Социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка

Описание

Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

Содержание

1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства

Работа состоит из  1 файл

Темы контрольных работ с.79, методичка.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

      Функции социальной работы:

    • нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;
    • медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

      Основные  направления социальной работы:

      Социальный  надзор (контроль) и профилактика – форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);

объекты – процесс выполнения нормативных  актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

      Социальная  реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации – восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

      Социальная  интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

      Социальная  реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве. 

    8.2. Организационно-правовое становление системы социального

    обслуживания  населения в РФ 

      В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, – социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия – специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

      В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается  и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

      С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные  законы «Об основах социального  обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.

      Социальные  службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [9, с. 429].

      К государственным социальным службам  относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

      К муниципальным социальным службам  относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

      К негосударственным социальным службам  относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

      Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в  России функционируют следующие  социальные службы:

    • пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
    • социально-бытового обслуживания;
    • материальной помощи; социального обслуживания на дому;
    • специализированного стационарного социального обслуживания;
    • протезирования, ортезирования и протезостроения;
    • технических средств реабилитации;
    • специального транспортного обслуживания;
    • медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
    • медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
    • детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
    • специальные профессиональные образовательные учреждения;
    • поддержки семьи, женщин и детей;
    • реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
    • по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
    • по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;
    • другие.

      Социальные  службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. 

8.3. Управление развитием системы социальной защиты населения в РФ 

    Преобладающая точка зрения в последнее время  состоит в том, что система  социальной помощи в России малоэффективна из-за большого количества льгот, пособий и компенсаций, которые не всегда получают те, кто в них нуждается. Поэтому необходим переход к адресной и самоадресной системе социальной помощи. Адресность - это направленность социальной защиты на конкретную группу (или группы) населения. Самоадресность - направленность пособий по заявительному принципу. Адресность и самоадресность позволяют государству в условиях кризисной экономики сэкономить значительную часть средств, распыляемую на многочисленные льготы, и передать ресурсы наиболее нуждающимся категориям граждан. Такое сдерживание расходов государства за счет недопущения излишнего распыления пособий среди обеспеченных граждан называется вертикальной справедливостью социальной защиты. Условием достижения адресности является предоставление пособий на основе оценки доходов и показателей: безработица, плохое состояние здоровья, старость, наличие детей, только тем, кто находится за чертой бедности. На верхнем уровне пирамиды государственной социальной защиты находится группа адаптированных к условиям рыночной экономики индивидов, включающая предпринимателей, высокооплачиваемых наемных работников, которые вопреки общераспространенной точке зрения также нуждаются в социальной защите государства, но иного рода, чем уязвимые и не приспособленные граждане. Система социальной защиты для адаптированных групп состоит из двух частей: защиты государством норм гражданского и хозяйственного права и системы мер по поддержанию конкурентной среды. Кроме того, эти группы населения также должны быть уверены во всеобщности и доступности гарантий, лежащих в основе всей пирамиды социальной защиты в будущем. Очевидно, что система государственной социальной зашиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма будет происходить одновременно с расширением меры ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты. В то же время государству необходимо сохранить и развить унаследованную от социализма систему коллективной защиты, что соответствует социокультурным корням российского общества. В противном случае все меры, направленные на большую либерализацию системы социальной защиты, без создания соответствующих компенсационных механизмов самообеспечения и коллективной зашиты экономически активного населения будут сопровождаться падением уровня жизни населения и ростом бедности.

     Для того чтобы государство из активного  экономического и регулирующего  субъекта не превратилось в пассивное  средство скорой социальной помощи для  все возрастающего числа социальных иждивенцев, очевидно, что оно должно изначально не допускать чрезмерного неравенства в доходах, участвуя наряду с рынком в процессе их формирования.

      В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений.

      За последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг. [12]

      Быстрыми  темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.

      Появились новые типы учреждений: кризисные  центры для женщин, центры для мужчин, центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних детей в среднем по России составляет – 6,7%. В 24 регионах учреждения данного типа отсутствует.

      Обеспеченность  социальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям  – 6,4 %, домами-интернатами для пожилых  людей и инвалидов – 60%.

      Уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В столице и регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы. В Москве, к примеру, ведется интересный проект по восстановительной юстиции, задачей которой является не наказание подростков совершивших правонарушение, а примирение его с жертвой и возмещение ущерба.

      Это новая область социальной работы. Ее цель – не карательное наказание и не уход от ответственности, а поиск таких форм, при которых в одинаковой степени достигаются цели удовлетворения потребностей жертвы, правонарушителя и общества. Это особенно важно еще и потому, что речь идет о подростках. Их социализация еще не завершена, и способ, которым общество отреагирует на совершенное им правонарушение, определит дальнейшую траекторию его вхождения в социальную жизнь.

      Одной из важнейших современных составляющих социальной защиты населения, ведущим направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии. 

Информация о работе Социальная защита