Контрабанда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность работы можно вывести из ситуации сложившейся в настоящее время: преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации. Для успешной борьбы с преступлениями имеющими место в таможенной сфере необходимо четко систематизировать методы и формы борьбы с ними, провести анализ и рассмотреть возможные пути их совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 96.14 Кб (Скачать документ)

Объективная сторона преступления выражается как  в действиях, направленных на уклонение  от уплаты таможенных платежей, так  и в бездействии – неуплате платежей в установленные сроки. Поскольку диспозиция ст.194 бланкетная, то для уяснения конкретных способов осуществления преступления необходимо обратиться к статьям Таможенного  кодекса, в которых содержится их описание.

Такие действия могут быть совершены следующими способами:

  1. Заявлением в таможенной декларации или иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, их цене; иных сведениях, дающих основания для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размеров.
  2. Предоставление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о произведенной оплате либо об обеспечении уплаты таможенных платежей.
  3. Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов.
  4. Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных  платежей, и т.п.

Неуплата  таможенных платежей по независящим  от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленные  сроки, объективной стороны данного  преступления не образует (например, по поддельной авизовке со счета были сняты все средства). 

Для ответственности  по ст. 194 УК РФ не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов  таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях  отвечала критерию крупного размера, что  соответствует критерию превышения одной тысячи МРоТ. Если же эта сумма  образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для  уголовной ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов  платежей охватывалась единым умыслом  виновного.

Момент  окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного  на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента  истечения срока, отсрочки или рассрочки  уплаты таможенных платежей, либо с  момента фактического пользования  и распоряжения товаром в иных целях, чем те, в отношении которых  были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента принятия таможенным органом решения об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно, о возврате уплаченных таможенных платежей, основанного  на предоставлении ему плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению от уплаты таможенных платежей. 

Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое  частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее  для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени  либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с ТК РФ к числу  субъектов данного преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или  склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц.

Лица, которые  приобрели в собственность или  во владение незаконно ввезенные (без  уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие  в данном преступлении.

Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  умышленной формой вины: лицо осознает, что уклоняется  от уплаты таможенных платежей в крупном размере и  желает этого, то есть направляет свои усилия на осуществление осознанного  им общественного опасного деяния.

Неуплата  таможенных платежей в установленные  сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность  наступает и в случае умышленного  уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Установлена ответственность за квалифицированный  вид уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, если оно совершено неоднократно. Неоднократность, имеет место, во-первых, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения  от уплаты таможенных платежей в крупном  размере представляет самостоятельное  преступление, не охватываемое единым умыслом, и, во-вторых, если за ранее  совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено  от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное  им преступление не была погашена или  снята.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от пятисот  до семисот МРоТ или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

За неоднократное  совершение данного преступления размер штрафа может составлять от семисот  до одной тысячи МРоТ или заработка  или иного дохода осужденного  за период от семи месяцев до одного года, а также альтернативно предусмотрен арест на срок до шести месяцев  либо лишение свободы на срок до двух лет.

  

1.3 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и  надзору в области таможенного  дела, а также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой и иными  преступлениями.

Это законодательно закреплено в Таможенном кодексе  Таможенного Союза, где в качестве одной из функций таможенных органов  определена борьба с контрабандой и  иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресечение незаконного оборота  через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой  исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным  терроризмом и пресечении незаконного  вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной  гражданской авиации.

Функция борьбы с правонарушениями в области  таможенного дела возложена на ФТС  России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной  таможенной службе, в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе специальные  функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными  правонарушениями22.

Правовую  основу деятельности таможенных органов  как органов административного  принуждения и наказания в  области таможенного дела составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Таможенного Союза.

Правовую  основу деятельности таможенных органов  как органов дознания составляют Уголовно-процессуальный и Уголовный  кодекс Российской Федерации.

Правовую  основу деятельности таможенных органов  как органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, составляют ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации (как определяющие пределы компетенции  таможенных органов как органов, осуществляющих ОРД).

Кроме того, все три вида правоохранительной деятельности таможенных органов детально регламентированы иными нормативными правовыми актами федерального, межведомственного  и внутриведомственного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы и методы борьбы с преступлениями в таможенной сфере

 

2.1Основные  формы и методы борьбы с  преступлениями в таможенной  сфере их классификация и применение.

