Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 02:12, курсовая работа
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
Сложной проблемой был размер ставок таможенных пошлин, подлежащих применению к ввозимым товарам, систематизированным согласно единой ТН ВЭД Таможенного союза. Часть этих ставок будет отличаться от ставок, действующих на территории России в настоящее время. Например, заметно увеличится таможенная пошлина на некоторые виды обуви. С 30% до 50% будет увеличен тариф на говядину, закупаемую сверх квот, а пошлина на самолеты вместимостью более 50 мест снизится с 20% до 15%. Однако в целом представляется, что для России изменения ставок не окажутся существенными, поскольку ставки пошлин применительно к ТН ВЭД Таможенного союза на 92% сформированы на основе российских ставок.
Ближайшее
время покажет, как практически
начнут выполняться все указанные
радикальные договоренности по функционированию
Таможенного союза Белоруссии, Казахстана,
России.
Глава
2. Анализ Единого таможенного
тарифа таможенного
союза и его влияние
на внешнеторговый оборот
РФ
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин
Для анализа ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза рассмотрим два раздела:
Количество ставок таможенных пошлин в разделе II
«Продукты растительного происхождения»
Таблица 1
Раздел таможенного тарифа | Название раздела, группы товара ТТ | Ставки таможенных пошлин | ||||||
всего | адвалорные | специфические | комбинированные | |||||
количество | % от общего количества | количество | % от общего количества | количество | % от общего количества | |||
Раздел II | 571 | 468 | 82,0 | 43 | 7,5 | 60 | 10,5 | |
06 | 40 | 32 | 80,0 | 0 | 0,0 | 8 | 20,0 | |
07 | 123 | 107 | 87,0 | 0 | 0,0 | 16 | 13,0 | |
08 | 123 | 104 | 84,6 | 5 | 4,1 | 14 | 11,4 | |
09 | 55 | 43 | 78,2 | 0 | 0,0 | 12 | 21,8 | |
10 | 57 | 23 | 40,4 | 34 | 59,6 | 0 | 0,0 | |
11 | 82 | 68 | 82,9 | 4 | 4,9 | 10 | 12,2 | |
12 | 73 | 73 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
13 | 13 | 13 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
14 | 5 | 5 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 |
Как
мы видим из данных таблицы, большую
часть ставок таможенных пошлин занимают
именно адвалорные ставки. Это возможно
связано с тем, что в рамках
одной товарной группы товары имеют
качественные различные характеристики.
Исключением является Группа 10 «Злаки»,
где больше половины всех ставок приходится
на счет специфических ставок. Это обусловлено
именно спецификой самой группы, так как
эти ставки применяются только к товарной
позиции 1006 «Рис».
Количество ставок таможенных пошлин в разделе IХ
«Древесина и изделия из нее; древесный уголь…»
Таблица 2
Раздел таможенного тарифа | Название раздела, группы товара ТТ | Ставки таможенных пошлин | ||||||
всего | адвалорные | специфические | комбинированные | |||||
количество | % от общего количества | количество | % от общего количества | количество | % от общего количества | |||
Раздел IX | 224 | 224 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
44 | 188 | 188 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
45 | 12 | 12 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
46 | 24 | 24 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 |
В данном разделе, в отличие от предыдущего, вообще не применяются какие либо ставки, кроме адвалорных и ее средняя величина находится на уровне 15% - то есть на уровне протекционистских пошлин ( см. таблицу 3) .
В
таблице 3 будет приведена оценка
адвалорных ставок Единого таможенного
союза и его статистические характеристики.
Адвалорные ставки Единого таможенного тарифа и его статистические характеристики в разделах II и IX
Таблица 3
Раздел тарифа | Группа товара | Количество ставок | Средняя величина ставки тарифа, % | Максимальное значение ставки тарифа, % | Минимальное значение ставки тарифа, % | Среднеквадратическое отклонение, % | Коэффициент вариации |
Раздел II | 468 | 8,77 | 15,00 | 0,00 | 4,67 | 53,28 | |
06 | 32 | 10,94 | 15,00 | 0,00 | 5,37 | 49,07 | |
07 | 107 | 14,91 | 15,00 | 5,00 | 0,96 | 6,45 | |
08 | 104 | 7,12 | 10,00 | 0,00 | 3,45 | 48,42 | |
09 | 43 | 4,07 | 5,00 | 0,00 | 1,95 | 47,81 | |
10 | 23 | 4,78 | 5,00 | 0,00 | 1,02 | 21,33 | |
11 | 68 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 0,00 | |
12 | 73 | 4,45 | 5,00 | 0,00 | 1,56 | 35,09 | |
13 | 13 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 0,00 | 0,00 | |
14 | 5 | 13,00 | 15,00 | 5,00 | 4,00 | 30,77 | |
Раздел IX | 224 | 14,51 | 20,00 | 5,00 | 2,91 | 20,05 | |
44 | 188 | 15,05 | 20,00 | 10,00 | 2,00 | 13,27 | |
45 | 12 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 0,00 | 0,00 | |
46 | 24 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | 0,00 | 0,00 |
Как мы видим, средний уровень ставок в двух разделах разнится. Причиной тому является максимальное и минимальное значение ставки тарифа. В разделе II ставки располагаются в диапазоне от 0 до 15%, когда в разделе IX от 5 до 20%. То есть на импортные изделия из дерева ставка таможенных пошлин будет будет высокой.
