Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)

             сама противоправность деяния, которая выражается в нарушении запретов, закрепленных в законе;

             наказуемость деяния в рамках санкций, установленных законодателем;

             виновность деяния, которая определяется характером его соверше­ния, т.е. ответственность наступает только при наличии вины в виде умысла или неосторожности. Наличие вины является обязательным признаком административного таможенного правонарушения [25].

От юридических признаков административного таможенного правонарушения необходимо отличать состав правонарушения, который включает в себя следующие составляющие элементы правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом административного таможенного правонарушения являются отношения, возникающие в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Объективная сторона административного таможенного правонарушения выражается в физическом акте, действии или бездействии, направленном на нарушение установленных законодателем правил.

Субъектом административного таможенного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило проступок, закрепленный Кодексом об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмот­рена административная ответственность, и данным лицом не были приня­ты все меры по их соблюдению.

Субъективная сторона административного таможенного правонарушения характеризует психическое состояние физического лица и его отношение к совершенному деянию. Важно помнить, что административное таможенное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. На таможенные органы возлагается задача в процессе производства установить вину нарушителя, мотивы совершения и пресле­дуемые им цели, что особенно важно для определения меры взыскания в пределах санкции, которая предусмотрена законом.

Только при наличии этих четырех составляющих можно говорить о наличии состава АТП. Если отсутствует один из элементов состава таможенного правонарушения, то отсутствует и само правонарушение [25].

АТП характеризуются по сравнению с таможенными преступлениями меньшей степенью общественной опасности. Но это, ни в коей мере не говорит о том, что административные таможенные правонарушения не обладают общественной опасностью. Именно в степени социальной опасности выражается антиобщественная сущность административных таможенных правонарушений, которая служит критерием оценки и отграничивает административное таможенное правонарушение от других нарушений.

Административно-правовая деятельность в таможенных органах базируется на основополагающих законодательных актах и основывается на системе принципов административного процесса, под которыми понимаются нормативно закрепленные общие начала административного производства.

Производство по делам об административных правонарушениях – регламентируемая административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных на то государственных органов, направленная на расследование и рассмотрение дел об административных таможенных правонарушениях, применение в необходимых случаях административных взысканий [23].

Производство проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий. Под стадией производства следует понимать такую сравнительно самостоятельную его часть, которая наряду с общими задачами производства имеет свойственные только ей задачи.

На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными к общей цели производства. Решение задач каждой стадии, как правило, оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия производства. Стадии органически связаны между собой, последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончится предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее. Стадии отличаются друг от друга решаемыми задачами и кругом участвующих в них лиц (органов).

Различают четыре стадии производства по делам об административных таможенных правонарушениях:

             административное расследование;

             рассмотрение дел об АТП;

             пересмотр постановлений по делам об АТП;

             исполнение постановлений по делам об АТП.

На первой стадии возбуждается дело об АТП, устанавливаются фактические обстоятельства, связанные с совершением правонарушения,  данные о виновном, процессуально оформляются результаты расследования (составляется протокол) и материалы дела направляются для рассмотрения по подведомственности.

На второй – осуществляется подготовка дела к рассмотрению, анализируются собранные материалы и обстоятельства дела, компетентный орган (должностное лицо) рассматривает дело и выносит постановление, которое доводится до сведения участников процесса.

На третьей – факультативной  стадии постановление пересматривается по жалобе лица или протесту прокурора. Осуществляется проверка законности постановления. Она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе.

На четвертой – обращение постановления к исполнению, фактическое исполнение постановления, окончание дела.

Законом четко предусмотрено, кто, на какой стадии уполномочен выполнять основные процессуальные действия, выражающиеся в: составлении протокола, вынесении постановления, принятии решения по жалобе, исполнению постановления.

Административное расследование – начальная стадия производства. На стадии административного расследования заводится дело об АТП, и выясняются: факт совершения, обстоятельства совершения, данные о лице, совершившем правонарушение, его виновность.

