Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:32, курс лекций
Краткий конспект лекций по дисциплине «Технология и оборудование предприятий автосервиса».
Таблица 5. Нормативы трудоемкости ТО и ТР для умеренно-холодного климатического района, выполняемых на СТО (ОНТП—АТП—GTO-86), чел.-ч/1000 км
| Тип СТО (число рабочих постов) | Класс автомобилей | Тип СТО (число рабочих постов) | Класс автомобилей | ||||
| 
 | особо малый | малый | средний | 
 | особо малый | малый | средний | 
| До 10 11-15 | 2,2 2,0 | 2,6 2,4 | 3,0 2.7 | 16-25 Более 25 | 1,9 1,8 | 2,2 2,1 | 2,6 2,4 | 
Примечание. Трудоемкость приведена без учета уборочно-моечных работ. Средняя трудоемкость этих работ при механизированной мойке 0,25. чел.-ч и при ручной шланговой мойке 0,5 чел.-ч.
ТЕМА 8.7. Особенности расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей городских СТО
Годовую производственную программу по ТО и ТР автомобилей Тто.тр (без учета уборочно-моечных работ) рассчитывают отдельно для Каждой модели обслуживаемых автомобилей по формуле.
                              
где А- количество автомобилей одной модели, обслуживаемых СТО в год;
Lг - среднегодовой пробег автомобиля, км;
tто, тр - удельная трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, чел.-ч на 1000 км пробега.
Годовую производственную программу уборочно-моечных работ Ту.м рассчитывают исходя из количества заездов на СТО одного автомобиля на 1000 км пробега и средней трудоемкости уборочно-моечных работ по формуле
                              
где ∑LГ - суммарный среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей, км;
tу.м - трудоемкость уборочно-моечных работ на одно воздействие;
r - количество заездов на мойку на 1000 км пробега.
Годовую производственную программу работ по предпродажной подготовке автомобилей Тп.п определяют из выражения
                              
где АП - количество продаваемых автомобилей в год;
tП.П - трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля, чел.-ч (t П..П = 3,5 чел.-ч).
Примерное распределение объемов работ по ТО и ТР для СТО приведено в табл. 6.
Таблица 6. Примерное распределение трудоемкости работ по видам и месту их выполнения на СТО, % выполнения
| Виды работ | Тип СТО (число рабочих постов) | Место выполнения работы | |||||
| до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 15 | от 16 до 25 | свыше 25 | рабо-чий пост | производственный участок | |
| Диагностические ТО в полном объеме Смазочные Регулировочные по установке углов колес То же, по тормозам Обслуживание и ремонт приборов системы питания и электротехнические Шиномонтажные ТР узлов и агрегатов Кузовные (жестяницкие, сварочные, медницкие) Малярные Обойные и арматурные Итого | 6 35 5 
 10 10 
 
 7 7 20 
 - - - 100 | 5 25 5 
 7 5 
 
 6 5 20 
 10 10 2 100 | 4 15 3 
 4 3 
 
 5 2 15 
 25 20 4 100 | 4 10 2 
 4 3 
 
 4 1 12 
 30 25 5 100 | 4 8 2 
 3 3 
 
 4 1 10 
 35 25 5 100 | 100 100 100 
 100 100 
 
 75 30 45 
 75 100 50 | - - - 
 - - 
 
 25 70 55 
 25 - 50 | 
ТЕМА 8.8. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей дорожных СТО
Годовую производственную программу по ТО и ТР автомобилей Тто,тр (без учета уборочно-моечных работ) определяют исходя из количеа на заездов автомобилей на СТО и средней трудоемкости работ tcp, выполняемых при заезде, по формуле
                              
где А3 - количество заездов автомобилей на СТО в сутки;
- число рабочих дней станции в году.
Для легковых автомобилей принимают tср = 4,25 чел.-ч. В перспективе для новых моделей автомобилей ожидается снижение tcp примерно на 25-30 %.
Годовую производственную программу уборочно-моечных работ Ту.м определяют из выражения
                              
