АСУ на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:43, лекция

Описание

АСУ является сложной системой, состоящий из комплекса взаимосвязанных частей, выделяемых по функциональному и структурно – организационному признаку.
Сложность проблемы повышение эффективности управления предприятия путем автоматизации определяет значительную долю научно - исследовательских работ в процессе создания АСУ, которая связана с разработкой новых методов и средств автоматизации процессов управления в целях достижения требуемых показателей.

Работа состоит из  1 файл

АСУ АП ЛЕКЦИИ.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

описание  потоков информации с использованием теории графов. Один из наиболее разработанных методов, с его помощью достигается наглядность функционирования системы управления и движения потоков информации; применение математического аппарата теории графов позволяет оптимизировать работу управления и каналов связи; имеется возможность также представить динамику управления и движения информации, которая ускользает при использовании других методов.

метод функционально-операционного  анализа. Этот метод предназначен для  организации, синтеза и обработки  информации, необходимой органам  территориального планирования. Метод применяется в работе высших функциональных органов планирования и управления, не связанных непосредственно с управлением технологическими процессами.

метод анализа  норм выработки решений. Процесс  принятия решений является одним  из самых сложных и малоисследованных процессов человеческой деятельности в области управления.

модуль-метод. Применяется для анализа структуры  информационного потока после использования других методов. Метод дает весьма детальное описание количественных и качественных характеристик фиксированного потока информации.

метод матричного моделирования. Методология матричного моделирования позволяет 
формализовать многие процедуры и операции по обработке материалов анализа существующих потоков информации практически на любом объекте управления, в различных звеньях народного хозяйства.

метод семиотического анализа. Передача сообщений - коммуникация, рассматривается как язык, т.е. как определенная знаковая система, обеспечивающая общение функциональных подразделений друг с другом и с внешней средой.

метод анализа  и оптимизации внутризаводских  документопотоков с помощью транспортной модели.

Основным  элементом потока информации на предприятии  является поток документации или документооборот.

6.3. Анализ документооборота, диспетчерской  работы и организации производства.

Документы можно  классифицировать по разным принципам. Прежде всего их можно разделить на две группы: систематизированные и несистематизированные документы (деловая переписка).

Систематизированные документы в свою очередь делятся  на типовые унифицированные (документ, используемые на всех промышленных предприятиях) и индивидуальные (документы, имеющиеся только на рассматриваемом предприятии).

С точки зрения источника формирования документы  делятся на внешние и внутренние. Внешние документы разрабатываются  вне данного предприятия и  характеризуют его производственно-хозяйственные взаимоотношения с другими предприятиями и организациями (счета - платежные требования, рекламации). Внутренние документы составляются на предприятии и отражают внутризаводские операции (платежные ведомости на выплату заработной платы, требования цехов на отпуск материалов).

Документы, отражающие процессы функционирования подразделений  предприятия, различны по своему назначению и разделяются на конструкторско-технологические, учетно-отчетные плановые нормативные, административно-организационные и др.

Группировка документов по назначению позволяет  выявить общую закономерность движения документов любого подразделения в зависимости от выполняемых им функций.

С другой стороны, документы могут быть сгруппированы  по принципу принадлежности к функциональным задачам управления.

При изучении форм документации, техники их заполнения и обработки выделяется примерный перечень вопросов:

назначение  документа;

количество  одновременно выписываемых экземпляров;

наименование  обязательных реквизитов и показателей документов;

кем заполняются  реквизиты и их показатели;

правила формирования показателей;

значимость  каждого показателя;

периодичность составления документов;

частота разработки показателей.

Одновременно  с изучением потоков документации целесообразно получить максимум сведений о функциях, которые осуществляются каждым подразделением органа управления и для выполнения которых предназначены сведения документации.

Объектами исследования являются документированные и недокументированные сообщения, отражающие процессы планово-управленческих работ, а также связанные сними процессы формирования показателей и документов и маршруты их движения.

При исследовании процесса обработки данных в управляющей  системе и ее подразделениях различаются процессы расчета показателей и процессы формирования документов. Расчет показателей осуществляется на основе определенных правил - процедур с исходными данными, которые проявляются в виде последовательности их обработки. Формирование документов производится на основе определенных правил подбора источников исходных показателей, самих данных и последовательности записи в форму документа.

Далее уточняются маршруты движения документов по подразделениям органа управления, начиная с момент их формирования до передачи на хранение или выхода за пределы управляющей системы.

Для обследования входящих и исходящих документов применимы два основных метода. При методе инвентаризации собираются сведения обо всех документах. Он позволяет получить наиболее исчерпывающие сведения о потоках информации. Однако в силу большой трудоемкости метод инвентаризации применяется очень редко.

Для обследования систематизированных массовых и  регулярно повторяющихся документов более часто используется метод типических групп, когда регистрации подлежит не каждый документ, а определенный тип однородных документов.

7. Методика построения логико-информационной  модели функционирования существующей системы.

В основе методики построения логико-информационной модели лежит метод функционально-операционного анализа потоков информации.

Существо  метода заключается в следующем: выявляются основные функции территориальных плановых (или других управляющих) органов; функции расчленяются на элементы; элементы состоят из операций. Для каждой операции составляется схема, находятся цели, функции и информационные связи; находятся объемы информации, определяется ее характер с помощью составления систем входной и выходной информации в формах документов. Операции планирования объединяются в логическую сеть, на основе которой формируется география потоков объективно необходимой информации.

Работа по анализу и конструированию информационных моделей выполняется в следующей последовательности:

разработка  научных основ и принципиальной схемы информационной модели;

выявление структуры  и функций модели;

разработка  логической схемы моделирования;

сбор и  анализ алгоритмов и моделей планово-экономических  задач;

разделение  информационной модели на подсистемы, элементы и операции, изучение каждой подсистемы;

определение и формализация задач, которые поддаются алгоритмизации, типизации операций;

выявление целей, функций и связей каждой операции;

составление математических моделей операций;

подбор и  разработка алгоритмов, их обоснование, выработка рекомендаций по применению;

определение объемов и характера информации, построение новой системы документации;

разработка  алгоритмической схемы обработки  информации;

построение  территориальной информационной модели.

Первая стадия моделирования информационной модели включает в себя определение границ этой системы, формулировку исходных предпосылок и определение характера работы по построению модели. Работы подразделяются на титульные, проблемные, подробные и текущие.

Структура и  функции модели выявляются с помощью  макромоделей. В случае появления нескольких разнородных функций модель считается сложной. Одновременно увязываются операции низового и народнохозяйственного планирования, обеспечивается моделирование основных связей и взаимодействий, возникающих при построении плана.

Следующим этапом является разбиение модели на составные части, подсистемы, элементы, операции. Границы модели задаются исследователем. Подсистема, которую нельзя больше расчленить по определенному критерию, рассматривается в качестве компоненты, компонента, в свою очередь делится на операции, для каждой операции выявляются цели, функции и связи, затем составляется их математическое описание и подбирается метод решения модели.

Задачи, соответствующие  определенным операциям, соединяются  в группы единой логической схемой. Перечень задач позволяет ориентировочно определить объем информации и способствует эффективной организации процессов моделирования.

8. Анализ материалов  обследования.

Обработка материалов исследования и получения необходимых  данных для последующего анализа документооборота выполняется с помощью вычислительных машин. Анализ материалов исследования позволяет получить необходимые сведения для разработки общих контуров модели системы управления и требований к комплексу технических средств АСУП.

9. Отчет о предпроектном обследовании объекта автоматизации.

Отчет о предпроектном  обследовании предприятия и результатах  анализа материалов обследования содержит следующие разделы:

  1. цель обследования.
  2. основание для обследования.

3.   объект  обследования.

4  организация  обследования и состав исполнителей.

5  программа  обследования.

6 характеристика  предприятия.

7 выводы по  анализу организационной структуры  предприятия.

8 результаты  обработки опросных листов и  других материалов.

9 выводы по  анализу функциональной структуры.

10 результаты  анализа потоков информации м  представлением загрузки информацией  отдельных категорий работников, данные об объемах информации  и т.д.

11 выводы по  анализу схемы материальных потоков.

12 выводы по  анализу методов планирования и учета.

13 выводы по  анализу уровня механизации управленческих  работ.

14 предложения  по:

  совершенствованию организации структуры;

совершенствованию функциональной структуры;

совершенствованию потоков информации и форм документов с учетом требований АСУП;

совершенствованию методов планирования и учета.

   15 выбор и обоснование объектов автоматизации (конкретных подразделений, функций, задач).

16 общие рекомендации  по улучшению управления.

17 выбор технико-экономических  показателей, отражающих воздействие автоматизированной системы на объект управления (ритмичность, себестоимость продукции, рентабельность и т.д.).

18 обоснование  очередности разработки задач  АСУП.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И  НАЗНАЧЕНИЕ

Исследования в области  создания АСУ, проведенные за последние годы в различных организациях, определили - возможность разработки АСУ путем расчленения ее на отдельные элементы, из которых по мере необходимости компонуется конкретная АСУ, т. е. путем формирования типовых элементов, пригодных для многократного использования. Эти типовые элементы после их апробирования на ряде предприятий были выбраны в качестве типовых проектных решений (ТПР). Опыт использования ИГР на целом ряде предприятий приборостроения, станкостроения, сельхозмашиностроения, автомобилестроения показал, что сокращение сроков разработок и снижение затрат на создание АСУ составляют 15 - 30%. Степень использования ТПР по отдельным задачам и подсистемам АСУ может составить от 30. до 70%. Использование ТПР по подсистемам технико-экономического планирования, оперативного управления основным производством, управления материально-техническим снабжением. управление технической подготовкой производства, бухгалтерского учета, управления сбытом и реализацией продукции возможно не только при создании новых АСУ, но и для развития действующих систем. Под ИГР понимается типовая проектная документация __по экономическому, математическому и техническому обеспечению. АСУ., позволяющая осуществлять проектирование АСУ по методу агрегатирования ее с оригинальной проектной документацией, отражающей специфику объекта.

ТПР предназначены для  использования при разработке разделов проекта АСУ: постановок задач и их математического обеспечения, документации по организации и функционированию ИВЦ и применению периферийных средств для сбора оперативных данных. Основной целью при разработке ТПР и их документации является обеспечение возможности комплектования документации АСУ на базе документации ТПР с минимальными ее переделками.

Состав и содержание остальных  проектных документов (например, должностные инструкции, сметно-финансовая документация, расчет экономической эффективности и др.) зависят от специфики объекта, состава и структуры конкретной АСУ и разрабатывается как оригинальная часть проектной документации.

Область применения TПP определяется степенью типичности модели задачи и гибкостью построения ее алгоритмов и программ. Модульное построение алгоритма решения задачи и наличие нескольких вариантов модулей для расчета одних и тех же показателей дают возможность использования различных методик расчета, учитывающих специфические свойства моделей на различных предприятиях.

Информация о работе АСУ на транспорте