Немаловажное
значение при анализе таможенного
тарифа имеет соотношение адвалорных
ставок в зависимости от размера ставок
тарифа. Это важно для выявления в тарифе
количество протекционистских и фискальных
ставок.
Распределение адвалорных ставок Единого таможенного тарифа в зависимости от размера ставок тарифа в разделах II и IX
Таблица 4
Раздел ТН ВЭД, группа | Ставки пошлин, шт | ||||
0-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | Свыше 21 | |
Раздел II | 214 | 124 | 130 | - | - |
Группа 06 | 12 | - | 20 | - | - |
Группа 07 | 1 | - | 106 | - | - |
Группа 08 | 48 | 56 | - | - | - |
Группа 09 | 43 | - | - | - | - |
Группа 10 | 23 | - | - | - | - |
Группа 11 | - | 68 | - | - | - |
Группа 12 | 73 | - | - | - | - |
Группа 13 | 13 | - | - | - | - |
Группа 14 | 1 | - | 4 | - | - |
Раздел IX | 12 | 14 | 182 | 16 | 0 |
Группа 44 | - | 14 | 158 | 16 | |
Группа 45 | 12 | - | - | - | - |
Группа 46 | - | - | 24 | - | - |
Так как ставки пошлин в пределах 11-15 % имеют протекционистский характер, поэтому по данным таблицы видно, что большая часть таких ставок относится к группе 07 «Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды». Это связано с тем, что с помощью таможенных пошлин ограничивается массовый ввоз на территорию Таможенного союза различного рода овощей: разновидности репчатого лука, капуста, морковь, репа и так далее.
Создание Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза предполагает изменение таможенных пошлин на ряд товаров. Так, введение единого для трех стран тарифа, и, соответственно увеличением ставки таможенных пошлин на одежду и мясо, обернется повышением розничных цен на них, зато бытовая техника, наоборот, подешевеет. Не изменятся ставки на новые и подержанные иномарки, большинство продуктов питания и сырьевых товаров, алкоголь и табачные изделия.
Одинаковые для России, Белоруссии и Казахстана импортные пошлины действуют с 1 января 2010 года. С этого времени все ставки ввозных пошлин будут утверждаться решением Таможенного союза.
На 1850 из 11 200 товарных позиций Россия ставки скорректирует. В частности, с начала 2010 года увеличились таможенные пошлины на одежду из нижнего ценового сегмента, а на одежду среднего ценового уровня и уровней выше средней тариф снижается. Мера повышения таможенных пошлин на одежду данного ценового диапазона, даст возможность Таможенному союзу защититься от главных конкурентов - производителей ширпотреба из Китая и Турции,
Импортеры одежды отмечают, что это означает фактическое повышение пошлин на всю одежду: дело в том, что основной объем одежды массовых марок ввозится по минимальной таможенной ставке, которая сейчас повышена, а стоимость одежды, отшиваемой, например, в Китае, повышается на 80-100% и после уплаты нынешней пошлины.
Зато
бытовая техника может
Среди продуктов питания значительнее всего подорожает мясная продукция. Не изменятся ставки только на свинину и мясо птицы: оба этих вида, как и говядина, импортируются по квотам, установленным правительством. Еще один импортный продукт, который должен подорожать с 2010 года, - рис. Его предложение на мировом рынке за последнее время резко увеличилось из-за рекордных урожаев крупнейших стран-экспортеров, поэтому заслон в виде повышенной пошлины на импорт в такой ситуации не помешает, а это неизменно приведет к росту цен для потребителей (таблицы 1 и 3).