Социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка

Описание

Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

Содержание

1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства

Работа состоит из  1 файл

Темы контрольных работ с.79, методичка.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

      Контрольные вопросы

  1. Определите термин «социальная работа».
  2. Перечислите базовые принципы социальной работы с населением.
  3. Какова роль социальной работы в защите населения?
  4. Охарактеризуйте основные направления социальной работы и проблемы их развития в российском обществе.
  5. Как происходило оформление социальной работы в качестве самостоятельного социального института в постсоветский период?
 
 

Тема 9.  Проблемы и пути реформирования системы 

социальной  защиты населения  в России 

    9.1. Проблема эффективности социальной защиты семьи и детства

    9.2. Государственная  защита трудоспособного населения от

           социальных рисков

    9.3. Принцип гуманизации в социальной защите нетрудоспособных

           граждан

    9.4. Создание системы многопрофильной целевой социальной защиты в РФ 

    9.1. Проблема эффективности социальной защиты семьи и детства 

      Переход к рынку, ухудшение условий жизни  значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность  прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

      В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

      Происходящие  в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

      Выделим следующие основные направления  социальной защиты и подходы к их реформированию.

      Во-первых, социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

      Особое  внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

        Также целесообразным представляется  создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

      Однако  проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

      Необходимо  упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

      В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные  интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

      Социальная  защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

    • обуславливающих:
      • мертворождение и патологические роды;
      • врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
      • голодание и нерациональное для детей питание;
      • безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
      • пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
      • негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
      • вовлечение в политическую активность и военные действия;
      • проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
    • препятствующих:
      • охране здоровья;
      • пребыванию ребенка в семье;
      • получению образования и духовно-нравственного воспитания;
      • формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
      • развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
      • приобщению к культурным ценностям;
      • занятиям физической культурой и спортом;
      • созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
      • выбору вероисповедания;
      • целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

      На  государственном уровне следует  однозначно определиться по вопросу  идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок. 

    9.2. Государственная  защита трудоспособного населения

    от  социальных рисков 

      Социальная  зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

      Социальная  защита трудоспособного населения  должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

  • эффективной занятости человека;
  • предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
    • молодежи;
    • одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
    • лицам предпенсионного возраста;
    • военнослужащим, уволенным в запас;
    • бывшим воинам – участникам военных конфликтов;
    • инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
    • лицам, продолжительное время не имеющим работы;
    • лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
  • выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
  • охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
  • оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
  • равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
  • реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
 
 

    9.3. Принцип гуманизации в социальной защите

    нетрудоспособных  граждан

      Социальная  защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

      Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

      Социальная  защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

    • всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
    • полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
    • жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
    • осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
    • проживанию в семье;
    • сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
    • имущественным интересам;
    • достойному обеспечению ритуальными услугами.

Информация о работе Социальная защита