В качестве
примера можно привести уголовное
дело в отношении трех жителей
города Хабаровска (всем им около 50 лет,
и все они имеют высшее образование).
Они объединились, как указано
в приговоре, «в устойчивую организованную
группу» для занятия предпринимательской
деятельностью и контрабандной
перевозкой в Китайскую Народную
Республику ценных пород леса путем
обманного использования документов.
С этой целью осужденные воспользовались
утерянным паспортом гражданина
Черенкова, вклеили в него фотографию
Гордеева (подставное лицо) и зарегистрировали
на имя Черенкова частное предприятие.
Осужденные изготовили большое количество
различных поддельных документов, представляемых
ими в таможню, нотариальную контору,
налоговую инспекцию и другие
учреждения. Примерно через год в
связи с тем, что импортная
часть заключенных от имени частного
предпринимателя Черенкова товарообменных
контрактов в установленные сроки
исполнена не была, Хабаровская таможня
запретила дальнейшую вывозку древесины
в Китай по якобы бартерным
контрактам. Тогда осужденные приобрели
паспорт Амирова, утраченный им ранее,
вклеили в него фотографию сына одного
из осужденных, зарегистрировали частное
предприятие на имя Амирова и
продолжали контрабандный вывоз
древесины в Китай путем обманного
использования различных фиктивных
документов.
Эта деятельность
продолжалась в течение полутора
лет. В этот период осужденные совершили
контрабандные перевозки древесины
(ясеня, ореха, дуба, ели, лиственницы, ильма),
а также некоторых других товаров
на сумму, превышающую 35 миллионов рублей.
Осужденные были признаны виновными
в занятии контрабандой, совершенной
организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ),
и изготовлении поддельных документов,
совершенном неоднократно (ч. 2 ст. 327
УК РФ). Назначая наказание по ч. 4 ст.
1 88 УК РФ, суд применил к осужденным
ст. 64 УК РФ и назначил наказание
ниже низшего предела (пять и четыре
года лишения свободы). Минимальный
размер наказания по названной норме
уголовного закона - семь лет лишения
свободы. По ч. 2 ст. 327 УК РФ осужденным
назначено наказание в виде двух
лет лишения свободы, а по совокупности
преступлений - соответственно семь и
шесть лет лишения свободы. Ко
всем осужденным была применена ст.
73 УК РФ, назначенное наказание было
признано считать условным с испытательным
сроком четыре года каждому. Согласно
ст. 64 УК РФ применять эту уголовно-правовую
норму суд мог только при наличии
исключительных обстоятельств. Какие
же исключительные обстоятельства усмотрел
в данном случае суд? Они перечислены
в приговоре: - осужденные имеют первую
судимость и характеризуются
положительно (следует заметить, что
их преступная деятельность за последние
полтора года вряд ли может рассматриваться
как обстоятельство, позволяющее
характеризовать их положительно);
имеют постоянное место жительства
и работу, детей (в приговоре не
сказано, что они находятся на
иждивении осужденных) и раскаялись
в содеянном. Суд усмотрел еще
одно исключительное обстоятельство.
В приговоре оно записано так:
«по материалам дела нет данных,
что в отношении них исчерпаны
все меры воспитательного характера».
Представляется необходимым заметить,
что подобного рода карательная
практика, по моему мнению, не обеспечивает
борьбу с этим, получившим большое
распространение преступлением, тем
более отнесенным к категории
особо тяжких, мерами уголовно-правового
воздействия. Как уже упоминалось,
в подавляющем большинстве случаев
(71%) предметом контрабанды является
валюта. Лица, пытавшиеся ввезти или
вывезти валюту контрабандным путем,
осуждены в основном к лишению
свободы условно, либо наказание
им назначено с применением ст.
64 УК РФ. В 75% случаев валюта возвращена
осужденным. Во время обобщения обращалось
внимание на объяснения осужденных о
причинах, побудивших их совершить
рассматриваемое преступление. Эти
объяснения учтены судом как обстоятельства,
позволяющие сделать вывод о
возможности исправления осужденных
без отбывания наказания и
назначить им условное осуждение
либо признать их в качестве исключительных
обстоятельств и назначить более
мягкое наказание. Один из осужденных
пояснил, что он знал о необходимости
предъявления на таможне справки
из банка, где он покупал валюту,
но, как он объяснил, у него не было
времени на такое оформление, другая
- пояснила, что валюту она прятала
потому, что забыла взять у мужа
перед отлетом в Сеул справку
о покупке валюты в банке. В
ряде случаев осужденные представляют
на таможне фиктивные документы,
подтверждающие «законность» перемещения
ими через таможенную границу
материальных ценностей или валюты.
Многие из
осужденных прячут валюту в нижнюю
одежду, чулки, обувь, помещают ее в
спасательные жилеты (лица из плавсостава
российских судов) и причины, побудившие
их совершить преступление, никак
не объясняют.
Представляется
необходимым заметить, что не во
всех случаях перечисленные факты
свидетельствуют о возможности
применения к осужденным условного
осуждения или признания их исключительными
и применения ст. 64 УК РФ.
