Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка
Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства
Выделим ряд основных характеристик системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной поддержки населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Ведущими
организационно-правовыми
Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.
В
числе различных
Важную
роль играют системы муниципального
социального обеспечения, которые
позволяют существенно
Крайне
необходимым шагом
7.2. Программы
государственного соцобеспечения населения
в РФ
Отметим, что, несмотря на всеобщий характер государственных гарантий, декларируемый в Конституции РФ, доступность их для граждан России постоянно снижается, что является результатом неконтролируемого государством неуклонного процесса маркетизации социальных услуг. Одновременно с этим процессом круг индивидов, охваченных системой государственных гарантий, становится все меньше: ими пользуется уже не все население страны, а только индивиды, входящие в группы социального риска. Заботу об остальных категориях населения и свои социальные обязательства перед ними государство постепенно перекладывает на неправительственные, некоммерческие организации третьего сектора (церковь, благотворительные фонды, профессиональные ассоциации и др.). Таким образом, в сфере социальной защиты происходит подмена понятий и механизмов: широкая политика социальных гарантий замещается узконаправленной системой обеспечения социально обездоленных, нетрудоспособных групп населения. При этом социально незащищенными, находящимися далеко за чертой минимальных жизненных стандартов, остается большинство трудоспособного населения страны, которому государство не смогло в соответствии с принципом субсидиарности создать условия для самопомощи (большинство бюджетников получают заработную плату ниже прожиточного минимума, не имея средств для простого воспроизводства своей рабочей силы). В этих условиях, когда еще не создана устойчивая база для самообеспечения населения, целесообразным является сохранение минимальных государственных гарантий бесплатности в потреблении социальных услуг, хотя бы на уровне минимальных стандартов, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством (бесплатная средняя школа, базовая медицина, социальная норма жилья). Следующим элементом системы государственной социальной защиты выступает государственное социальное обеспечение. В отличие от социальных гарантий оно представляет собой реакцию на социальные риски, поэтому предоставляется не всем, а подпадающим под них. В свою очередь социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь. Эти формы отличаются по кругу обеспечиваемых, источникам финансирования, институтам.
Механизм
государственного обязательного
социального страхования основывается
на аккумуляции обязательных страховых
отчислений работодателей и работников
в бюджет и на выплатах социальных трансфертов
из бюджета и социальных фондов. Причем
выплаты из пенсионного фонда или фондов
медицинского и социального страхования
осуществляются не за счет накопленных
индивидом в этих фондах средств, а из
текущих поступлений в них. Осуществляемый
в настоящее время переход на накопительный
принцип финансирования страховых пенсий
по старости означает, что государство
перекладывает часть ответственности
за такой социальный риск, как наступление
старости, на работников. Однако основой
накопительного принципа во всем мире
является высокий уровень самообеспеченности,
который еще не создан в настоящих условиях
экономики. Поэтому согласно пенсионной
реформе пенсия любого российского гражданина
будет состоять из 3 частей: базовой, страховой
и накопительной. Базовая - гарантирована
всем гражданам, имеющим трудовой стаж
свыше 5 лет, страховая часть напоминает
ныне действующую систему, а накопительная
будет складываться из средств, накапливающихся
на индивидуальном счете каждого работника.
Социальная помощь является дополняющей
государственное социальное страхование
формой социального обеспечения. Источником
ее финансирования являются налоговые
поступления. Помощь предоставляется
малоимущим семьям или одиноко проживающим
гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного
минимума, без проверки данных о страховых
взносах, только на основе оценки их личных
доходов. Такой вид обеспечения (в виде
денежных и натуральных трансфертов) позволяет
расширить круг лиц, находящихся под защитой,
государства, способствуя достижению
горизонтальной справедливости в социальной
защите, под которой понимается справедливость
в отношении индивидов, находящихся в
одинаковых условиях.
7.3. Предоставление социальных услуг через систему
социальной инфраструктуры
Каждый гражданин РФ имеет право на социальную защиту. Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
В частности, 2 августа 1995 года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 24 ноября 1995 г. - «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 10 декабря 1995 г. - «Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации».
В первоочередном порядке в социальной защите в российской Федерации нуждаются:
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнения. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) - оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Социальное обслуживание по российскому законодательству осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1)
гражданам, не способным к
2)
гражданам, находящимся в
3)
несовершеннолетним детям,
В
учреждениях социального
В
учреждениях социального
Система
социальных услуг (здравоохранение, образование,
профподготовка, служба занятости) опирается
на государственный сектор отраслей социальной
инфраструктуры, хотя в каждой из них есть
и частные предприятия. Государство участвует
в финансировании, производстве и распределении
социальных услуг, увеличивая тем самым
их доступность населению.
Контрольные вопросы
Тема
8. Менеджмент в системе
социальной защиты
8.1. Роль социальной работы в защите населения
8.2. Организационно-правовое становление системы социального
обслуживания населения в РФ
8.3. Управление развитием
системы социальной защиты населения
в РФ
8.1.
Роль социальной работы в защите населения
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
1)
вид профессиональной
2)
комплексная социальная
Социальная
работа базируется на социально-психологических,
виталистических и социально-
Принципы социальной работы: