Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:32, курс лекций
Краткий конспект лекций по дисциплине «Технология и оборудование предприятий автосервиса».
Уровень пропорциональности РОП АТП можно охарактеризовать коэффициентом пропорциональности Кп, определяемым величиной отклонения пропускной способности каждого передела от запланированного ритма выпуска обслуженных или восстановленных (отремонтированных) автомобилей
где т - количество переделов или стадий ТО или ремонта автомобилей;
- плановый ритм выпуска обслуженных или восстановленных автомобилей;
r - пропускная способность отдельных переделов.
Пропорциональность является предпосылкой равномерной работы предприятия и обеспечивает бесперебойный ход производства. Она исключает перегрузку одних участков и недоиспользование мощностей в других звеньях.
Непрерывность производства предполагает сокращение всех перерывов как в использовании трудовых и технических ресурсов, так и в продвижении предметов труда в процессе производства. Непрерывность должна поддерживаться на всех уровнях: на рабочем месте - в процессе выполнения каждой операции путем сокращения вспомогательного времени (внутриоперационные перерывы), на участке (отделении, зоне, цехе) - при передаче деталей или агрегатов с одного места на другое (межоперационные перерывы) и в масштабе АТО (АТП) - при перемещении автомобилей или их агрегатов из одного цеха (участка, зоны) в другой (сокращение межцехового «пролеживания»).
Уровень непрерывности производственного процесса РОП АТП можно охарактеризовать коэффициентом непрерывности Кн, исчисляемым как соотношение длительности технологической части производственного, цикла к продолжительности полного производственного цикла:
где tT - длительность технологической части цикла по отдельным переделам;
tп - длительность полного производственного цикла по отдельным переделам.
Ритмичность производства имеет важное значение для обеспечения полного интенсивного и экстенсивного использования оборудования и рационального использования рабочего времени.
Равномерность выпуска продукции РОП АТП заключается в том, что в равные промежутки времени одинаково или постепенно возрастает количество обслуженных или отремонтированных автомобилей. Ритмичность производства выражается в повторении через равные промежутки времени частных производственных процессов и в осуществлении на каждом рабочем месте в равные промежутки времени одинакового объема работ.
Для оценки ритмичности РОП АТП используется коэффициент ритмичности
где П1 - недовыполнение плана по выпуску продукции в абсолютных величинах в отдельные периоды времени (дни, часы);
П2 - плановый выпуск продукции за анализируемый период в абсолютных величинах.
ТЕМА 6.2. Типовая схема организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей
Технологический процесс ТО и ТР автомобилей — часть производственного процесса технической подготовки автомобилей, представляющий сумму действий по изменению размера, формы, состояния (внутренних свойств) и взаимного расположения предметов труда (например, процесс выполнения ТО-1, процесс выполнения ТР двигателя и т. п.).
Общий технологический процесс технической подготовки автомобилей следует рассматривать согласно схемам, представленным на рис. 1. Прибывающие автомобили в первую очередь проходят контрольно-пропускной пункт (КПП) и осматриваются дежурным механиком. В процессе осмотра проверяется комплектность и внешний вид автомобиля, определяется его техническое состояние (прежде всего, механизмов, обеспечивающих безопасность движения). После осмотра исправные автомобили направляются в зону ЕО, а затем на хранение. При необходимости некоторые автомобили после ЕО поступают в соответствующие производственные зоны ТО и ТР, а затем на хранение. Направляет автомобили в зону ТО и ТР дежурный механик по плану-графику на ТО, а в зону ТР — по заявке водителя или заключению дежурного механика.
Рис. 1. Схема общего технологического процесса АПТ:
а – при раздельном размещении Д-1; б – при совместном размещении Д-1
ТЕМА 6.3. Рабочий пост. Рабочее место. Технологическая карта
Для проведения ТО и ТР организуют рабочие посты в АТП. Рабочий пост представляет собой участок производственной площади, предназначенной для размещения автомобиля и включающей одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Под рабочим местом принято понимать зону трудовой деятельности исполнителя, оснащенную предметами и орудиями труда, а также средствами, необходимыми для выполнения конкретного производственного задания.
Рис. 3. Расположение рабочих постов:
тупиковые: а – параллельные без проезда; б – параллельные с проездом; в – параллельные двухсторонние (прямоугольные) с проездом; г – косоугольные; д – комбинированные; проездные: е – параллельные; ж - последовательные
По конструкции и технологической оснащенности рабочие посты подразделяются на группы.
По технологическому назначению рабочие посты подразделяются на универсальные и специализированные (рис. 2).
По способу установки подвижного состава рабочие посты могут быть тупиковыми и проездными (рис. 3).
По взаимному расположению посты бывают параллельными или последовательными.
Содержание работ и их последовательность, инструмент и приспособление, способ выполнения и необходимое для этого время, а также специальность и квалификация исполнителей устанавливаются для каждого поста и его рабочих мест соответствующими технологическими картами.
ТЕМА 6.4. Методы ТО автомобилей
Различают два метода ТО автомобилей: единичный и поточный. Поточный метод ТО является более перспективным, позволяющим реализовать все принципы рациональной организации производства.
Под единичным методом ТО автомобилей понимают выполнение всех работ по уходу за автомобилем на одном посту. Этот метод применяется на небольших АТП, в полевых условиях.
При поточном методе все работы выполняются на нескольких, расположенных в технологической последовательности специализированных постах, совокупность которых образует поточную линию. Перемещение автомобилей с поста на пост при поточном методе ТО может быть принудительным (конвейерами) и своим ходом. Посты располагают прямолинейно, что позволяет применять механическую тягу и обеспечивает короткие пути перемещения автомобиля с поста на пост. На постах поточной линии расположение автомобилей может быть продольным (ось автомобиля совпадает с осью поточной линии), кольцевым, поперечным.
Различают потоки непрерывного и периодического действия. Поток непрерывного действия предполагает такую организацию технологического процесса, когда ТО проходит при непрерывном перемещении автомобилей по рабочим постам.
Организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой, называют потоком периодического действия. Такая форма организации применяется для работ ТО-1 и ТО-2. Скорость передвижения конвейера при этом принимается от 10 до 15 м/мин.
ТЕМА 6.5. Обоснование и выбор метода ТО автомобилей
Основным фактором, влияющим на выбор метода ТО автомобилей, является сменная программа по ТО-1 и ТО-2 однотипных автомобилей. Так, на средних и крупных АТП ТО-1 иТО-2 рекомендуется организовывать поточным методом при сменной программе для ТО-1 не менее 12—15, а для ТО-2 не менее 5—6 обслуживании однотипных автомобилей. Рациональный метод ТО автомобилей можно выбрать в конкретных условиях эксплуатации по отношению такта поста к ритму производства.
Ритм производства R - это время в минутах, отведенное АТП на пребывание одного автомобиля в зоне обслуживания (интервал времени между выходом двух последовательно обслуживаемых автомобилей);
(36)
где Тоб - продолжительность работы зон обслуживания в сутки, ч;
- количество смен работы зон обслуживания;
- продолжительность смены работы зон обслуживания, ч.
Такт поста t - время в минутах выполнения работ на посту (время пребывания автомобиля на посту обслуживания):
где Сто - доля постовых работ ТО;
Р - среднее количество рабочих, занятых одновременно на одном посту ТО;
tп - время дополнительных работ (время съезда и заезда на пост). Значение tП колеблется от 1 до 3 мин и зависит от типа автомобиля, характера выполняемых работ и др.
Ритм производства и такт поста определяют отдельно для ЕО, ТО-1 и ТО-2. Величина Р зависит от вида и организации работ, модели обслуживаемого автомобиля, применяемого оборудования и других факторов. Для ЕО средние значения Р = 1...3 чел.; для ТО-1 Р = 2...4 чел.; для ТО-2 Р = 2...5 чел.; для Д Р = 1...2 чел. (при обслуживании большегрузных автомобилей количество рабочих можно увеличить на 1-2 чел.).
