Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:32, курс лекций
Краткий конспект лекций по дисциплине «Технология и оборудование предприятий автосервиса».
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волгодонский институт сервиса (филиал)
Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса
Краткий конспект лекций по дисциплине
«Технология и оборудование предприятий автосервиса»
для студентов специальности
080502 «Экономика и управление на предприятии»
Составитель/старший преподаватель каф. ТС: Пашковский А.Е.
Волгодонск 2007
Содержание
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и нормативы ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ТЕМА 2.1. Типы предприятий ТЕМА 2.2. Задачи технической службы ТЕМА 2.3. Основные принципы построения организационной структуры управления технической службы автотранспортных предприятий ТЕМА 2.4 Организационная структура управления технической службы и задачи структурных подразделений РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА РЕМОНТО- ТЕМА 3.1. Расчет производственной программы РОП АТП по количеству видов технических воздействий ТЕМА 3.2. Расчет производственной программы РОП АТП в трудовых показателях ТЕМА 3.3. Расчет производственной программы РОП АТП в денежных показателях РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО) ТЕМА 4.1. Общие положения ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП РАЗДЕЛ 5. Основное оборудование рабочих постов и поточных линий Тема 5.1. Общие положения ТЕМА 5.2. Назначение, классификация гражданского оборудования и требования, предъявляемые к нему ТЕМА 5.3. Обоснование выбора оборудования ТЕМА 5.4. Показатели использования оборудования РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА РАБОЧИХ ПОСТАХ ТЕМА 6.1. Основные принципы и показатели рациональной организации производственного процесса ТО и ТР автомобилей ТЕМА 6.2. Типовая
схема организации ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники РАЗДЕЛ 7. Исполнители работ по ТО и ремонту автомобилей и организация их труда ТЕМА 7.1. Исполнители работ ТЕМА 7.2. Расчет численности исполнителей работ ТЕМА 7.3. Формы
организации труда ремонтно- РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АТП (АТО) ТЕМА 8.1. Площади зон хранения, ТО и ТР автомобилей ТЕМА 8.2. Площади
помещений для выполнения производственно- ТЕМА 8.3. Площади
складских и технических ТЕМА 8.4. Площади санитарно-бытовых помещений, административно-общественных и некоторых других вспомогательных помещений ТЕМА 8.5. Особенности эксплуатации автомобилей ТЕМА 8.6. Исходные данные для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка ТЕМА 9.2. Экономическая оценка |
4
4
5
5
6
6 7
7 8
8
9 10 12
12 13 14
14
15
15
16
17
18
18 18
20
25
25 26
27 28 28
28
30
31 32 32 33
34 34 35 36
36 36 37 38
38 38
39 42
42 43
45
47
47
49 49 50 |
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕМА 1.1. Формирование системы и оценка режимов технического обслуживания автомобилей
Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по ТО и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации
Основное внимание при формировании системы обращают на число видов обслуживания, периодичность, перечень и трудоемкость выполнения профилактических работ.
Режимы ТО разрабатываются для нескольких типичных условий эксплуатации автомобилей. Основными критериями для оценки служат эксплуатационная надёжность, трудоёмкость ТО и текущих ремонтов (ТР), затраты на выполнение ТО и ТР на 1000 км пробега и эффективность ТО.
Эксплуатационную надежность автомобилей определяют по среднему значению коэффициента технической готовности, трудоемкость ТО и ТР - хронометражными наблюдениями; а затраты - по экспериментальным данным в реальных условиях эксплуатации автомобилей.
Эффективность h ТО автомобиля оценивается отношением количеством отказов hто, выявленных в процессе профилактики, к числу всех зарегистрированных отказов в процессе эксплуатации автомобиля
где n - число отказов, возникших между очередными TO
Режимы ТО автомобилей корректируют в 3 этапа:
Первый этап - это начало практической проверки уточнения первоначальных режимов ТО автомобилей.
На втором этапе автомобили должны обслуживаться с увеличенной периодичностью и сокращенным (по сравнению с остальным парком данного типа автомобилей) объемом выполнения профилактических работ.
Третий этап - систематическая корректировка режимов ТО автомобилей в процессе их эксплуатации.
Корректирование режимов ТО включает в себя следующие работы: сбор статистической информации по отказам и неисправностям авто мобилей; качественный анализ выявленных отказов и неисправностей; расчет надежности агрегатов, влияющих на безопасность движения автомобиля, по наиболее опасным отказам и неисправностям; оценка показателей надежности; разработка перечня изменений к действующим режимам ТО и рекомендаций по их совершенствованию; проверка новых режимов ТО автомобилей на ограниченном их количестве путем проведения подконтрольной эксплуатации по специальным программам; окончательная доработка режимов ТО и их внедрение на всем парке эксплуатируемых автомобилей этой модели.
ТЕМА 1.2. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
На автомобильном
транспорте принята планово-
Принципиальные основы планово-предупредительной системы ТО автомобилей установлены действующим Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Цель технического обслуживания - поддержание работоспособности и надлежащего внешнего вида подвижного состава, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, предупреждение отказов и неисправностей.
