Анализ использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является изучение рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма в Казахстане.
Для достижения поставленной цели следует решение следующих задач:
-Рассмотреть аспекты использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма
- Проанализировать использование рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма в Казахстане

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

В научной литературе является общепризнанной точка зрения о том, что заповедными могут  считаться только территории самих заповедников; отнесение этого понятия ко всем другим объектам носит условный характер и юридически неправомерно. Вместе с тем, А.М. Краснитцкий, в целом  соглашаясь с таким мнением, отмечает, что хотя термин «природно-заповедный фонд» и не имеет юридического обоснования, тем не менее, достаточно четко выражает свое смысловое значение для определения совокупности заповедной сферы деятельности. По мнению В.В.Петрова, природно-заповедный фонд включает в себя пять видов объектов: заповедники, заказники, парки, памятники природы, редкие, исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Их объединяют три признака: они государственные, природные и заповедные. Особенность природно-заповедного фонда выражается в наличии признака заповедности. Толковый словарь русского языка трактует это слово как – «неприкосновенное, запретное или  завещаемое».

Так, видный отечественный ученый Ж.Х. Косанов считает, что государственный  природно-заповедный фонд является ключевым понятием Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», охватывающим всю совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, предмета для научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации. В то же время это понятие не может быть отождествлено с отдельными видами особых природных территорий [39].

По мнению В.В. Зозули, природно-заповедный фонд может считаться заповедным лишь в части включения в себя территорий заповедников и заповедных зон национальных парков. Корректнее было бы, считает он, его определить как «природный фонд особого назначения» или «фонд особо охраняемых природных территорий и объектов». А форма заповедной охраны природы существует лишь одна. Автор подчеркивает, что формулировки «правовые формы заповедной охраны природы», к которым обычно, кроме заповедников, относят и заказники и природные парки, «заповедное дело», в ведении которого, кроме заповедников находятся и все иные  категории особо охраняемых природных территорий, «заповедный режим», адресованный заказникам и природным паркам, «природно-заповедный фонд», который вбирает в себя буквально все категории особо охраняемых природных территорий, «заповедное право» как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области особо охраняемых природных территорий и т.п., являются не состоятельными [40].

Данное утверждение подтверждает нашу точку зрения о нефункциональности  некоторых из понятий, отраженных в Законе Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях». Отсюда следует, что понятие «особо охраняемая природная территория» подменяется понятием природно-заповедный фонд, так как эта формулировка охватывает, во-первых, все категории природных участков взятых под особую охрану, во-вторых, если исходить из смысла заповедности, то особо охраняемые природные территории Республики Казахстан,  кроме заповедных зон и территорий со специальным заповедным режимам, не отвечают всем требованиям, предъявленным к заповедным территориям. При этом теряется весь смысл понятия  «природно-заповедный фонд», который будет существовать лишь теоретически.

По мнению Ж.Х. Косанова, главный  смысл выделения особо охраняемых природных территорий в самостоятельную правовую общность состоит в определении границ распространения на них режима особой охраны и регулируемого режима хозяйственной деятельности, установленных природоохранным законодательством. Эти границы совпадают с пространственными параметрами государственного природно-заповедного фонда.

По затронутому нами вопросу  мы представим мнение российского автора Л.А. Юдановой о том, что повсеместное употребление термина «заповедность» неизбежно может привести к замене высших форм охраны природы более простыми, а это, несомненно, нанесет  ущерб заповедному делу. Вот почему требуется тщательное разъяснение этих понятий, разработка их правовых основ.  Данную позицию поддерживает казахстанский ученый М.А. Аленов, который отмечает, что при применении терминов в юридической литературе уместна максимальная осторожность, что в конечном итоге определяет рамки допустимости и целесообразности при конструировании в научных выводах понятийных вариаций. Свобода в этом вопросе, вполне допустимая в публицистике, когда авторы не обременяют себя особым историческим или научным анализом, в правовой науке не может быть оправданной.

В научной литературе также ведутся  споры относительно самого термина  «особо охраняемая природная территория». По мнению  В.В. Зозули, термин не содержит в себе достаточной смысловой нагрузки, так как смещает акценты с особой экологической значимости определенных природных объектов и комплексов на форму охраны. Исходя из содержания термина, эти природные территории ценны не своими природными качествами и значением, а тем, что они берутся под особую охрану. Таким образом, под охрану могут быть взяты не только уникальные природные комплексы, но еще и территории, совсем не относящиеся к природным комплексам. Как указывает В.В. Петров, все земли, связанные с особой охраной территории, получают название - особо охраняемые земли. В работах В.В. Дежкина представлена оценка мнения некоторых специалистов, предлагающих рассматривать радиационные и сельскохозяйственные пустыни, лунные ландшафты и другие подобные охраняемые пространства, как разновидности особо охраняемых природных территорий [41].

Данная точка зрения заслуживает  внимания, но  при условии, если под  природной территорией подразумевать  любую полезную в том или ином виде территорию земли, не выделяя ее природных качеств.  В.В. Зозуля в своей работе указывает, что в 1990-х годах вокруг Чернобыля была создана «заповедная» зона. Целью создания  зоны подобного типа никак не являлось сохранение природы, а запрет какой-либо деятельности и эксплуатации данной территории, как вредной и пагубно влияющей на здоровье человека. Нам представляется неоправданным отнесение  «лунных территорий» к заповедникам, которое вносит лишь путаницу в устоявшиеся понятия.

Чрезмерно расширительная трактовка природных  территорий характерна  российской  законотворческой практике. В редакции Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» используется термин «особо охраняемые территории», который является более широким по отношению к понятию «особо охраняемые природные территории». Соответственно, судя по определению, в состав земель, подлежащих особой охране можно отнести неблагополучные участки территорий, под которыми понимаются участок территории, состояние окружающей среды, в границах которого соответствует установленным в законодательстве критериям для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды. 

Действительно,  создание  этих объектов в некоторой степени  направлено на решение  схожих задач, но, при этом преследуются совершенно разные цели. Цель заповедников и других ОПТ – охрана природы, что нельзя отнести к целям, которые обозначаются  в отношении  радиоактивных пустынь или «лунных ландшафтов». Так, цель Чернобыльской зоны — стабилизация последствий радиоактивного загрязнения, защита жизни и здоровья людей — но отнюдь не охрана природы. По сути - это «антизаповедник».

Неслучайно участники конференции «Заповедники СССР, их настоящее и будущее», состоявшейся в Новгороде в 1990 году, потребовали исключить зоны экологических катастроф и радиационные пустыни из перечня заповедных территорий, так как это противоречит пониманию заповедников в качестве эталонов естественной природы. Республика Казахстан изначально пошла по иному пути и первоначально установила приоритет именно уникальной природной территории, не подвергая широкому толкованию термин  «особо охраняемые природные территории».

Вместе с тем,  хотелось бы  отметить, что к ООПТ относятся  только естественные экологические  системы, уникальные природные ландшафты, которые образовались только лишь благодаря естественно-климатическим условиям и почвенным характеристикам земли и формировались в ходе   длительного исторического процесса. Однако в действующем законодательстве Республики Казахстан  к ООПТ, кроме естественных ландшафтов, относятся и искусственно созданные природные территории, с расположенными на них объектами недвижимого имущества.

Главы 10 и 12 Закона Республики Казахстан  «Об особо охраняемых природных  территориях» посвящены зоологическим и дендрологическим паркам. Эти природные учреждения предназначаются для создания специальных коллекций растений  в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира.  Государственные  дендрологические парки - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной  и научной организации с установленными по зонам видами режима охраны, предназначенная для охраны, защиты, воспроизводства и использования древесных и кустарниковых пород. В государственных дендрологических парках выделяются следующие зоны: экспозиционная – для культивирования растений и доступа посетителей, научная – для проведения научных исследований и сохранения коллекций генофонда растений, общественная  - для обслуживания посетителей, административная и производственно-хозяйственная [42].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

 

3.1 Основные направления развития  особо охраняемых природных территорий в Казахстане

 

Проектами естественнонаучных обоснований  определена необходимость на период до 2010 года увеличения площадей двух существующих государственных природных заповедников (далее - ГПЗ) - Алакольского ГПЗ в  Алматинской области, Коргалжынского ГПЗ в Акмолинской и Карагандинской областях в целях установления заповедного режима на прилегающих территориях, природные комплексы которых составляют с ними единое целое.

Будет внесено предложение по расширению площадей Каркаралинского государственных национальных природных парков (далее - ГНПП) в Карагандинской области и ГНПП «Кокшетау» в Акмолинской области.

Значительную роль в сохранении природно-заповедного фонда республики играет развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения и их содержание [43].

Развитие системы ООПТ местного значения является одной из актуальных задач охраны природы регионов республики и выполняется на основе утвержденных областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными  органами среднесрочных и долгосрочных региональных Программ развития системы ООПТ местного значения.

Создание инфраструктуры и содержание ООПТ местного значения требует выполнения мероприятий по охране, защите и  восстановлению объектов природно-заповедного  фонда и включает в себе функциональное зонирование территории, охрану и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон.

В этой связи, в пределах Программы предусмотрены мероприятия по содержанию, установлению и закреплению границ ООПТ местного значения.

 Создание особо охраняемых  природных территорий

Программой предусмотрено внесение предложений по созданию ГНПП «Буйратау» в Акмолинской и Карагандинской областях и Жонгар-Алатауского (Жетысуского) ГНПП в Алматинской области, а также одного нового ГПЗ - Тарбагатайского ГПЗ в Восточно-Казахстанской области - это территория, где природа сохранилась в первозданном виде, имеет высокий уровень биоразнообразия и относится к приоритетно-значимым для фауны территориям Евроазиатского материка.

Одним из путей защиты экосистем  является создание ООПТ, которые в  состоянии поддержать экологический  баланс на значительно большей, чем  заповедники, территории, сочетая  сохранение природных комплексов с интересами экологического просвещения, отдыха населения и регулируемой хозяйственной деятельности. Природопользование на этих территориях базируется на способности экосистем к восстановлению путем проведения целенаправленных мероприятий, ограничивающих некоторые виды антропогенного пресса. К таким ООПТ относятся ГНПП.

До настоящего времени охраняемые территории создаются по мере разработки материалов естественнонаучного и  технико-экономического обоснований, на основании предложений министерств и ведомств, акиматов областей, научных, неправительственных организаций и других физических и юридических лиц.

Государственный природный резерват (далее - ГПР) - ООПТ с различными режимами охраны, предназначенная для сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, обеспечения устойчивого развития и сбалансированного использования природных ресурсов на данной территории [44].

Для сохранения биологического разнообразия класса млекопитающих в Казахстане необходимо создание надежно охраняемых резерватов в различных типах пустынь (песчаных, глинистых, лессовых, щебенисто-каменистых, солончаковых), для каждой из которых характерен свой набор фоновых млекопитающих.

В целях сохранения степных, водно-болотных и околоводных экосистем предлагается до 2010 года создать один и разработать ЕН и ТЭО создания еще двух государственных природных резерватов, это ГПР «Акжайык» в Атырауской области и ГПР «Пойма реки Иртыш» в Павлодарской области, ГПР «Алтын Дала» в Костанайской области соответственно.

В рамках выполнения международных  соглашений по сохранению биоразнообразия  водно-болотных угодий и реализации проекта Программы Организации  Объединенных Нации по окружающей среде  и Глобального экологического фонда  «Развитие миграционных маршрутов и водно-болотных угодий для сохранения стерха и других водноболотных птиц» предусматривается создание ГПР «Алтын Дала». В этих целях будут привлечены средства международного гранта для разработки ЕН и ТЭО, в котором будут рассмотрены режимы охраны, сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия.

Государственный природный заказник - ООПТ с заказным режимом или  регулируемым режимом хозяйственной  деятельности, предназначенная для  сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов природно-заповедного фонда. Заказники могут быть зоологические, ботанические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные. Программой предусмотрено создание государственного зоологического заказника «Семиреченский лягушкозуб» и природного парка «Кызыл жиде» в Алматинской области в целях сохранения биоразнообразия и его устойчивого развития.

Информация о работе Анализ использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий в Казахстане