Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:44, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма в Казахстане.
Для достижения поставленной цели следует решение следующих задач:
-Рассмотреть аспекты использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма
- Проанализировать использование рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма в Казахстане
В научной литературе является общепризнанной точка зрения о том, что заповедными могут считаться только территории самих заповедников; отнесение этого понятия ко всем другим объектам носит условный характер и юридически неправомерно. Вместе с тем, А.М. Краснитцкий, в целом соглашаясь с таким мнением, отмечает, что хотя термин «природно-заповедный фонд» и не имеет юридического обоснования, тем не менее, достаточно четко выражает свое смысловое значение для определения совокупности заповедной сферы деятельности. По мнению В.В.Петрова, природно-заповедный фонд включает в себя пять видов объектов: заповедники, заказники, парки, памятники природы, редкие, исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Их объединяют три признака: они государственные, природные и заповедные. Особенность природно-заповедного фонда выражается в наличии признака заповедности. Толковый словарь русского языка трактует это слово как – «неприкосновенное, запретное или завещаемое».
Так, видный отечественный ученый Ж.Х. Косанов считает, что государственный природно-заповедный фонд является ключевым понятием Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», охватывающим всю совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, предмета для научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации. В то же время это понятие не может быть отождествлено с отдельными видами особых природных территорий [39].
По мнению В.В. Зозули, природно-заповедный фонд может считаться заповедным лишь в части включения в себя территорий заповедников и заповедных зон национальных парков. Корректнее было бы, считает он, его определить как «природный фонд особого назначения» или «фонд особо охраняемых природных территорий и объектов». А форма заповедной охраны природы существует лишь одна. Автор подчеркивает, что формулировки «правовые формы заповедной охраны природы», к которым обычно, кроме заповедников, относят и заказники и природные парки, «заповедное дело», в ведении которого, кроме заповедников находятся и все иные категории особо охраняемых природных территорий, «заповедный режим», адресованный заказникам и природным паркам, «природно-заповедный фонд», который вбирает в себя буквально все категории особо охраняемых природных территорий, «заповедное право» как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области особо охраняемых природных территорий и т.п., являются не состоятельными [40].
Данное утверждение
По мнению Ж.Х. Косанова, главный
смысл выделения особо охраняем
По затронутому нами вопросу мы представим мнение российского автора Л.А. Юдановой о том, что повсеместное употребление термина «заповедность» неизбежно может привести к замене высших форм охраны природы более простыми, а это, несомненно, нанесет ущерб заповедному делу. Вот почему требуется тщательное разъяснение этих понятий, разработка их правовых основ. Данную позицию поддерживает казахстанский ученый М.А. Аленов, который отмечает, что при применении терминов в юридической литературе уместна максимальная осторожность, что в конечном итоге определяет рамки допустимости и целесообразности при конструировании в научных выводах понятийных вариаций. Свобода в этом вопросе, вполне допустимая в публицистике, когда авторы не обременяют себя особым историческим или научным анализом, в правовой науке не может быть оправданной.
В научной литературе также ведутся споры относительно самого термина «особо охраняемая природная территория». По мнению В.В. Зозули, термин не содержит в себе достаточной смысловой нагрузки, так как смещает акценты с особой экологической значимости определенных природных объектов и комплексов на форму охраны. Исходя из содержания термина, эти природные территории ценны не своими природными качествами и значением, а тем, что они берутся под особую охрану. Таким образом, под охрану могут быть взяты не только уникальные природные комплексы, но еще и территории, совсем не относящиеся к природным комплексам. Как указывает В.В. Петров, все земли, связанные с особой охраной территории, получают название - особо охраняемые земли. В работах В.В. Дежкина представлена оценка мнения некоторых специалистов, предлагающих рассматривать радиационные и сельскохозяйственные пустыни, лунные ландшафты и другие подобные охраняемые пространства, как разновидности особо охраняемых природных территорий [41].
Данная точка зрения заслуживает
внимания, но при условии, если под
природной территорией
Чрезмерно расширительная трактовка природных территорий характерна российской законотворческой практике. В редакции Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» используется термин «особо охраняемые территории», который является более широким по отношению к понятию «особо охраняемые природные территории». Соответственно, судя по определению, в состав земель, подлежащих особой охране можно отнести неблагополучные участки территорий, под которыми понимаются участок территории, состояние окружающей среды, в границах которого соответствует установленным в законодательстве критериям для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.
Действительно, создание этих объектов в некоторой степени направлено на решение схожих задач, но, при этом преследуются совершенно разные цели. Цель заповедников и других ОПТ – охрана природы, что нельзя отнести к целям, которые обозначаются в отношении радиоактивных пустынь или «лунных ландшафтов». Так, цель Чернобыльской зоны — стабилизация последствий радиоактивного загрязнения, защита жизни и здоровья людей — но отнюдь не охрана природы. По сути - это «антизаповедник».