Ремонт предназначен для регламентированного восстановления и поддержания работоспособности подвижного состава, устранения отказов и неисправностей, возникших в работе или выявленных при ТО. Ремонтные работы, выполняемые по плану, являются профилактическими и называются предупредительным ремонтом.
Предупредительный ремонт применяется в первую очередь для подвижного состава, к которому предъявляются повышенные требования безопасности движения и безотказности в работе, а также для автомобилей, работающих в одинаковых условиях, при которых упрощается возможность выявления сроков замены или ремонта отдельных деталей и узлов с целью предупреждения отказов при работе автомобилей на линии и связанных с ними простоев.
Системой ТО
и ремонта предусмотрены
Цель контроля и диагностирования при ТО заключается в определении действительной потребности в технических воздействиях, а также в прогнозировании момента возникновения отказа или неисправности и в оценке качества выполнения работ. При ремонте цель контроля и диагностирования заключается в выявлении причин возникновения отказов и неисправностей и в выборе наиболее эффективного способа их устранения: на месте, со снятием узла или ' агрегата, с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества работ.
ТЕМА 1.3. Виды технического обслуживания автомобилей и их технико-экономическая характеристика
ТО подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное обслуживание автомобилей предусматривает общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава и санитарную обработку кузова.
Основное назначение ТО-1 и ТО-2 автомобилей — снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных и других работ. ТО обеспечивает безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в обязательный перечень операций
СО проводиться дна раза в год и предназначается для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.
ТЕМА 1.4. Виды ремонта автомобилей и их технико-экономическая характеристика
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР), производимый на специализированных предприятиях, и текущий (ТР). Ремонт включает контрольно-диагностические, регулировочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, кузнечные, сварочные, обойные, электротехнические, шиномонтажные, малярные и другие работы. Ремонт может выполняться по отдельным агрегатам и узлам, а также по автомобилю в целом.
КР предназначен
для регламентированного
СР автомобиля предусматривает замену двигателя, требующего КР; углубленную диагностику технического состояния автомобиля и одновременно устранение выявленных при этом неисправностей агрегатов, с заменой или ремонтом деталей; окраску кузова и выявление других работ, необходимых для восстановления эксплуатационных качеств всего автомобиля.
ТР предназначен для устранения отказов и неисправностей и способствует выполнению установленных норм пробега до КР при минимальных простоях. Он выполняется путем проведения разборочных, слесарных, сварочных и других необходимых работ с заменой отдельных деталей (кроме базовых), узлов, механизмов и агрегатов.
ТЕМА 1.5. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
При применении механизированных моечных установок трудоемкость ЕО, установленная Положением, должна быть уменьшена за счет исключения из общей трудоемкости ЕО моечных работ, связанных с применением ручного труда. В общем объеме работ ЕО трудоемкость моечных работ составляет примерно 55 % для легковых автомобилей, 35 % — автобусов, 65 % — грузовых автомобилей и прицепного состава.
Нормативы ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО, СО, ТР. Трудоемкость дополнительных работ СО составляет к трудоемкости ТО-2 50 % для очень холодного климата, 30 % для зоны холодного климата и 20 % для прочих условий.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется дорожным покрытием, типом рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения.
Определено шесть типов (материалов) дорожного покрытия: Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности определяется высотой (в метрах) над уровнем моря: равнинный - до 200, слабохолмистый - свыше 200 до 300, холмистый - свыше 300 и 1000, гористый - свыше 1000 до 2000 и горный свыше 2000.
ТЕМА 1.6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей
Автотранспортным предприятиям и территориальным объединениям автотранспорта предоставляется право на корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта путем изменения количественного значения нормативов технического обслуживания и ремонта.
Исходные нормативы, регламентирующие ТО и ремонт автомобилей, с целью обеспечения высокой эксплуатационной надежности автомобилей, повышения производительности труда ремонтно-обслуживающих рабочих и сокращения затрат на ТО и ТР подвижного состава уточняются применительно к конкретным автомобилям и корректируются с помощью коэффициентов в зависимости от следующих факторов: категории условий эксплуатации (К1), модификации подвижного состава и организации его работы (К2), природно-климатических условий (К3), пробега с начала эксплуатации (К4), размеров АТП (К5) и количества технологически совместимых групп подвижного состава.
ТЕМА 1.7. Техническая диагностика автомобиля: общие положения
Технологический
процесс определения
Диагностика автомобилей – это быстро развивающееся направление проблемы надежности, базирующееся на достаточно разработанном логическом фундаменте, на тонких математических и физических методах, позволяющих достичь максимальных результатов.
Диагностирование является технологическим элементом профилактики и ремонта и основным методом выполнения контрольных работ. Специфическим свойством, отличающим диагностирование от обычного определения технического состояния, является прежде всего выявление скрытых неисправностей без разборки.