Контрабанда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность работы можно вывести из ситуации сложившейся в настоящее время: преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации. Для успешной борьбы с преступлениями имеющими место в таможенной сфере необходимо четко систематизировать методы и формы борьбы с ними, провести анализ и рассмотреть возможные пути их совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 96.14 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня бесспорным фактом является то, что  таможенные органы Российской Федерации  играют стратегическую роль в экономическом  развитии страны. Администрирование  политики внешней торговли, применение фискальных мер и выполнение положений  законов, регулирующих торговые отношения, являются основными задачами таможенных органов Российской Федерации.

Кроме того, таможенные органы отвечают за обеспечение  национальной безопасности страны, за участие в мероприятиях, направленных на обеспечение международной безопасности и борьбу с терроризмом, за предупреждение и предотвращение преступлений возникающих  в таможенной сфере. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает и правоохранительная функция.

Актуальность  работы можно вывести из ситуации сложившейся в настоящее время: преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации. Для успешной борьбы с преступлениями имеющими место в таможенной сфере необходимо четко систематизировать методы и формы борьбы с ними, провести анализ и рассмотреть возможные пути их совершенствования.

Для проведения исследования была поставлена цель –  показать современное состояние, проблемы и направления дальнейшего развития методов и форм борьбы с преступлениями в таможенной сфере.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  конкретные задачи:

-исследовать  историю развития ответственности  за преступления в таможенной  сфере

-определить  состояние и применение методов  и форм борьбы с преступлениями  на современном этапе

-рассмотреть  возможные пути совершенствования  методов и форм борьбы с  преступлениями в таможенной  сфере

-проанализировать  негативные факторы ведущие к  снижению эффективности правоохранительной  деятельности таможенных органов

Объектом  исследования являются методы и формы  борьбы с  преступлениями в таможенной сфере.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие в процессе применения форм и методов борьбы спреступлениямии их влияние на качественную организацию  таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и сущность преступлений в таможенной сфере

1.1. История развития ответственности за  преступления в таможенной сфере

История борьбы с контрабандой неразрывно связана  с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней  торговлей. Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в  древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и  вывозимые товары. Возрастание масштабов  контрабанды проходило пропорционально  росту пошлин и было связано с  незаконным, скрытым перемещением товаров  помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием. Огромный размах приобрела контрабанда в средние  века в связи с началом промышленного  переворота в Англии, Голландии и  других странах. Причина тому - введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики государства. Никакие таможенные барьеры, полицейские  посты, охранявшие остров, не могли  воспрепятствовать незаконному  вывозу, например, английской шерсти, спрос  на которую приобретал мировой размах. Так было и в других странах, где  производились дефицитные товары, где  в основу таможенной политики был  положен протекционизм.

О контрабанде  в Древней Руси знали еще в X в. В старейшем древнерусском  своде законов "Русская правда" уже были закреплены правила торговли, порядок уплаты таможенных пошлин, применение санкций за контрабанду. Примером может послужить такая  разновидность штрафа, как "промыт", который устанавливал двойную ставку мыта за провоз или попытку провоза  товара ухищренным способом. В судебнике  князя Владимира говорится, что  за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание  в виде конфискации товара и избиения плетью перевозчика.1

К XII-XIII вв. в  связи с увеличением таможенных сборов в удельных княжествах усиливается  стремление торговых людей к незаконному  провозу товаров. В это время  складывается система штрафов и  других наказаний за нарушение установленных  правил провоза и продажи товаров. Наряду с таким штрафом как "промыт" появляется "заповедь" - пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц; протаможи - штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга - пеня за неявку в таможню. Таким образом, к моменту создания централизованного  русского государства уже сложилась  определенная система наказаний  за нарушение порядка торговли и  неуплату пошлин, хотя, конечно таможенные пошлины и штрафы отличались в  различных удельных княжествах.

