Контрабанда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность работы можно вывести из ситуации сложившейся в настоящее время: преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации. Для успешной борьбы с преступлениями имеющими место в таможенной сфере необходимо четко систематизировать методы и формы борьбы с ними, провести анализ и рассмотреть возможные пути их совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 96.14 Кб (Скачать документ)

Высокие показатели прекращенных и приостановленных дел дознавателями таможенных органов объясняются непроведением необходимых неотложных следственных действий, невыполнением обязательных требований к проведению процессуальных действий и т. д. Большинство прекращенных дел прекращено по «истечению сроков давности, что свидетельствует о допускаемой таможенными органами при проведении дознания волоките. Отсутствует оперативное сопровождение при проведении дознания со стороны оперативно-розыскных подразделений таможенных органов. Сложившееся положение объясняется тем, что руководители некоторых таможенных органов не понимают значимости выполнения правоохранительной функции, не занимаются укомплектованием отделов дознания, поручают им выполнение несвойственных функций.

  1. Несвоевременное решение вопросов о задержании, аресте, непринятие активных мер к розыску скрывшихся преступников, незаконное прекращение уголовных дел. В последние годы снижается число возбужденных дел о контрабанде.
  2. Рост числа приостановленных, прекращенных дел. В основном дела прекращались за истечением срока давности для привлечения лица к уголовной ответственности, что отрицательно характеризует работу по борьбе с преступностью, так как связано либо с неустановлением лиц, совершивших преступления, либо с несвоевременным возбуждением уголовных дел. По большинству расследуемых уголовных дел к ответственности привлекаются второстепенные участники, а организаторы остаются безнаказанными. Единичны факты разоблачения международных преступных группировок.
  3. Низкий уровень взаимодействия соответствующих подразделений правоохранительных органов (МВД, ФСБ, органов прокуратуры РФ).
  4. Высокий уровень вовлеченности в совершение таможенных преступлений сотрудников правоохранительных органов, что особенно характерно для Северо-Кавказского региона.

Формы борьбы с таможенными преступлениями должны совершенствоваться и развиваться  дабы полностью исключить воздействие  данных факторов на правоохранительную деятельность таможенных органов,

и в целом  на  национальную безопасность Российской Федерации.

2.2Совершенствование форм и методов борьбы с преступлениями в таможенной сфере.

В настоящее  время преступления в сфере таможенного  дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих  существенный ущерб экономическим  и политическим интересам Российской Федерации.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными  преступлениями отводится оперативно-розыскным  подразделениям.

Оперативно-розыскная  деятельность является видом государственной  деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции  путем проведения оперативно-розыскных  мероприятий и использования  при этом специальных сил, средств  и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства  от преступных посягательств.

Грамотное ведение оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах прежде всего  положительно сказывается на осуществлении  борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, правоохранительные органы, задерживая крупную партию наркотиков, заранее обладают оперативной информацией  о времени и месте пересечения  таможенной границы и готовы к  этому.

Проблема  контрабанды наркотических средств  на сегодняшний день стоит очень  остро.И задача таможенных органов  не только остановить распространение  наркотиков на территории Российской Федерации, но и не допустить их вывоз  в сопредельные страны. Для более  эффективной работы таможенных органов  в данном направлении необходимо обладать информацией о готовящемся  преступлении.

  Деятельность таможенных и иных  правоохранительных органов должна  быть согласованной и направлена  не на соперничество, а на  достижение одной цели – защиту  национальной безопасности.

Для этого необходимо провести анализ расстановки  кадрового состава подразделений  таможенных органов, обеспечивающих борьбу с экономической контрабандой и  контрабандой наркотиков для использования  на этих участках наиболее подготовленных сотрудников, имеющих опыт осуществления  оперативно-розыскной деятельности.

Также таможенные органы не должны пренебрегать и информационной деятельностью, так  как работа с информацией, работа над информацией,и с ее источниками  обеспечивает эффективное предупреждение и предотвращение таможенных преступлений.

Для уточнения  и перепроверки добытой и полученной информации должны использоваться специальные  технические устройства и криминалистические средства. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется  и используется в процессе раскрытия  механизма преступления и розыска  конкретных его участников. Совершенствования форм и методов борьбы с преступлениями возможно при  лишь при слаженной работе всех подразделений таможенных органов.

