Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка
Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.
В
России актуальной является проблема
социальной помощи людям, оказавшимся
в сложных жизненных условиях (бездомные,
беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы).
Необходимо территориальным органам социальной
защиты совместными усилиями с другими
заинтересованными службами решить проблемы
организации домов ночного пребывания,
социальных приютов и гостиниц. Не должно
быть случаев отказа в помощи людям, попавшим
в экстремальные ситуации.
9.4. Создание системы многопрофильной целевой
социальной
защиты в РФ
Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претендентстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:
Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.
Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных для этих целей, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.
Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Очевидна
необходимость поиска принципиально
иных подходов к управлению социальными
процессами. В основе такого управления
должна быть достоверная динамически
отслеживаемая информация о потребностях
людей в социальной помощи и услугах и
о располагаемых для этого ресурсах (финансовых,
материально-технических, инструментальных,
институционных, организационных).
Контрольные вопросы
Примерная тематика рефератов и творческих работ
Рекомендации по организации выполнения рефератов
и творческих работ студентами
и
контролю за ними со
стороны преподавателя
При написании реферата или творческой работы рекомендуется сначала определить объект и предмет исследования, сформулировать цель работы, затем обозначить основные разделы введения к работе (актуальность темы исследования, степень ее разработанности в литературе, объект и предмет исследования, его цель и задачи, выдвигаемые в исследовании гипотезы), далее – представить структуру работы. При написании основных содержательных разделов необходимо ориентировать студента на выполнение следующих правил: сначала требуется изучить литературу по выбранной теме, затем необходимо систематизировать материал с целью определения базовых понятий исследования, уточнения структуры и особенностей объекта исследования с выделением конкретного предмета исследования, далее – рассмотреть историческую эволюцию изучаемого процесса и его основные виды, сопровождая работу эмпирическими и статистическими данными. Таким образом, цель самостоятельной работы студента – на основе изучения и анализа публикаций по выбранной теме изложить суть проблемы и проанализировать ее теоретические и практические аспекты. В заключении творческой работы следует подвести итоги рассмотрения темы, выделить ключевые проблемы и обосновать свою позицию по их решению. Список литературы должен состоять из современных источников, монографий и научных статей, включая электронные ресурсы, оформленных в соответствии с ГОСТом.
В
учебном пособии по курсу «Социальная
защита» разработаны примерные контрольные
вопросы и примерные тестовые задания
для оценки степени достижения учебных
целей и задач. Итоговая оценка полученных
знаний и приобретенных компетенций студентов
выводится на основе рейтинговой системы
и складывается из работы студентов на
лекциях, на семинарских занятиях, самостоятельной
подготовки и сдачи творческих работ,
ответов на тестовые задания и других
видов работ.
Рекомендуемая литература
Основная
литература
1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. М.: РАГС, 2010. 124с.
2. Аверин
А.Н. Социальная защита
3. Алексеев Ю.П., Берестова Л.И., Бобков В.Н. и др. Социальная политика: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2006. 736 с. (1).
2. Алиев И.М. Политика доходов и заработной платы: Учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 382 с. (70).
3. Беляева
Л.А. Уровень и качество жизни.
4. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элемент социальной защиты. – М.: Феникс, 2008. 189с.
5. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Социальная защита работника. Жизнь, здоровье, деловая репутация. Учебное пособие. М.: Экономика, 2008. 399с.
6.Дунаев Б.Б. Благосостояние - труд, капитал и деньги. Киев: ППНВ, 2005. 220с.(2).
7. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. – М.: «Дашков и К», 2004.
10. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. 128 с. (1).
11. КравченкоА.И. Социальная работа. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. 412 с.
12. Кузнецова А.В. Социальная защита инвалидов. М.: Эксмо, 2010. 182с.
13. Об итогах социально-экономического
развития Российской Федерации в 2009 году
[Электронный ресурс] //Сайт Минэкономразвития
РФ. 2010. 3 февр.-Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
14. Павленок Я.Д. Методология и теория социальной работы. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. 267с.
15. Павленок Я. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: ИТК "Дашков и Ко", 2008. 568с.
16. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. Учебное пособие. М.: Academia, 2008. 320с.
17. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб. М., 2009. 795 с.
18. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: Стат.сб. M., 2009. 503 c.
19. Социология социальной сферы: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Акулич, В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. 238 с. (15).
20. Тихонова Н.Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни // СОЦИС. 2009. №10. С.29-40.
21. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан. – ИНИОН РАН, 2006. 272с.
22. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М.: ИТК "Дашков и Ко", 2007.