История того времени сохранила мало свидетельств контрабандной деятельности, поскольку  она еще не носила массового характера, но гораздо позже, в XVI-XVII в.в., этот запрещенный  промысел начал процветать. Причин этому, как свидетельствуют исторические источники, несколько: во-первых, началось формирование внутреннего всероссийского рынка, что привело к более  активному росту производительных сил и развитию внешней торговли; во-вторых, выход на внешний рынок  осуществлялся, как правило, через  иностранцев, которые с середины XVI в. получили льготные торговые грамоты.

Российские  и иностранные источники свидетельствуют  о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная  с представителей Ганзы в Новгороде  в XIII-XIV вв., затем английские купцы  в XVI-XVII вв. Не довольствуясь огромными  дивидендами, получаемыми в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они, по сути дела, грабили  страну. Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были регламентированы в IX главе Соборного Уложения 1649 г. Изложенные в ст. 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров, т.е. с контрабандой. Суровое наказание полагалось тем, что пытался провезти товары без мыта и мостовщины, прикрываясь именем служилых людей: "бить кнутом и имати на Государя пени по пяти рублев с человека".

Запрещалось самовольно, без разрешения Государя, строить заставы и собирать мыто, за это следовало наказание - изъятие  всей полученной прибыли в казну. Введение этой стать и объяснялось  тем, что на Руси в XVI-XVIII вв. нередко  лжетаможенники самочинно устанавливали  заставы на путях движения и собирали пошлины. Часто злоупотребляли своим  положением и местные феодалы, воеводы  и другие должностные лица.

Еще большего размаха достигла контрабанда после  отмены льгот на торговлю и установления высоких ставок пошлин с иноземных  торговцев в соответствии с Новоторговым уставом 1667 г. Новоторговый Устав включал в себя постановления относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядка устройства таможен и пр. Поэтому этот документ можно рассматривать как первый таможенный устав русского государства.2

В целом развитие таможенного управления на протяжении ХVII в. отражало основные тенденции  эволюции государственного строя. Главной  среди них была тенденция централизации, наметившаяся еще в начале века. К этому времени основная масса  таможенных сборов поступала в государственную  казну, деятельность таможен находилась под строгим контролем государственной  власти. Эти задачи продолжали решаться в ходе преобразований Петра I. Новым  всплеском контрабандной деятельности был отмечен период после введения протекционистского тарифа 1724 г. Если ранее борьбу с контрабандистами вели лишь таможенники и контрабанда провозилась в основном на торговых судах через пограничные порты, то в связи с развитием мануфактур по производству товаров для внутреннего пользования, ограничением ввоза зарубежных изделий и ужесточением контроля, а также с развитием рыночных отношений контрабанда пошла и вне таможен на западной сухопутной границе. В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров Петр I издает указ, предписывавший конфискацию всех провозимых тайно товаров. Значительное место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой на море. За незаконный провоз товаров брали двойную пошлину, а если владелец не мог ее выплатить, судно конфисковывалось. Дальнейшее развитие таможенное законодательство получило в Таможенном уставе 1755 г. В дальнейшем в связи с отменой протекционистского тарифа контрабанда сократилась, но не исчезла, а в последней четверти XVIII в. в связи с повышением ставок пошлин и запретом ввоза и вывоза отдельных товаров, наоборот, усилилась. Это вызвало беспокойство в государстве. Высочайшим Указом Екатерины II для охраны западных границ России в экономическом отношении в 1782 г. была создана таможенная пограничная стража.

Ко времени Октябрьской революции  таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского.3

Первым нормативным актом советской  власти в области таможенных отношений  был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который  установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством  лицензирования: для экспорта и импорта  товаров требовалось разрешение НКТиП.

 В начале 1918 г. возобновил  работу Департамент таможенных  сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет "О разграничении прав Центральной  и местных Советских властей  по собиранию пошлин и о  регулировании деятельности местных таможенных учреждений". Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные органы.

На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический  стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

В период с 1929 по 1932 г. все более  отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное дело в целом и  таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932—1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6—8 раз.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.4

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного  кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров  СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного  ведомства с другими управленческими  структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи  одновременно черты, характерные для  предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым  экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода.

Информация о работе Контрабанда