Поводом к возбуждению дела об АТП могут служить:

             заявления граждан;

             сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

             информация, получаемая из других таможен или иных подразделений таможни;

             непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа признаков нарушения таможенного законодательства.

Основанием для возбуждения дела об АТП являются  достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенного законодательства.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях  данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является документом, фиксирующим результаты расследования по делу. Он составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Протокол играет роль обвинительного документа. Поэтому желательно чтобы до его составления производились все или большинство процессуальных действий: опрашивались свидетели, проводились экспертизы, запрашивались документы и т.д. В протоколе подводятся итоги расследования, в результате которого полномочное лицо пришло к выводу о необходимости привлечения нарушителя к административной ответственности, содержатся доказательства, подтверждающие сформулированное обвинение, обосновывается юридическая квалификация содеянного. От того насколько грамотно и мотивировано он составлен, зависят правильность рассмотрения дела и обоснованность применения взыскания (Приложение Б).

В протоколе указывается дата и место его составления, должность, Ф.И.О. лица составившего протокол; сведения о личности правонарушителя; место, время и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные свидетелей, если они имеются;  объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст.10.2 ПИКоАП).

Протокол подписывается лицом, его составившим и правонарушителем, свидетелями. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписания. Копия протокола вручается правонарушителю под расписку либо высылается почтой.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные обязанности и права.

Составленный протокол об АТП вместе с иными материалами дела в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об АТП [23].

На стадии рассмотрения административных дел компетентный орган (должностное лицо) выясняет (ст.11.6 ПИКоАП):

             было ли совершено АТП;

             виновно лицо, в отношении которого составлен протокол об АТП, в совершении данного АТП;

             подлежит ли это лицо административной ответственности;

             имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

             причинен ли имущественный ущерб;

             иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела [23].

Рассмотрев дело об АТП орган (должностное лицо) издает постановление, в котором официально признает гражданина виновным и определяет меру воздействия либо невиновным.

В зависимости от результатов рассмотрения дела принимается одно из следующих постановлений (ст. 11.10 ПИКоАП):

             о наложении административного взыскания;

             о прекращении дела производством [23].

При определении меры взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, положительные и отрицательные стороны нарушителя, степень его вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, а также имущественное положение виновного.

Постановление представляет собой юридический властный акт, обязательный как для правонарушителя, так и для государственных органов, призванных его исполнять. Оно должно быть надлежащим образом оформлено и содержать установленные законом реквизиты. Постановление подписывается должностным лицом, рассматривающим дело. Копия постановления в течение трех дней вручается под роспись лицу, в отношении которого оно вынесено или направляется ему по почте (Приложение В).

Стадия пересмотра постановления по делу об АТП является гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий.

Под пересмотром понимается новое разбирательство дела субъектом, который, в порядке контроля законности, наделен правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменения.

Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое количество дел об АТП пересматривается в порядке контроля.

Процессуальным основанием для пересмотра постановления по делу об АТП могут быть:

             жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление;

             протест прокурора;

             усмотрение председателя вышестоящего суда [23].

Стадия исполнения постановления по делу об АТП является завершающей стадией производства. Она начинается сразу же после вынесения постановления по делу либо после рассмотрения жалобы (протеста). Сущность данной стадии заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю (фактическая уплата штрафа, обращение в доход государства конфискованного товара и т.д.).

Перед лицом, ведущим производство по делу об административном таможенном правонарушении, стоит важная задача – обеспечить сбор доказательств по делу с целью своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством.

Цель административного процесса – установление объективной истины по делу. Установление объективной истины осуществляется путем выяснения всех обстоятельств дела, которые подлежат обязательному установлению или доказыванию.

Согласно ст. 6.3 ПИКоАП Республики Беларусь доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Порядок сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально. В силу этого доказательства могут быть использованы в рассматриваемом производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом, и имеют значение для всестороннего, объективного рассмотрения дела.

Установление обстоятельств дела путем собирания, проверки и оценки доказательств называется доказыванием. Совокупность обстоятельств, подлежащих обязательному установлению (доказыванию) составляет предмет доказывания [23].

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов