Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:32, курс лекций
Краткий конспект лекций по дисциплине «Технология и оборудование предприятий автосервиса».
ТЕМА 9.2. Экономическая оценка
Экономическую оценку проектных решений выполняют в такой последовательности: 1) определяют потребный размер единовременных капитальных вложений, необходимых для осуществления проекта; 2) рассчитывают валовые доходы от производственной деятельности проектируемого АТП; 3) рассчитывают расходы па пере возки; 4) определяют показатели экономической эффективности капитальных вложений в проектируемое предприятие.
Общие капитальные вложения Кобщ в строительство проектируемого АТП состоят из капитальных вложений в подвижной состав КП.С и капитальных вложений в материально-техническую базу Км.т предприятия
где Кп.с включают в себя стоимость подвижного состава по прейскуранту и затраты на его приобретение, т. е. балансовую стоимость подвижного состава.
Для определения балансовой стоимости подвижного состава к оптовой цене применяют коэффициент 1,07-1,09. Коэффициент К мл представляет собой затраты на строительство зданий и сооружений; расходы на приобретение и изготовление оборудования; на промышленные проводки, монтаж и связанные с ним строительные работы, а также расходы, связанные с привязкой проекта к конкретному земельному участку. К стоимости привязки относят: затраты на внешнее благоустройство и внешние коммуникации; на дополнительные сооружения по электроснабжению, водоснабжению и канализацию, обусловленные местными условиями; а также затраты, связанные со сложным рельефом участка, неблагоприятными гидрогеологическими условиями и т. п.
Коэффициент Км.т определяют по мощности М предприятия и нормативам Н удельных капитальных вложений.
Для АТП, условия которых отличаются от эталонных, нормативы Н корректируют с помощью ряда коэффициентов по формуле
где Кс.м - норматив удельных капитальных вложений на строительно-монтажные работы, руб.;
Коб - норматив удельных капитальных вложений на оборудование, руб.;
Кпр - норматив удельных капитальных вложений на привязку, руб.;
К1, К2, К3, К4, К5, К6, К.7, К8 - коэффициенты, учитывающие соответственно тип, способ хранения подвижного состава, наличие прицепного состава, среднесуточный пробег, категорию условий эксплуатации, территориальный пояс в стоимости строительно-монтажных работ, климатический район в стоимости строительно-монтажных работ, зону стоимости оборудования.
Укрупненный норматив на один списочный автомобиль для грузовых АТП — 4,25 тыс. руб.; автобусных — 8,40 тыс. руб.; легковых таксомоторных — 5,42 тыс. руб.; СТО легковых автомобилей индивидуальных владельцев— 0,410тыс. руб. Сводный норматив по подотрасли для АТП общего пользования — 4,47 тыс. руб., индивидуальных владельцев — 0,41 тыс. руб.
Проектируемое АТП строят несколько лет. Поэтому величину капитальных вложений в материально-техническую базу АТП распределяют по срокам строительства, т. е. корректируют с учетом фактора времени. Для этого капитальные вложения, осуществляемые до начала расчетного года, умножают на коэффициент приведения .
Суммарные капитальные вложения в материально-техническую базу с учетом фактора времени определяют по формуле
где Кn - капитальные вложения в материально-техническую базу n-го года, тыс. руб.;
Т - общая продолжительность строительства предприятия, лет;
п - порядковый год строительства предприятия;
t - число лет, отдаляющих затраты от начального расчетного года;
Е - нормативный коэффициент приведения (Е = 0,08).
Для t = 1 коэффициент приведения 1/(1 + Е)t будет равен 0,926, а при t = 2 и t = 3 соответственно 0,858 и 0,794.
Валовые доходы и расходы АТП получают валовые доходы от разных видов деятельности в зависимости от вида перевозок и способа расчета за них. В общем случае доходы проектируемого АТП определяют по формуле
где Т - тариф за единицу i-й транспортной работы, руб.;
Qi - годовой объем i-й транспортной работы, т×км и др.;
п - количество наименований транспортных работ.
Для конкретного вида перевозок особенности расчета валовых доходов АТП изложены в специальном курсе по организации автомобильных перевозок. Исходные данные для расчетов принимают по нормативам или из отчетов действующих АТП, которые по условиям работы и по другим критериям соответствуют проектируемому предприятию.
Общие расходы на перевозки ЗОбщ состоят из заработной платы водителей с начислениями на социальное страхование ЗЗ.п, затрат на топливо для автомобилей Зт, затрат на смазочные и прочие эксплуатационные материалы Зсм, затрат на ТО и ТР автомобилей Зто,тр, затрат на восстановление и ремонт шин Зш, амортизации подвижного состава За и накладных расходов Зн
Расчет затрат на перевозки производят по каждой из статей. Методика расчета приводится в специальном курсе по организации автомобильных перевозок.
Показатели
экономической эффективности
Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений определяют по формуле
где 0,98 - коэффициент, учитывающий 2% отчислений на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
Кобщ - капитальные вложения в строительство АТП с учетом оборотных средств;
П - прибыль АТП.
Срок
окупаемости капитальных
Рассчитанные
значения показателей экономической
эффективности капитальных
Если расчетные значения Ер<ЕН, а ТР>ТН то необходимо про вести анализ факторов, влияющих на повышение эффективности работы (технико-экономические показатели, условия работы, род перевозимых грузов и др.). Если выявленные резервы не позволяют выдерживать условие Ер ³ ЕН и ТР £ ТН, то строительство проектируемого АТП экономически не выгодно.
Если проектных решений несколько, выбор наиболее рационального варианта осуществляют путем их сравнения по приведенным затратам, которые определяют по формуле
где Зт - годовые текущие затраты (себестоимость) на перевозки;
К - единовременные вложения (капитальные).
Вариант с наименьшей величиной приведенных затрат принимается за оптимальный.
Себестоимость единицы транспортной работы Ст находят из выражения
и сравнивают со сложившейся себестоимостью в действующих АТП.