Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка
Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
В современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.
Социальная
защита как особый социальный институт
современного государства является показателем
социальной уверенности, социальной гарантией
достойного развития каждого члена общества
и сохранения источника средств к существованию
при наступлении социальных рисков.
Контрольные вопросы
Тема
3. История становления
института социальной
защиты
3.1. Особенности формирования системы социальной защиты в
западных странах
3.2. Типология подходов к решению социальных проблем населения
3.3. Зарождение и развитие государственной политики призрения и
социального обеспечения
3.1. Особенности формирования системы социальной защиты
в западных
странах
Социальная политика родилась на Западе после Парижской коммуны 1871 г. как важнейшая часть стратегии адаптации капитализма к меняющимся условиям. Импульсом к постепенному складыванию ее основных направлений стали Октябрьская (1917 г.) революция в России и революционный кризис на Западе 1917-1923 гг., позднее – экономический кризис 1929-1933 гг. и пример социальных достижений Советской России в 1917-1929 гг. Сталинский тоталитаризм, свернувший ряд социальных завоеваний трудящихся СССР, вместе с тем заставил Запад пойти на дальнейшие социальные уступки: чтобы, отдав часть, не потерять все в случае прихода на Западе к власти сталинистов. Рост левых сил в западных странах в ходе второй мировой войны и после нее подтолкнул правящие круги на дальнейшие уступки, и в 1960-е гг. разрозненные государственные программы помощи сложились в развернутую систему служб социальной помощи. Так, во Франции Компартия входила в правящее большинство в 1930-е, 40-е и 80-е гг., возглавляла «Красный Май» 1968 г., и каждый раз трудящиеся добивались увеличения ежегодного отпуска на одну неделю, которого вовсе не было в начале 1930-х гг. и который ныне равен пяти неделям. Эту суть социальной политики западных государств выразил в свое время президент США начала 1960-х гг. Джон Кеннеди: «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет спасти немногих богатых» [13, С.6]. Многие сейчас в России убеждены, что благосостояние большинства на Западе – автоматическое следствие их высокого уровня производства. На деле же можно сказать, что цели и направленность социальной политики в странах Запада определяются:
а) борьбой между наемными работниками и предпринимателями;
б) новыми требованиями НТР к профессиональному мастерству работников (из-за меньших размеров прямой прибыли и растянутости процесса образования работников во времени подготовкой работников в большей мере занимается государство, а не частные предприниматели);
в) ролью примера, которую в 1920-е гг. играли СССР, после второй мировой войны – ГДР, Чехословакия и другие страны, с 1960-х гг. – Швеция и иные государства Западной Европы.
Поэтому и цели, и система социальных преобразований на Западе остались сильно зауженными. Цель не охватывает всех проблем свободного развития личности и сводится в основном к проблеме благосостояния. Социальная политика на Западе включает 3 основные направления:
1) государственное регулирование условий труда (государство выступает в виде посредника между трудом и капиталом);
2)
социальное обеспечение
3)
борьба с явлениями социальной
патологии (преступностью,
Само понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически вошел в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.
Широкое
применение международным сообществом
категории «социальная защита»
во многом обусловлено кардинальными
изменениями, произошедшими в социальной
политике западных стран в 30-50-е годы.
3.2. Типология
подходов к решению
социальных проблем населения
В
литературе часто встречается
Левое течение в социальной политике Запада сначала представляли социал-демократы (социал-реформисты, правящие во многих странах Европы), затем с 1930-х гг. к ним присоединились и неолибералы (социал-либералы Демпартии США). Однако цели у этих двух подходов разные. Социал-демократия традиционно ориентируется на интересы трудящихся слоев (рабочих, крестьян, интеллигенции) и потому стремится поднять их благосостояние. Для этого социал-демократами разработана концепция социального государства, они вводят социальные программы в пользу бедных, принимают законы, защищающие социально-слабых, наращивают госсектор как в ряде отраслей производства, так и социальной сфере, расширяют категории, пользующихся бесплатной медициной, системой образования, улучшают жилищные условия малообеспеченных. На все это требуются значительные вложения, формируемые за счет растущего налогообложения богатых. Вместе с тем, такое стимулирование спроса расширяет покупательную способность большинства населения и потому позволяет развивать производство. Однако рост налогов на предпринимателей иногда приводит к замедлению ими темпов технического перевооружения производства и отставанию социал-демократических стран.