Хабаровским
краевым судом во все районные
и городские суды направлено информационное
письмо, в котором обращено внимание
на недостатки, допускаемые при судебном
рассмотрении дел названной категории.
За январь-март
2011 года таможенными органами региона
проведено 576 проверок соблюдения участниками
ВЭД валютного законодательства.
Общее количество проверок возросло
по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года на 7,5%.
Среди таможен региона наибольшее
количество проверок проведено
Кемеровской (72 проверки), Новосибирской
(65), Алтайской (65) и Иркутской (65)
таможнями.
По результатам проверок, проведённых
таможенными органами СТУ, выявленная
сумма нарушений валютного законодательства
составила 3,9 млрд. рублей. По материалам
данных проверок возбуждено 233 дела
об административных правонарушениях
по ст. 15.25 КоАП РФ («Нарушение
валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов
валютного регулирования») и 22 уголовных
дела по ст. 193 УК РФ на сумму
3,3 млрд. рублей («Невозвращение из-за
границы средств в иностранной
валюте»).
Наибольшие суммы нарушений валютного
законодательства РФ выявлены
Омской таможней (995,6 млн. рублей),
СТУ (766,3 млн. рублей), Восточно-Сибирской
оперативной (524,7 млн. рублей) и
Новосибирской (387,9 млн. рублей) таможнями.
За 9 месяцев
2010 года таможенными органами
СТУ выявлено 7310 правонарушений. Возбуждено
6397 дел об административных правонарушениях
и 385 уголовных дел.
Основными предметами преступлений
по уголовным делам являлись:
наркотические вещества, сильнодействующие
лекарственные препараты – 85
уголовных дел; товары народного
потребления – 79; автомобили –
74; лес – 43.
Сотрудниками подразделений по
борьбе с контрабандой наркотиков
таможенных органов региона в
январе-сентябре 2010 года проведено
4960 мероприятий, как по собственной
информации, так и совместно с
другими правоохранительными органами.
За указанный период было 125 фактов
задержаний наркотических веществ,
сильнодействующих лекарственных
препаратов.
При этом вес изъятых наркотических
веществ, сильнодействующих лекарственных
препаратов, психотропных веществ
составил более 167 кг, в том
числе марихуана – 59 кг, героин
– 52 кг, гашиш – 16 кг; сильнодействующие
лекарственные препараты, психотропные
вещества –36 кг.
Итоги правоохранительной
деятельности таможен Дальневосточного
региона в 1 квартале 2011 года
В Дальневосточной
оперативной таможне подведены
итоги деятельности правоохранительных
подразделений таможен ДВ региона
в первом квартале 2011 года.
За этот период
возбуждено 110 уголовных дел. Основную
долю в структуре таможенных преступлений
составляют уголовные дела, возбужденные
по фактам контрабанды. Незаконно перемещенные
товары и транспортные средства, явившиеся
предметом контрабанды, оценены в 715
миллионов рублей.
В результате
реализации оперативных материалов
по организованным группам возбуждено
25 уголовных дел по ч. 4 ст. 188 УК РФ
«Контрабанда, совершенная организованной
группой лиц». Из них сотрудниками
Дальневосточной оперативной таможни
возбуждено 19 дел. 11 дел в отношении
граждан России по факту незаконного
ввоза из Китая одежды общей стоимостью
более 73 миллионов рублей, совершенного
с обманным использованием документов
возбуждено по материалам оперативно-розыскных
подразделений Биробиджанской таможни.
Еще 8 уголовных дел возбуждено в
отношении другой группы российских
граждан, организовавших контрабандный
канал для поставок сельскохозяйственной
техники и других товаров народного
потребления, также с использованием
поддельных документов.
А сотрудниками
Находкинской таможни возбуждено 6
дел в отношении граждан России,
незаконно переместивших через
границу несколько партий товаров
народного потребления (одежды, обуви,
снаряжения для спорта и туризма
и много другого), на сумму около
100 миллионов рублей.
Предметами
преступлений в отчетном периоде
чаще всего являлись товары народного
потребления, на их долю пришлось около
трети всех уголовных дел, всего
по таким фактам возбуждено 35 уголовных
дел, а общая стоимость предмета
преступления превысила 300 миллионов
рублей.
Также значительное
количество уголовных дел возбуждено
по фактам незаконного экспорта леса
и лесоматериалов. Всего дел данной
категории возбуждено 23, общая стоимость
предмета преступления составила 295 миллионов
рублей.
21 уголовное
дело возбуждено по ч. 2 ст. 188 УК
РФ «Особо опасные виды контрабанды»,
где предметами преступлений
явились наркотические средства,
психотропные и сильнодействующие
вещества. Также в 1-м квартале
2011 года возбуждено 6 уголовных дел
по фактам контрабандного перемещения
через таможенную границу объектов
дикой природы - почти 34 тысяч
шкурок ценных пушных зверей.