где Кн.п - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (Кн.п @ 2-1,4);
tУ.М - средняя трудоемкость уборочно-моечных работ (для дорожных СТО tУ.М @ 0,3 чел.-ч).
ТЕМА 8.9. Технико-экономическая оценка состава и структуры РОП АТП
Состав и 
структуру РОП АТП можно 
Различают технико-экономические показатели, характеризующие уровень организации РОП, уровень использования активной части основных фондов РОП АТП (АТО) - технологического оборудования, уровень использования трудовых ресурсов, уровень технологического оборудования и др.
Условно основные 
технико-экономические 
Коэффициент 
энерговооруженности труда (
Потенциальный коэффициент энерговооруженности определяется как отношение установленной мощности источников энергии к числу рабочих в наибольшей смене.
Фактический коэффициент 
энерговооруженности 
Коэффициент фондовооруженности труда характеризует техническую оснащенность производства. Он измеряется отношением стоимости технологического оборудования к численности рабочих, занятых в наибольшей смене, или к численности всех работающих.
Коэффициент механизации труда измеряется отношением количества человеко-часов, отработанных с помощью машин и механизмов, к общему количеству отработанного времени. Эта методика определения коэффициента механизации труда имеет ограниченное применение, так как не дает достаточно объективной характеристики оснащенности труда. Отработанное с помощью машин количество человеко-часов неравноценно времени, отработанному вручную. Чем более совершенны машины и механизмы, тем ниже может оказаться коэффициент механизации труда, рассчитанный указанным методом. Поэтому лучше пользоваться методикой укрупненного определения уровня механизации и автоматизации производственных процессов с помощью трех показателей.
Степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом
                              
где - Рм - число рабочих, выполняющих работу механизированным и автоматизированным способом;
Р - общая численность рабочих на АТП (цехе, участке).
Удельный вес механизированного и автоматизированного труда в общих трудозатратах
                              
где ТМ - время механизированного труда;
Тм.р - время машинно-ручной работы;
Тр - время ручного труда;
К - коэффициент механизации труда, характеризующей удельный вес машинной работы в общих затратах рабочего времени на данном рабочем месте.
Уровень механизации и автоматизации производственных процессов
(56)
где П - коэффициент производительности оборудования (отношение трудоемкости изготовления детали на универсальном оборудовании с наименьшей производительностью к трудоемкости изготовлен им этой детали на действующем оборудовании);
М - коэффициент многостаночной работы (количество единиц оборудования, приходящих на одного рабочего);
Рм.р - количество рабочих, занятых машиноручным трудом;
Рр - количество рабочих, занятых ручным трудом
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМА 9.1. Технико-экономическая оценка
Степень технических совершенств и экономическую целесообразность строительства (реконструкции) АТП, качество законченного проекта оценивают рядом технико-экономических показателей (ТЭП). Уровень ТЭП зависит от назначения предприятия, типа и структуры подвижного состава, условий эксплуатации автомобилей; форм организации РОП, технологических процессов и труда исполнителей работ; способов хранения и расстановки автомобилей, размера земельного участка, рельефа- местности, способа застройки участка, этажности зданий, используемых строительных материалов и др. ТЭП проектных решений подразделяются на абсолютные, удельные и относительные. Их количество зависит от глубины анализа. Чем глубже анализ, тем шире номенклатура ТЭП. Проект оценивают в целом и по отдельным его частям.
Технологическую часть проекта оценивают по таким показателям: общее число поточных линий ТО; общее число рабочих постов; удельная площадь производственных помещений на один автомобиль; среднее количество автомобилей, приходящихся на одного исполнителя работ по ТО и ремонту автомобилей; среднее количество автомобилей, приходящихся на один рабочий пост; удельное количество исполнителей работ по ТО и ремонту автомобилей, приходящихся на 1 млн.км пробега автомобилей; стоимость технологического оборудования в расчете на один автомобиль и др.
Архитектурно-строительную часть проекта оценивают: площадью земельного участка на один списочный автомобиль, площадью застройки, общей полезной площадью застройки, производственной и складской площадью, объемом здания, коэффициентом застройки и др.
Санитарно-техническую часть проекта оценивают: мощностью i токоприемников, отнесенных на один списочный автомобиль; суммарным расходом электроэнергии по всему предприятию в год и др.
Оценка отдельных частей проекта по указанным показателям не дает однозначной оценки об эффективности будущего предприятия, так как она осуществляется путем сравнения разнообразных показателей проекта с эталонными значениями:
| Показатель | Среднее значение | 
| Общее количество рабочих на 1 млн. км пробега автомобилей, чел. Среднее количество автомобилей, обслуживаемых одним рабочим, шт. Удельное количество рабочих постов, приходящихся на 1 млн. км пробега автомобилей, шт. Среднее количество автомобилей, приходящихся на один рабочий пост, шт. Площади для среднего грузового АТП комплексного типа на один списочный автомобиль, м2: земельного участка застройки общая полезная площадь застройки производственная и складская стоянки | 
 £5 ³4-5 
 » 1 ³15 
 »120-140 »50 »30 »15 »40 | 
Любое увеличение основных фондов (строительство новых и реконструкция существующих предприятий) вызывает снижение рентабельности. Для ее повышения или, в крайнем случае, поддержания на одном уровне необходимо, чтобы каждый рубль, вложенный в основные фонды, давал отдачу не i/иже среднеотраслевого норматива. Поэтому каждому проектному решению необходимо давать экономическую оценку.