Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:43, лекция
АСУ является сложной системой, состоящий из комплекса взаимосвязанных частей, выделяемых по функциональному и структурно – организационному признаку.
Сложность проблемы повышение эффективности управления предприятия путем автоматизации определяет значительную долю научно - исследовательских работ в процессе создания АСУ, которая связана с разработкой новых методов и средств автоматизации процессов управления в целях достижения требуемых показателей.
Сложность системы зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности.
АСУ принадлежит к классу сложных систем, охватывающих различные объекты управления. Т.к. управление народным хозяйством построено по механическому прицепу, то аналогично строится и автоматизация управления.
Существует следующая структура АСУ:
1). Общегосударственная автоматизированная система (ОГАС)
2). Отраслевые автоматизированные системы управления(ОАСУ)
3). АСУ предприятиями АСУП
4). АСУ технологическими
ОАСУ на тр-те рассматривается как
целостная сложная
Функциональные и специализированные
К функциональном общеотраслевым подсистемам относятся:
К специализированным производственным подсистемам относятся:
На АТ общего пользования отраслевая автоматизированная система «АСУ-автотранспорт» является двухуровневой:
1. АСУ министерством;
2. АСУ транспортного управления (АСУТУ).
Функционирование этих подсистем дает возможность:
разрабатывать маршруты
составлять сменные задания, графики выпуска автомобилей на линию и прибытия их к грузоотправителям;
осуществлять оперативный контроль за выполнением разработанных планов; осуществлять оперативное регулирование в случаях поступления сообщений об отклонении от графиков и маршрутов;
учитывать и анализировать выполнение планов перевозок по каждому обслуживаему объекту за прошедшие сутки;
и т.д.
Производственной базой АСУ является комплекс технических средств – ЭВМ и другая вычислительная техника, системы передачи данных по каналам связи, устройства, приборы, датчики контроля и регулирования и т.д.
В - 3. Особенности совершенствования управления автомобильным транспортом.
Особенностью транспорта является то, что его «продукция», состоящая из перемещения людей и грузов, создается и потребляется одновременно. Транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса, т.к. продукт, созданный в промышленности или с.х. только тогда готов к потреблению, когда он доставлен к месту назначения.
В решении задачи совершенствования системы управления транспортом важную роль выполняют информационные системы, которые имеют следующие особенности:
1. использование методов системного анализа при разработке комплексной программы исследований и проектирования системы;
2. сложность транспортной системы,
3. многоуровневый характер ее функционирования;
4. централизованная и
5. значительное число управляемых объектов;
6. быстрое изменение грузопотоков и пассажиропотоков.
В – 1. Понятие о предпроектном обследовании объектов с целью автоматизации процессов управления.
Предпроектный анализ - это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития производства и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей ПХД предприятия. Предпроектное исследование позволяет установить целесообразность создания АСУП, осуществить выбор конкретного класса или варианта АСУП, а также предопределяет использование уже проверенных и эффективных методов научной организации труда и производства при создании АСУП.
Предпроектная стадия создания АСУП заключается во всестороннем обследовании системы управления с целью выработки решений по совершенствованию управления предприятием. Обследование проводится по заранее разработанной программе.
Программа обследования представляет перечень вопросов, ответы на которые достаточно полно характеризуют производственно-хозяйственную деятельность предприятия в целом и отдельных его подразделений и способствуют определению основных параметров АСУП. Содержание программы определяется характером объекта обследования и задачами разработки АСУП. Данные, полученные в результате обследования, служат основой для:
1 разработки
рекомендаций по
2 выработки
решения о составе задач,
3 составления
технического задания на
Обследование
организационной структуры
В процессе обследования определяется характер и масштабы производства предприятия в целом и его подразделений, число ступеней иерархии управления и общая структура производства и управления на предприятии.
Обследование
организационной структуры
Результаты обследования оформляются в виде текстового материала, в котором указываются все выясненные в процессе анализа недостатки существующей организационной структуры и пути их устранения.
