Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в условиях перехода страны к  рыночной экономике возникла необходимость  в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение  геополитической обстановки за последнее  десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном  положении России: экономические  связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного  комплекса, стали внешними; практически  нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики  с зарубежной, внутреннего рынка -- с внешним.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной  из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение  России в мировое хозяйство. Это  вызывает необходимость постоянного  развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и  сложность возникающих в такой  ситуации проблем обусловливают  поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными  администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными  организациями, непосредственно с  участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения  таможенной службой государственных, общественных и личных интересов  граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила  улучшить качество таможенного администрирования  таможенной системы на основных направлениях деятельности.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного  тарифа не всегда учитывается взаимосвязь  таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную  структуру и уровень налогов  в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в  правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного  контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению  такого явления, как «региональное  правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и  практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной  темы дипломной работы.

Проблематика совершенствования  управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

С момента возрождения  таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы  постановки, организации таможенного  дела, таможенной политики, места и  роли российской таможни в системе  государственных органов, ее значения для решения социально- экономических  задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных  трудов по проблемам теории и практики таможенного дела. Ведущая роль в  разработке теоретических и методических проблем и решении практических задач принадлежит ученым Российской таможенной академии, Н.М. Блинову, А.Е. Городецкому, И.В. Дзюбенко, М.В. Кокореву, В.М. Крашенинникову, В.Е. Новикову, СИ. Съедину, Э.И. Юну и других.

Цели и задачи дипломной работы

Цель: состоит в  том, чтобы показать основные механизмы  таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать  таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику  участия Российской Федерации  в международных торгово-таможенных  организациях и соглашениях;

4. внести предложения  по совершенствованию механизмов  таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Методологической  основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа  исследуемых проблем.

В работе использовался  анализ исследований по проблемам таможенного  права, торгового международного права. А также был произведен сравнительный  анализ правовых позиций российских ученых. Изучение теоретических проблем  происходило с помощью анализа  практики Алтайской таможни.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  при таможенном регулировании в  системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Структура работы

Дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

Краткое содержание дипломной работы.

Во введении обосновывается актуальность изученной темы, определяются цели и задачи дипломной работы, определяется методологическая и теоретическая  основы работы, обозначается структура  работы, описывается краткое содержание дипломной работы.

В первой главе исследуются  основные теоретические и правовые положения, раскрывается сущность и  соотношение содержания ключевых понятий: «таможенный тариф» и «виды таможенных пошлин». Анализируются тарифные методы в системе государственного регулирования  внешнеэкономической деятельностью. Отмечается, что важнейшей составляющей частью таможенной политики является таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности посредством применения таможенных пошлин.

Во второй главе  избранные проблемы анализируются  исходя из практики применения зарубежными  странами таможенного тарифа, а затем  дается обзор системы механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД требований Всемирной торговой организации при формировании таможенных пошлин.

Кроме того, рассматривается  специфика участия страны в международных  торгово-таможенных организациях и  соглашениях. Отмечается, что экономическая  интеграция со странами СНГ является официально провозглашенным приоритетным направлением внешнеэкономической  политики Российской Федерации. В качестве нормативно-правовых источников использованы: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента РФ, нормативные акты Государственного таможенного комитета РФ. 

Глава 1.Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности 

1.1. Таможенный тариф  как инструмент регулирования  внешнеэкономической деятельности 

В рыночной экономике  государство осуществляет регулирование  внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов  по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения  в современном мире, внешней и  внутренней политики государства. 

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который  по характеру своего действия относится  к экономическим регуляторам  внешней торговли Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как: 

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком; 

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  ВЭД; 

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного  товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного  тарифа полностью совпадает с  понятием таможенной пошлины Киреева  А.П. Международная экономика. Учебное  пособие для Вузов. Ї М., 1997. С. 204.. 

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда  ряд стран объединяются в торгово-экономическую  группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового  регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие  страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество 

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее  время наиболее распространенным классификатором  товаров, обращающихся в международной  торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН. 

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок  ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении

товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие  взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку  преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины промышленно  развитых стран для товаров развивающихся  государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций Основы таможенного дела. Учебное пособие. Вып. III. M., 1996. С. 83 

. 

Таможенный тариф  РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с ТНВЭД. Порядок  формирования и применения таможенного  тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным  законом определены основные цели таможенного  тарифа РФ: 

рационализация товарной структуры ввоза товаров в  РФ; 

поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; 

защита экономики  РФ от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции; 

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику Там же. С. 83.. 

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это  тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному  хозяйству таможенный тариф в  наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования