Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:32, курс лекций
Краткий конспект лекций по дисциплине «Технология и оборудование предприятий автосервиса».
В АТП приняты следующие процессы диагностики подвижного состава: общая диагностика (Д-1) с периодичностью ТО-1 (как часть его объема), предназначенная главным образом для механизмов, обеспечивающих безопасность движения (СБД); углубленная диагностика (Д-2), проводимая, как правило, за Один-два дня до ТО-2 для выявления потребности в ремонте агрегатов автомобиля и причин снижения мощности автомобиля и экономических показателей.
ТЕМА 1.8. Потеря работоспособности и основные задачи технической диагностики автомобиля
Диагностика представляет собой процесс исследования объекта – узла, агрегата, системы или автомобиля в целом, состояние которого определяется. Завершение этого исследования – диагноз, то есть заключение о состоянии объекта типа: объект исправен, объект неисправен, в объекте имеется такая-то неисправность.
Чтобы более четко представить область, охватываемую технической диагностикой, рассмотрим три типа задач по определению диагноза.
К первому типу относятся задачи по определению состояния, в котором находится объект в настоящий момент времени. Это задачи диагноза. Ко второму типу относятся задачи по предсказанию состояния, в котором окажется объект в некоторый будущий момент времени. Это задачи прогноза (от греческого «прогнозис» - предвидение, пре6дсказание). К третьему типу относятся задачи по определению состояния, в котором находился объект в некоторый момент времени в прошлом. Это задачи генеза (от греческого «генезис» - происхождение и возникновение, процесс образования). Задачи первого типа относят к технической диагностике, второго – к технической диагностике, а третьего – к технической генетике.
Таким образом, контрольно – диагностические работы являются информационным блоком в системе восстановления потерянного в процессе эксплуатации качества автомобиля. Диагностическая информация дает возможность оптимизировать технический процесс восстановления качества конкретного автомобиля на основании знания действительного его технического состояния.
ТЕМА 1.9. Системы диагностирования технического состояния автомобиля
Определение технического состояния объекта диагноза осуществляется с помощью контрольно – диагностических средств Взаимодействие объекта диагноза и контрольно – диагностических средств составляет систему диагностирования.
Диагностирование включает в себя совокупность операций контроля, выполняемых в определенной последовательности. Понятие «контроль» более общее, чем понятие «диагностирование». Диагностирование может быть процедурой контроля, но не всякая контрольная операция есть операция диагностики.
Системы диагностирования предназначаются для проверки исправности, работоспособности, функционирования и поиска дефектов.
Различают следующие виды систем диагностирования:
По степени охвата изделия: локальные и общие;
По характеру взаимодействия между объектом и средством диагностирования: функционального и тестового диагностирования (при необходимости могут быть одновременно использованы системы функционального и тестового диагностирования);
По используемым средствам диагностирования: с универсальными и специализированными, встроенными и внешними средствами диагностирования;
По степени
автоматизации
При разработке системы диагностирования для обеспечения взаимодействия объекта и средств диагностирования должны быть решены следующие вопросы: технико-экономическое обоснование выбора вида и назначения системы диагностирования; анализ физических процессов, происходящих в объекте диагностирования с цель выявления механизмов возникновения и признаков проявления повреждений и дефектов; сбор и изучение априорных данных о характерных повреждениях и дефектах аналогичных изделий или их составных частей; выбор метода диагностирования, Разработка модели объекта диагностирования; разработка алгоритма диагностирования; разработка конструктивных требований к объекту диагностирования с целью обеспечения его диагностирования и разработка соответствующей технической документации; выбор и разработка средств диагностирования; разработка устройств сопряжения объекта и средств диагностирования; разработка эксплуатационной и ремонтной документации по диагностированию; испытание систем диагностирования.
Для каждой области применения системы диагностирования устанавливается достоверность диагноза и глубина поиска дефекта с учетом: надежности изделия и его составных частей, особенно тех, отказ которых связан с опасностью для человека; контролепригодности и восстанавливаемости; стоимости и трудоемкости диагностирования.
ТЕМА 1.10. Диагностические параметры и нормативы
Для определения состояния автомобиля или его элемента, необходимо знать величины их параметров технического состояния (структурных параметров), заданных нормативно – технической документацией завода – изготовителя автомобиля. Параметрами технического состояния (структурными параметрами) называются физические единицы (миллиметр, градус и т.п. ),определяющие связь и взаимодействие между элементами автомобиля и его функционирование в целом.
При диагностировании параметры технического состояния автомобиля и его элементов измеряют косвенно, используя выходные (рабочие) и сопутствующие процессы, порождаемые функционирующим механизмом. Эти процессы функционально связаны с техническим состоянием механизма, содержат информацию, необходимую для диагностики, и называются диагностическими признаками.
Диагностические признаки можно количественно оценить при помощи соответствующих диагностических параметрах.
Диагностические параметры – это качественная мера проявления технического состояния автомобиля и его параметров по косвенным признакам.
Диагностические параметры должны обладать чувствительностью, однозначностью, стабильностью, информативностью по отношению к определению причинно – следственных связей со структурными параметрами.
Количественная оценка технического состояния диагностируемой системы осуществляется по диагностическим нормативам. К диагностическим нормативам относятся: начальная величина диагностического параметра, его предельное значение, при достижении которого возникает вероятность появления отказа, упреждающая или допустимая величина при заданной периодичности диагностирования.