Неслучайно участники конференции «Заповедники СССР, их настоящее и будущее», состоявшейся в Новгороде в 1990 году, потребовали исключить зоны экологических катастроф и радиационные пустыни из перечня заповедных территорий, так как это противоречит пониманию заповедников в качестве эталонов естественной природы. Республика Казахстан изначально пошла по иному пути и первоначально установила приоритет именно уникальной природной территории, не подвергая широкому толкованию термин «особо охраняемые природные территории».
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что к ООПТ относятся только естественные экологические системы, уникальные природные ландшафты, которые образовались только лишь благодаря естественно-климатическим условиям и почвенным характеристикам земли и формировались в ходе длительного исторического процесса. Однако в действующем законодательстве Республики Казахстан к ООПТ, кроме естественных ландшафтов, относятся и искусственно созданные природные территории, с расположенными на них объектами недвижимого имущества.
Главы 10 и 12 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» посвящены зоологическим и дендрологическим паркам. Эти природные учреждения предназначаются для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира. Государственные дендрологические парки - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации с установленными по зонам видами режима охраны, предназначенная для охраны, защиты, воспроизводства и использования древесных и кустарниковых пород. В государственных дендрологических парках выделяются следующие зоны: экспозиционная – для культивирования растений и доступа посетителей, научная – для проведения научных исследований и сохранения коллекций генофонда растений, общественная - для обслуживания посетителей, административная и производственно-хозяйственная [42].
3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Основные направления развития особо охраняемых природных территорий в Казахстане
Проектами естественнонаучных обоснований
определена необходимость на период
до 2010 года увеличения площадей двух существующих
государственных природных
Будет внесено предложение по расширению
площадей Каркаралинского государственны
Значительную роль в сохранении
природно-заповедного фонда
Развитие системы ООПТ местного значения является одной из актуальных задач охраны природы регионов республики и выполняется на основе утвержденных областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами среднесрочных и долгосрочных региональных Программ развития системы ООПТ местного значения.
Создание инфраструктуры и содержание ООПТ местного значения требует выполнения мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов природно-заповедного фонда и включает в себе функциональное зонирование территории, охрану и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон.
В этой связи, в пределах Программы предусмотрены мероприятия по содержанию, установлению и закреплению границ ООПТ местного значения.
Создание особо охраняемых природных территорий
Программой предусмотрено
Одним из путей защиты экосистем является создание ООПТ, которые в состоянии поддержать экологический баланс на значительно большей, чем заповедники, территории, сочетая сохранение природных комплексов с интересами экологического просвещения, отдыха населения и регулируемой хозяйственной деятельности. Природопользование на этих территориях базируется на способности экосистем к восстановлению путем проведения целенаправленных мероприятий, ограничивающих некоторые виды антропогенного пресса. К таким ООПТ относятся ГНПП.
До настоящего времени охраняемые территории создаются по мере разработки материалов естественнонаучного и технико-экономического обоснований, на основании предложений министерств и ведомств, акиматов областей, научных, неправительственных организаций и других физических и юридических лиц.
Государственный природный резерват (далее - ГПР) - ООПТ с различными режимами охраны, предназначенная для сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, обеспечения устойчивого развития и сбалансированного использования природных ресурсов на данной территории [44].
Для сохранения биологического разнообразия класса млекопитающих в Казахстане необходимо создание надежно охраняемых резерватов в различных типах пустынь (песчаных, глинистых, лессовых, щебенисто-каменистых, солончаковых), для каждой из которых характерен свой набор фоновых млекопитающих.
В целях сохранения степных, водно-болотных и околоводных экосистем предлагается до 2010 года создать один и разработать ЕН и ТЭО создания еще двух государственных природных резерватов, это ГПР «Акжайык» в Атырауской области и ГПР «Пойма реки Иртыш» в Павлодарской области, ГПР «Алтын Дала» в Костанайской области соответственно.
В рамках выполнения международных соглашений по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий и реализации проекта Программы Организации Объединенных Нации по окружающей среде и Глобального экологического фонда «Развитие миграционных маршрутов и водно-болотных угодий для сохранения стерха и других водноболотных птиц» предусматривается создание ГПР «Алтын Дала». В этих целях будут привлечены средства международного гранта для разработки ЕН и ТЭО, в котором будут рассмотрены режимы охраны, сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия.
Государственный природный заказник - ООПТ с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов природно-заповедного фонда. Заказники могут быть зоологические, ботанические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные. Программой предусмотрено создание государственного зоологического заказника «Семиреченский лягушкозуб» и природного парка «Кызыл жиде» в Алматинской области в целях сохранения биоразнообразия и его устойчивого развития.