68 350 |
8 | ВСК (военно-страховая компания) | 1 581.00 | 791.72 | 45 785 |
9 | Альфастрахование | 1 605.68 | 1 084.10 | 23 392 |
10 | Макс | 1 213.56 | 655.44 | 56 569 |
Таблица 12 - Крупнейшие автостраховщики физических лиц в 1 полуго-
№ | Компания | Автокаско, премии, млн. руб. | Автокаско, выплаты, млн. руб. | Автокаско, кол-во договоров, шт. |
1 | Росгосстрах | 5 339 055 | 3 025 493 | 146 951 |
2 | РЕСО-Гарантия | 5 864 157 | 2 922 128 | 130 821 |
3 | Ингосстрах | 7 107 327 | 3 832 148 | 123 400 |
4 | Уралсиб | 3 414 333 | 1 362 133 | 91 361 |
5 | Цюрих. Розничное страхование | 3 314 940 | 1 658 181 | 108 926 |
6 | Группа Ренессанс Страхование | 2 937 239 | 1 478 823 | 47 865 |
7 | Стандарт-Резерв | 2 547 855 | 1 339 041 | 64 886 |
8 | РОСНО | 2 058 832 | 2 014 339 | 97 041 |
9 | ВСК | 2 293 324 | 1 477 417 | 61 000 |
10 | Согласие | 2 501 260 | 1 244 411 | 66 048 |
дии 2008 года
Данные таблиц 11 и 12 показывают, что в 1 полугодии 2007 и 2008 года в области страхования автокаско физических лиц в тройку лидеров входят такие компании как Росгосстрах, Ресо-Гарантия и Ингосстрах. Они сохранят свои позиции в течение рассматриваемого периода. Компания Росно спустилась с 4 строчки на 8. Уралсиб поднялся с 6 на 4 строчку рейтинга. Стандарт-Резерв – сохраняет свою позицию на 7 строчки. Потеряло свои позиции ВСК, перейдя с 8 на 9 строчку. Наста вышло из списка 10 крупнейших автостраховщиков физических лиц, уступив место Цюрих. Розничное страхование (5 строчка в 1 полугодии 2008 года). Также из списка рейтинга выбыла компания Макс, отдающая свою строчку компании Согласие (10 строчка в 1 полугодии 2008 года).
Таблица 11 – Крупнейшие автостраховщики юридических лиц в 1 полугодии 2007 года
№ | Компания | Автокаско, премии, тыс. руб. | Автокаско, выплаты, тыс. руб. | Автокаско, кол-во договоров, шт. |
1 | Росгосстрах | 1 357.53 | 273.44 | 20 593 |
2 | Ингосстрах | 1 889.06 | 1 003.70 | 15 409 |
3 | ВСК | 951.62 | 347.00 | 18 233 |
4 | РЕСО-Гарантия | 909.36 | 415.71 | 23 586 |
5 | Росно | 878.23 | 359.81 | 17 832 |
6 | СОГАЗ | 578.67 | 144.76 | 4 302 |
7 | Уралсиб | 360.60 | 112.63 | 7 020 |
8 | Альфастрахование | 407.46 | 164.57 | 6 441 |
9 | Московская Страховая Компания | 306.64 | 167.00 | 8 525 |
10 | СГ КапиталЪ | 463.04 | 29.94 | 0 |
Таблица 12 - Крупнейшие автостраховщики юридических лиц в 1 полуго-
дии 2008 года
№ | Компания | Автокаско, премии, тыс. руб. | Автокаско, выплаты, тыс. руб. | Автокаско, кол-во договоров, шт. |
1 | Росгосстрах | 1 924 988 | 534 175 | 27 743 |
2 | Ингосстрах | 2 470 948 | 1 321 469 | 18 970 |
3 | ВСК | 1 285 672 | 517 241 | 24 335 |
4 | РЕСО-Гарантия | 1 353 178 | 524 702 | 25 612 |
5 | Росно | 1 112 993 | 511 791 | 21 568 |
6 | Альфастрахование | 665 632 | 267 926 | 27 046 |
7 | Уралсиб | 603 037 | 193 811 | 12 365 |
8 | СОГАЗ | 582 490 | 155 020 | 4 063 |
9 | Спасские ворота | 256 282 | 120 609 | 9 592 |
10 | Московская Страховая Компания | 466 876 | 224 052 | 12 802 |
Информация о работе Рынок страхования России по системе автокаско