Главная цель у современных либералов – иная (подъем производства), но применяемые ими методы во многом созвучны социал-демократическим. Если в XIX в. либерализм отвергал вмешательство государства в экономику и социальную сферу, выступая за свободный рынок, то экономический кризис («Великая депрессия») 1929-33 гг. и послевоенный кризис капитализма привели к полевению либералов, созданию ими доктрины государства благосостояния.
Либералы (Демпартия США) стали использовать социальную политику государства для развития производства. Для этого они внедрили идеи Дж.Кейнса, предложившего стимулировать спрос в годы кризиса не только экономическим регулированием цен, но и путем подъема уровня потребления бедных слоев, через социальные программы государства. До 1930-х гг. в США не было государственной социальной системы, кроме психбольниц и школ для глухонемых и слепых детей, содержащихся на средства штатов. Помощь бедным, престарелым, инвалидам и другим беспомощным и нуждающимся гражданам страны считалась частным делом родственников и филантропов. «Новый курс» Ф.Рузвельта сформировал социальную политику: в 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, т.е. о предоставлении помощи престарелым, инвалидам и больным на основе средств, полученных за счет социального страхования.
В
системе социального
Однако Демпартия не смогла реализовать цели всеобщего благосостояния и устойчивого развития. Большинство американцев не охвачено государственными программами медстрахования, а медстраховки не имеет почти 20% американцев [16], т.е. 47 млн. человек. Поэтому большинство пользуется услугами частных страховых компаний. Бесплатной медпомощи в США практически нет. Ныне Б.Обама стремится распространить медстрахование на все население. Однако все еще нет законов об ежегодных отпусках, о равной оплате женщин и т.д.
В 2000-е гг. во многих странах начался поиск таких размеров и форм социальных гарантий, которые не подавляли бы стимулы к трудовой деятельности, не сдерживали бы рост экономики. Наметилась тенденция к сокращению числа социальных программ (но не их денежного объема), к более рациональной и адресной их реализации.
Консервативный курс в социальной сфере преобладал в 1980-90-е гг. Причинами перехода к неоконсервативной социальной политике являются: экономический кризис; перестройка производства на новой технологической основе, при этом расходы на переоснащение экономики перекладываются на трудящихся). Теоретической основой неоконсерватизма являются идеи «свободы личного выбора», которой-де мешают социальные программы государства, и идея «общества равных возможностей», согласно которой общество якобы предоставляет всем одинаковые шансы для успеха в жизни. Поэтому каждый должен сам повышать свое благосостояние, не перекладывая это на государство. А социальные программы, мол, приносят обществу лишь вред: пособия по безработице поощряют людей к безделью; помощь одиноким матерям потворствует безотцовщине; страхование по нетрудоспособности рождает симулянтов, а помощь бедным тормозят развитие производства, отнимают деньги от инвестиций, сокращают прибыли. Эту линию проводили правящие партии ФРГ, Франции, Италии и Республиканская партия США (Р.Рейган, оба Буша). Однако именно неоконсерватизм привел к нынешнему финансовому кризису. Дело в том, что государственная социальная сфера давно превратилась в один из источников воспроизводства рабочей силы и стимулирования платежеспособного спроса.
В целом, в странах Запада сложилась весьма комплексная, соответствующая потребностям социального рыночного хозяйства, социальная политика, служащая некоторому уменьшению социальной дифференциации и напряженности, социальной защите «слабых» слоев и минимизации процессов дезинтеграции и патологии и проводящаяся в разных вариантах: неконсервативном и социал-реформистском в целях создания социального государства или государства всеобщего благосостояния.
3.3. Зарождение
и развитие государственной политики
призрения и социального обеспечения
населения в России
Социальная защита населения как отрасль имеет особые традиции. История ее развития в России насчитывает около 400 лет.
Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645–1676) – Приказ строения богаделен.
Развитие мер общественного призрения в определенной системе принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и др. категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.
Если говорить о системе социальных учреждений, то она установлена Указом Екатерины 11 в 1775 году, именно этот год, вероятно, и следует считать годом рождения социальной защиты на Руси. В изданном Екатериной Указе для управления губерний впервые в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий, создаются специальные приказы общественного призрения, со штатом и своими функциями, близкими тем, что выполняются органами социальной защиты и сегодня. Однако приказы общественного призрения находились в ведении Правительствующего Сената, а с образования Министерств при Александре 1 находились в компетенции Министерства внутренних дел.