Методы и  формы борьбы с преступлениями в  таможенной сфере существуют различными группами. Таможенные органы выполняют  следующие правоохранительные действия:

-оперативно-розыскную  деятельность в целях выявления,  предупреждения, пресечения и раскрытия  преступлений;

-производство  неотложных следственных действий  и дознания;

-выявление  и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших  противоправные действия;

обеспечение собственной безопасности

На  подразделения внутренней безопасности таможенных органов возлагается:

  • обеспечение информационной безопасности и ведение борьбы с возможной утечкой охраняемых сведений определенной степени секретности;
  • организация и осуществление координации и взаимодействия с оперативными подразделениями других правоохранительных органов в интересах обеспечения собственной безопасности.
  • осуществление мобильных рейдов, с целью предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере таможенного дела;
  • в рамках оперативной работы, проверка участников внешнеэкономической деятельности, а также структурных подразделений таможенных органов осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль участников ВЭД;
  • предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного вмешательства представителей других правоохранительных органов в деятельность таможенных органов;
  • группой быстрого реагирования – осуществление физической поддержки при оперативной разработке преступной деятельности отдельных лиц, либо группы лиц; непосредственное задержание лиц совершивших преступления, а также транспортных средств; физическая охрана сотрудников оперативного отдела, а также лиц проходящих по делу в качестве свидетелей, либо подозреваемых; иные мероприятия в рамках закона, направленные на предупреждение, выявление и пресечение преступлений.

Подразделения внутренней безопасности решают задачи выявления, предупреждения и пресечения, возможных с чьей-либо стороны  попыток вовлечения отдельных сотрудников  таможенных органов в неблаговидные  действия с целью последующего проникновения  в таможенные ряды, осуществляя проверку материалов в отношении таких  лиц, полученных в результате собственных  усилий и поступающих из других подразделений  и органов.

В основном с помощью подразделений внутренней безопасности будет решаться задача самоочищения таможенных рядов от проникших  в нее случайных лиц и в  немалой степени – профилактики правонарушений.

Подразделения по борьбе с контрабандой решают задачи выявления, предупреждения и пресечения указанных нарушений закона. В  них стекается основной поток  оперативной информации со всех сторон. На основе анализа текущих оперативных  материалов сотрудники этих подразделений  должны выявлять признаки подготавливаемых или осуществляемых контрабандных  операций и нарушений таможенных правил в крупных размерах, организовывать квалифицированную первичную проверку получаемых материалов и работу по дополнительному изучению.

Существует  также группа факторов снижающих эффективность борьбы с таможенными преступлениями,они подразделяются на:

- правовые

- организационные

- экономические

- материально-технические

Среди правовых факторов, в частности, полагаем возможным отметить высокий уровень  бланкетности диспозиций уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за таможенные преступления; нестабильность отраслевого (таможенного, уголовного, налогового и др.) законодательств; недостатки законодательной техники; пробельность законодательства.

В то же время нельзя не учитывать  организационные факторы, снижающие эффективность борьбы с таможенными преступлениями. Среди них отметим следующие.

1. Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, необоснованная передача материалов по подследственности, ведение административного производства вместо возбуждения уголовного дела из-за чего ряд доказательств по делу своевременно не фиксируется установленными УПК РФ средствами.

В ряде таможен сложилась практика, когда  месяцами, а порой и годами не рассматриваются материалы, содержащие данные об уклонении от уплаты таможенных платежей, их незаконно пересылают из одной таможни в другую, пока не истекают сроки давности для привлечения к уголовной ответственности, после чего выносят постановления об отказе в возбуждении дела, дела сдают в архив.

Таможенные органы отказывают в возбуждении уголовных дел по каждому второму материалу. Количество отказных материалов примерно на треть превышает количество материалов, по которым были возбуждены дела. Исследование показало распространенность необоснованных отказов.

2. Не  основанное на законе прекращение уголовных дел.

В последнее  время хорошо разработан специальный  механизм для «законного» прекращения  дел. По уголовным делам практически  не проводится никаких мер по установлению лиц, совершивших преступления, дела необоснованно приостанавливаются, находятся без движения до момента истечения срока давности. Потом дознание возобновляется с одной целью - прекратить дело.

Информация о работе Контрабанда