Диагностические нормативы можно разделить на две группы: устанавливаемые государственными стандартами, обусловленные нормативно – технической документацией заводов-изготовителей.
К первой группе
относятся диагностические
Ко второй группе относятся диагностические нормативы, связанные с техническими допусками структурных параметров или с оптимальными показателями надежности и экономичности работы автомобиля.
Среди нормативных показателей первой и второй групп выделяются промежуточные. Параметры этой группы связаны с увеличением расхода топлива, снижением мощности двигателя, снижением долговечности деталей и узлов и т.п. Особенность нормативов промежуточной группы – сильная зависимость от условий эксплуатации, возраста автомобилей.
ТЕМА 1.11. Методы и средства диагностирования автомобиля
Субъективные методы. В основе этих методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов.
Наибольшее распространение получили такие субъективные методы как: визуальный, прослушивание работы механизма, путем ощупывания механизма, заключение о техническом состоянии на основании логического мышления.
Объективные методы. Они основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью специальных контрольно-диагностических средств и принятии решения с помощью специально разработанных алгоритмов диагноза.
К объективным методам относят: диагностирование: по структурным параметрам, по герметичности рабочих объемов, по выходным параметрам рабочих процессов, по параметрам периодичности повторяющихся процессов или циклов, по изменению виброакустических параметров, по составу картерного масла и отработавших газов
К методам и средствам объективного диагностирования предъявляются следующие требования: достоверность измерения диагностических параметров, надежность применяемых средств измерений, технологичность и экономичность методов.
Диагностирование по структурным параметрам основано на измерении величины этих параметров или зазоров, определяющих взаимное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диагностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей.
Диагностирование по параметрам герметичности рабочих объемов заключается в обнаружении и количественной оценке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и механизмов автомобилей.
Диагностирование по параметрам рабочих процессов: тормозному пути, замедлению автомобиля, тормозным усилиям и их разности на колесах каждой оси, времени срабатывания приводов тормозных механизмов, силе нажатия на тормозную педаль, скорости нарастания и спада тормозных усилий, боковым усилиям и моментам в пятке контакта шины с опорной поверхностью, амплитудно-фазовым параметрам давления отработавших газов, пульсациям давления в топливопроводах высокого давления, пульсациям воздуха и газов во впускном и выпускном коллекторах, силе тяги на ведущих колесах, времени и пути разгона в заданном интервале скоростей, контрольном расходе топлива, сопротивлению механизмов трансмиссии и др. Эти методы дают обширную информацию о техническом состоянии автомобиля, широко применяются в АТП. Они дают возможность оценить основные эксплуатационные качества автомобиля: тормозные, мощностные, топливную экономичность, устойчивость и управляемость, надежность, удобство использования.
Диагностирование по изменению виброакустических параметров происходит следующим образом: Во время функционирования любого механизма движение отдельных деталей сопровождается их соударениями. В результате этого по механизму распространяются упругие колебания, вызывающие определенные структурные шумы. В процессе изнашивания деталей изменяется величина структурных параметров, что ведет к изменению шума и вибрации механизма в целом. Это физическое свойство и используют при диагностировании механизмов.
Диагностирование по периодически повторяющимся рабочим процессам или циклам заключается в следующем. Рабочие процессы выпуска, сгорания и впуска, сжатии, изменение давления во впускных топливных трубопроводах высокого давления, системы зажигания и др. часто повторяются.
Диагностирование по составу картерного масла производится путем анализа проб масла картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, загрязнений и примесей, попавших в масло.
Диагностирование двигателя по составу отработавших газов имеет важное значение, так как оно направлено в первую очередь на снижение загрязнений окружающей среды оксидами углерода, азота и несгоревшими углеводородами.
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТЕМА 2.1. Типы предприятий
Предприятия автомобильного транспорта по производственным функциям подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортные предприятия выполняют транспортный процесс и определенные работы по технической подготовке автомобильной техники. Для выполнения этих работ они располагают необходимыми производственными помещениями. По мощности наиболее распространены АТП, насчитывающие 200—250 автомобилей. В последние годы созданы кооперированные и специализированные АТП.
Автообслуживающие предприятия выполняют производственные функции по ТО и ремонту автомобильной техники, могут временно хранить автомобили, заправлять их автоэксплуатационными материалами. В зависимости от назначения автообслуживающие предприятия подразделяются на базы централизованного ТО (БЦТО), станции технического обслуживания (СТО), стоянки и автозаправочные станции (АЗС).
Базы централизованного технического обслуживания выполняют централизованно сложные виды ТО и ремонта автомобилей, эксплуатируемых некомплексными АТП, расположенными вблизи базы.
Станции технического обслуживания предназначены для проведения профилактических и ремонтных работ автомобилей (в основном принадлежащих индивидуальным владельцам) в любом объеме, снабжения их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами, обслуживания клиентов, продажи автомобилей. Производственную мощность СТО оценивают количеством рабочих постов для выполнения ТО и ремонта автомобилей (т. е. количеством одновременно обслуживаемых автомобилей), объемом произведенной на станции продукции (чел.-ч. или руб.), количеством прикрепленных на обслуживание автомобилей, количеством исполнителей работ и др.