Предпроектная
стадия включает комплекс научно-исследовательских
работ и организационно-
На основании результатов обследования разрабатывается технико-экономическое обоснование создания АСУП. Оно оформляется в виде пояснительной записки с приложением необходимых материалов. Объем ТЭО определяется сложностью и научно-производственной значимостью АСУП, при этом материалы должны иметь минимально необходимый объем.
В - 2. Методологическая сущность предпроектного обследования объектов управления.
Методологическая сущность предпроектного обследования сводится к разработке АСУ, придерживаясь трех основных принципов, которые обуславливаются требованиями и возможностями научного управления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств.
Основные принципы разработки АСУ, которые составляют методологическую сущность предпроектного обследования:
1. Экономико-математического характера:
определение объекта и органа управления как системы и построение ее модели;
определение приоритета отдельных задач управления их очередности ихразработки в рамках общей модели управления;
воссоединение замкнутого
2. Системного характера:
установление перечня и частоты подготовки информации;
максимальное освобождение
аппарата управления от сведений, не используемых
в
процессе решения оперативных
задач;
организация централизованной нормативно-справочной базы в памяти ЭВМ;
организация потока данных между системой и объектом управления через ЭВМ;
одноразовая фиксация фактических данных в первичных документах;
непрерывное обновление нормативно-справочных данных, хранящихся в памяти ЭВМ;
органический синтез всех элементов АСУ.
3. Организационно-технического характера:
правовое обеспечение аппарата управления;
приведение
организационной структуры
подготовка персонала аппарата управления к работе.
Эти принципы подчеркивают экономическую природу АСУ, отличающую ее от разнообразных технических систем управления, первоочередность при разработке АСУ экономических проблем, необходимость приспособления общесистемных положений, математического аппарата и технических средств к особенностям и условиям функционирования конкретных предприятий.
В - 3. Цель и задачи анализа объекта управления при предпроектном обследовании.
Основой разработки АСУП является модель системы управления, которая отражает состав объекта, характер взаимодействия его элементов и их особенности. Процесс разработки модели системы управления сводится к исследованию и описанию процесса функционирования рассматриваемого объекта. Основной задачей разработки является представление в формализованном виде процессов взаимодействия образующих данный объект элементов.
В комплексе работ по созданию АСУП первый этап.— исследование предприятия -имеет своей целью получение необходимых сведений и построение модели системы управления. Этот этап подразделяется на два подэтапа. На первом подэтапе проводится диагностический анализ, на втором - собственно исследование для построений модели системы управления. ,
Диагностическое исследование включает:
уточнение цели
и критериев развития и функционирования
предприятия и его отдельных
звеньев;
выявление общих тенденций развития данного предприятия и его роли в ПХД;
выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели;
выявление факторов, препятствующих достижению цели;
сбор необходимых
данных для разработки проекта АСУП
и проведения мероприятий посовершенствовани
установление общих и специфических характеристик развития данного предприятия в общем хозяйственном комплексе;
использование передового опыта других предприятий;
получение других
необходимых сведений для уточнения
и привязки разработанных моде
лей, методов и средств к условиям рассматриваемого
предприятия.
В процессе диагностического анализа устанавливаются:
Роль и место данного предприятия в отрасли;
Состояние ПХД предприятия;
Производственная структура предприятия;
Система управления и ее организационная структура;
Особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими хозяйственными органами;
Внутриотраслевые взаимосвязи рассматриваемого предприятия с другими предприятиями и специализированными научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями;
Психологический климат предприятия.
В - 4. Функции и задачи организации разработчика и заказчика АСУ в процессе проведения обследования.
На пред
проектной стадии заказчик
1 обеспечивает своевременное финансирование работ и правильность использования средств;
2 представляет
помещения для размещения
3 заключает договор с привлекаемыми организациями на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ);
4 издает приказ
о формировании оперативной
5 составляет
план оргтехмероприятий по
6 обеспечивает
проведение работ по
7 производит
обследование и описание