Развитие  сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран – вот еще  один из ключей к снижению количества преступлений в таможенной сфере.

Известно, что контрабанда и другие экономические  преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок  перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому понятно, что основным резервом повышения  эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с таможенными  преступлениями является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной  деятельности. Необходимо также совершенствовать методы оперативно-розыскной деятельности и в борьбе с экономической  контрабандой.

Другой  проблемой, существенно затрудняющей работу таможенных органов, является несовершенство нормативно-правовой базы в области  регулирования борьбы с таможенными  преступлениями. Для решения указанной  проблемы предлагается внести изменения  в Уголовно-процессуальный и Уголовный  кодексы РФ.

Также дополнительным мероприятием, способным  существенно повысить эффективность  деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере  таможенного дела, в частности, контрабанды  наркотиков и взрывчатых веществ, является укрепление штата Кинологической службы в таможенных органах.

Важную  роль в повышении эффективности  работы таможенных органов имеет  внедрение современных технических  средств таможенного контроля и  оснащение ими структурных подразделений  таможни.Именно данное улучшение в  таможенных органах позволит усилить  борьбу с незаконным перемещением наркотических  средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, культурных ценностей и  др., что, в конечном итоге, будет  способствовать укреплению национальной безопасности страны.

Как показывает практика, большую роль в обеспечении  правоохранительного процесса играют учетно-регистрационные подразделения. Именно от сотрудников данных подразделений  зависит, чтобы ни одно преступление и лицо, его совершившее, не осталось неучтенным.

Кроме того, одной из основных проблем остается несовершенство существующего порядка  регистрации и учета преступлений. Выходом из создавшейся ситуации являются изменения в системе  государственного учета преступлений, совершенствование механизма взаимодействия правоохранительных органов на учетно-регистрационном  и статистическом направлениях, периодическая  сверка зарегистрированных и поставленных на учет уголовных дел. В связи  с этим назрела необходимость  обсуждения на межрегиональном уровне вопросов, связанных с обеспечением таможенными органами, в пределах их компетенции, функционирования государственной  системы учета преступлений, достижения единообразия и полноты отражения  в формах государственного статистического  наблюдения сведений о состоянии  преступности.

На основе выше описанного можно вывести основные черты совершенствования таможенных органов в их деятельности по борьбе с преступлениями:

·ускоренное освоение и  внедрение методов  оперативно-розыскной деятельности.

·отбор кадров из среды таможенников с базовым  высшим образованием и последующая  переподготовка по специальной программе  в условиях Российской  таможенной академии ( РТА ) с отрывом и без  отрыва от производства.Сегодня и  на ближайший обозримый период основным резервом пополнения являются вышедшие в запас профессионалы «розыскники» из  родственных правоохранительных структур.  Это объективно неизбежно  и полезно,  ибо с самого  начала  создается  слой умельцев, которые  в  ближайшем  будущем  смогут повести за собой вновь  подготовленных специалистов таможенной формации. 

·Для совершенства деятельности по обеспечению экономической  безопасности страны,  правоохранительных  структур в целом и специальных  подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно закрепить границы полномочий в  борьбе с контрабандой и другими  правонарушениями в сфере внешнеэкономической  деятельности  заинтересованных специалистов и служб Министерства внутренних дел,  Федеральной службы безопасности,  Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, Налоговой инспекции и  т.д.

·На  основе  четкого разграничения функций  разработать методику координации  и взаимодействия специальных служб  таможенных  органов  с другими  правоохранительными структурами  при проведении совместных скоротечных  и долговременных операций.

·В  интересах  ускоренного  становления  таможенных органов как правоохранительной структуры организовать интенсивную  подготовку  профессионалов оперативного  розыска  на  собственной учебно-методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям  таможенной специфики.

·В рамках плана научно-исследовательских  разработок Российской таможенной академии  активизировать разработку  основ  методологии  оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов, включая:

    -теоретическое   осмысление понятия,  роли и  места оперативно-розыскной деятельности  таможенных органов  в  обеспечении   экономической безопасности страны;

   -научное  обоснование границ функциональности  специальных подразделений таможенных  органов и других правоохранительных  структур и линий сопряжения  между ними;

   -определение   путей становления и развития  специальных служб таможенных  органов на основе результатов  анализа и обобщения оперативно-розыскной  практики  в Центре и на местах  и изучения опыта подобной  работы в родственных структурах.

Создание  системы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи и  транспорта, будет способствовать максимальному  снижению контрабанды.

 

2.3Анализ  статистических данных по преступлениям  совершенным в сфере таможенного  дела

По данным ФТС России, наиболее распространенными  преступлениями в таможенной сфере  являются контрабанда и уклонение  от уплаты таможенных платежей. Именно огромная прибыль от данных видов  преступной деятельности является одной  из составляющих финансовой базы теневой  экономики.

За последние 14 лет количество зарегистрированных фактов контрабанды в Российской Федерации увеличилось почти  в 40 раз. С учетом перечисленных обстоятельств  возникла необходимость изучить  вопрос об эффективности борьбы с  названным преступлением уголовно-правовыми  средствами. С этой целью Хабаровским  краевым судом обобщена судебная практика по делам о контрабанде (ст. 188 УК РФ), рассмотренным судами края за последние шесть лет.23 В процессе обобщения был изучен возраст лиц, осужденных за контрабанду, их пол, образование, род выполняемых ими занятий и принадлежность к государству, гражданами которого они являются.

По возрасту осужденные характеризуются следующими данными:

до 25 лет - 5%

от 25 до 30 лет - 13 %

от 30 до 40 лет - 52 %

от 40 до 50 лет - 25%

старше 50 лет - 5%

Осужденными, в подавляющем большинстве, были мужчины (70%) и только 30% - женщины. Из них 76 % имели семьи и 24 % осужденных в браке не состояли. Интересные сведения дает изучение осужденных по образованию. Эти сведения характеризуются  следующими цифрами: окончили 10 классов  средней школы -11 %, имеют среднее  специальное образование (окончили техникумы) - 32 %, имеют высшее образование - 57 %. Приведенные результаты изучения личности осужденных дают основание  для вывода о том, что это зрелые, как по своему возрасту, так и  по образованию лица, вполне сознававшие, что нелегальный провоз различных  товаров и иных предметов является преступлением, и прибегавшие к  обману при таможенном оформлении с  целью избежать платежей за то количество товара или валюты, которое у них  фактически имелось при пересечении  таможенной границы. Следует обратить внимание на вполне благополучное криминогенное  положение осужденных. Почти все  они (97%) ранее судимыми не были, и  только 3% были ранее судимы за преступление небольшой тяжести (уклонение от уплаты алиментов). В процессе обобщения  было обращено внимание на положение  осужденных в сфере занятости  и их гражданство. Так, по своему положению  в сфере занятости осужденными  были: предприниматели - 56%, служащие коммерческих организаций - 36 %, туристы - 8 %. Приведенные  результаты позволяют сделать вывод  о том, что рассматриваемое преступление совершается в основном (92%) лицами, занимающимися коммерческой деятельностью. По своему отношению к стране, гражданами которой они являются, осужденные характеризуются следующими данными: граждане Российской Федерации - 82%, граждане Китайской Народной Республики - 12%, граждане Японии - 3%, граждане Узбекистана - 3 %. При обобщении анализу подвергались товары и иные ценности, являвшиеся предметами контрабанды. Таковыми оказались: валюта - 71%, лес - 17 %, морские биоресурсы - 6 %, металлолом - 3 %, рыба осетровых  пород - 3 %. Карательная практика характеризуется  следующими показателями: к лишению  свободы с применением ст. 73 УК РФ (условно) осуждено - 88 %, к штрафу, назначенному судом в порядке, предусмотренном  ст. 64 УК РФ в случаях, когда суд  принял решение о назначении более  мягкого наказания, чем предусмотрено  за данное преступление, - 12%. Условное наказание назначалось судами независимо от категории преступления (средней  тяжести, тяжкое или особо тяжкое), предусмотренного разными частями  ст. 188 УК РФ.

Информация о работе Контрабанда