Три уголовных дела возбуждено
по фактам уклонения от уплаты
таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)
на сумму 33 с половиной миллиона
рублей. По фактам невозвращения
из-за границы денежных средств
в иностранной валюте (ст. 193 УК
РФ) на сумму более 1 миллиарда
300 миллионов рублей возбуждено 3
уголовных дела.
В 1 квартале
2011 года по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года, некоторые
таможни улучшили показатели по выявляемости
преступлений: ДВОТ – с 10 дел в
прошлом году до 22– в нынешнем,
Уссурийская – с 6 до 14, Благовещенская
– с 4 до 12, Владивостокская –
с 2 до 6, Хасанская – с 1 до 6 уголовных дел.
В суд с
обвинительным актом направлено
8 уголовных дел на сумму более
61 миллиона рублей.
Четыре обвинительных
приговора вынесено по уголовным
делам Находкинской таможни, по 1 –
Биробиджанской и Сахалинской таможен.
Положительным моментом является отсутствие
оправдательных приговоров по уголовным
делам, направляемым в суд таможнями ДВ
региона.
Не меньшее
значение в правоохранительной деятельности
таможенных органов имеет административно-правовое
воздействие.
Всего за 3 месяца
2011 года таможенными органами региона
выявлено 1434 административных правонарушений.
Наибольшее число правонарушений таможенного
законодательства выявлено в зоне ответственности
Уссурийской таможни, где возбуждено
287 дел об административных правонарушениях
(ДАП), Владивостокской – 190 ДАП, Благовещенской
– 166 ДАП. Рост количества возбужденных
дел об административных правонарушениях
наблюдается в Биробиджанской (в
2 раза), Чукотской (3,6 раза), Якутской (2,9
раза) и Дальневосточной оперативной
(в 5,5 раз) таможнях.
Почти половина
дел об административных правонарушениях
(683 ДАП) возбуждены по так называемым
«контрабандообразующим» составам,
наносящим значительный экономический
ущерб государству. Наиболее часто
предметами административных правонарушений
являлись товары народного потребления
(300 дел), продукты питания (195), автомобили
и запчасти к ним (142), лес и лесоматериалы
(66), иностранная и российская валюта
(34), наркотические средства и сильнодействующие
вещества (34).
За 1 квартал
2011 года таможенными органами и судами
рассмотрено 1293 дела об административных
правонарушениях с привлечением
к административной ответственности
на сумму в 467 миллионов рублей.
Заключение
Таким образом, преступления
в сфере таможенного дела оказывают
весьма негативное влияние на экономику
страны, национальную безопасность государства,
причиняют вред жизни и здоровью,
законным интересам граждан.
В ходе анализа были выявлены
существующие проблемы и недостатки,
оказывающие влияние на эффективность
работы таможенных органов в области
борьбы с таможенными преступлениями.
Для решения проблем были
предложены следующие пути повышения
эффективности деятельности таможенных
органов в области правоохранительной
деятельности:
обеспечение
сбора и получения предварительной
оперативной информации с использованием
различных источников, в том числе
зарубежных, с целью предупреждения
нанесения ущерба интересам граждан
и государства (контрабанда оружия,
наркотиков, контрафактной продукции,
некачественной продукции, недостоверные
декларирование и заявление таможенной
стоимости);
международное
сотрудничество, способствующее обмену
оперативно значимой информацией, проведение
совместных операций с представителями
таможенных органов иностранных
государств;
проведение
предварительных оперативных проверок
всей цепи поставки товаров с использованием
оперативно-розыскных методов и
аналитического поиска;
борьба
с проявлениями коррупции и должностными
преступлениями в таможенных органах.
Повышение
эффективности борьбы с преступлениями
в сфере внешнеэкономической деятельности,
соблюдение законности и обоснованности
принимаемых должностными лицами таможенных
органов решений в процессе привлечения
лиц к уголовной либо административной
ответственности остаются приоритетными
задачами в деятельности таможенных органов
Российской Федерации.
Складывающаяся
экономическая обстановка в России
показала, что успешная реализация уголовно-правовой
защиты экономических, политических, культурных
отношений возможна только при условии
научно разработанной, четко выверенной
и исходящей из существующих реалий уголовной
политики, отражающей как ближайшую, так
и более отдаленную перспективу.
Уголовная
политика в сфере борьбы с таможенными
преступлениями призвана определять не
только основные направления, цели и
средства борьбы с противоправными
посягательствами, но и ее формы
и методы, роль и место органов,
занимающихся правоприменительной
практикой.
Борьба
с преступлениями, совершаемыми в
таможенной сфере, с учетом их большой
общественной опасности, должна вестись
всеми предусмотренными законом средствами
и, разумеется, только в рамках закона.
В работе
показано, что таможенное регулирование,
применяемое с целью обеспечения
экономической безопасности, включает
в себя целый комплекс правовых,
организационных и иных мероприятий,
применяемых с целью обеспечения
защиты экономических интересов
государства, оптимизации процессов
развития и обеспечения эффективности
торгово-экономических отношений.