По величине отношения t/R определяют метод ТО. Если величина R данного вида обслуживания близка по своему значению к t этого вида обслуживания, то его рационально проводить единичным методом. Поточный метод ТО целесообразно применять при соблюдении условия (t/R) ³ 3, т. е. постов на поточной линии должно быть не менее трех. Для действующих поточных линий на АТП среднее количество постов колеблется для ЕО от 3 до 4, для ТО-1 и ТО-2 - от 3 до 5.
ТЕМА 6.6. Определение необходимого количества рабочих постов для ТО и ТР автомобилей
В общем виде количество универсальных или специализированных постов в зоне ТО можно определить по формуле
(38)
где ТП - годовая трудоемкость выполняемых работ на постах по видам воздействий, чел.-ч.
Количество рабочих постов при единичном методе ТО определяют из соотношения
где - коэффициент использования времени поста ТО ( = 0,85 ... ...0,95).
Количество рабочих постов при поточном методе ТО определяют умножением количества поточных линий на количество принятых рабочих постов на одной поточной линии.
Количество постов зоны ТР определяется с учетом годовой трудоемкости постовых работ по ТР автомобилей:
(40)
где d - коэффициент неравномерности поступления автомобилей в ТР (d = 1,2 ...1,5);
- дни работы зоны ТР за год;
- количество смен работы зоны ТР ( ³ 2);
- продолжительность смены работы зоны ТР, ч;
РП - среднее количество рабочих, занятых одновременно на посту ТР (РП = 1 ...3 чел.);
- коэффициент использования времени поста ТР ( = 0,8 ... 0,9);
СТР - доля постовых работ ТР;
q - коэффициент, учитывающий численность рабочих по сменам в зоне ТР автомобилей. Он определяется отношением явочного количества постовых рабочих зоны ТР второй (третьей) смены к первой.
ТЕМА 6.7. Методы ТР автомобилей
ТР автомобилей производится индивидуальным и агрегатным методами. При индивидуальном методе ремонта агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют, а затем устанавливают на тот автомобиль. При такой организации ремонтных работ автомобиль продолжительное время простаивает. В целях сокращения простоя подвижного состава ТР автомобилей в АТП осуществляется преимущественно агрегатным методом, при котором неисправные или требующие КР агрегаты заменяют на исправные, взятые из обменного фонда.
ТЕМА 6.8. Виды и способы хранения автомобильной техники
Хранение - это содержание технически исправного подвижного состава на территории АТП. Хранение бывает кратковременным и длительным (консервация). На консервацию устанавливают неработающий подвижной составу. Типичным является кратковременное хранение автомобилей в межсменное время, цель которого - сохранить внешний вид и техническое состояние подвижного состава, предотвратить разрушение деталей автомобильной техники.
На АТП наибольшее распространение получили два способа хранения автомобильной техники - в закрытых помещениях (отапливаемых и неотапливаемых) и на открытых площадках. В отдельных случаях автомобили могут храниться под навесом. Хранение автомобилей в отапливаемых помещениях полностью защищает их от любых воздействий (холода, снега, дождя, ветра, пыли), хранение в неотапливаемых помещениях не защищает от холода, хранение под навесами не защищает от холода и ветра, хранение на открытых площадках не защищает от внешних воздействий.
ТЕМА 6.9. Выбор способа хранения автомобильной техники
Выбор способа хранения автомобильной техники зависит от климатической зоны расположения АТП, типа подвижного состава, режима работы автомобилей на линии и характера автомобильных перевозок. Из климатических условий наиболее существенными факторами являются температура воздуха и скорость ветра зимой. Чем ниже температура и чем сильнее ветер, тем сложнее при прочих равных условиях организовать хранение автомобилей. 'Неблагоприятными условиями являются сочетание температуры воздуха от минус 10 до минус 35 °С и скорости ветра 3,5 до 1,5 м/с, Такие климатические условия в январе (наиболее холодном месяце года) характерны для 84 % территории СССР, где эксплуатируются около 80 % автомобилей.