Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:07, дипломная работа
Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.
Туризм представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики.
В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» и «гостеприимство».
· Введение
· Глава 1. Предмет, методы и задачи изучения дисциплины
· 1.1. Сущность индустрии гостеприимства
· 1.2. Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности
· 1.3. Роль специалистов в индустрии гостеприимства
· Глава 2. Индустрия гостеприимства
· 2.1. Историческое развитие индустрии гостеприимства
· 2.2. Этапы развития мировой индустрии гостеприимства
· Глава 3. Организационные структуры гостиничного хозяйства
· 3.1. Структура гостиничного предприятия
· 3.2. Типы гостиниц и их классификация в России и за рубежом
· Глава 4. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса
· 4.1. Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц
· 4.2. Система франчайзинга
· 4.3. Номерной фонд. Классификация гостиничных номеров
· 4.4. Стандартизация и система управления качеством в гостиничном хозяйстве
· 4.5. Меры поддержки гостиничной отрасли за рубежом
· 4.6. Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации
· Глава 5. Специфика ресторанного производства
· 5.1. Основные этапы развития мировой индустрии питания
· 5.2. Классификация ресторанов
· 5.3. Типы ресторанов
· Глава 6. Особенности организации музыкально-развлекательных программ в ресторане
· 6.1. Жанры сценического искусства в ресторане
· 6.2. Организация шоу-программ
· 6.3. Техническое обеспечение программ
· Глава 7. Управление персоналом в гостиничном бизнесе
· 7.1. Персонал как основное звено в гостиничном бизнесе
· 7.2. Система образования: школы индустрии гостеприимства
· 7.3. Подбор и подготовка профессионального гостиничного персонала
· 7.4. Управление персоналом: российская и западная ментальности
· 7.5. Современный руководитель российской организации
· 7.6. Система мотивации персонала в гостиничном бизнесе
· 7.7. Размер и система чаевых
· Глава 8. Должностная инструкция персонала гостиниц и ресторанов
· 8.1. Требования к оформлению и содержанию должностной инструкции
· 8.2. Квалификационная характеристика
· Глава 9. Служебный этикет
· 9.1. Корпоративная культура
· 9.2. Психологическая культура сервиса
· 9.3. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства
· Глава 10. Особенности менеджмента в индустрии гостеприимства
· 10.1. Индустрия гостеприимства как объект менеджмента
· 10.2. Внутренняя и внешняя среда в индустрии гостеприимства
· 10.3. Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства
· Глава 11. Маркетинг в индустрии гостеприимства
· 11.1. Понятие «услуга». Особенности гостиничных услуг
· 11.2. Особенности маркетинга в сфере гостиничного хозяйства
· 11.3. Сегментация рынка гостиничных услуг
· 11.4. Позиционирование гостиничного продукта
· 11.5. Стратегии маркетинга
· 11.6. Специальные маркетинговые программы и технологии обслуживания
· 11.7. Пиар-деятельность в гостиничном бизнесе
· Глава 12. Транспортные услуги в индустрии гостеприимства
· 12.1. Роль и место транспортных услуг на рынке индустрии гостеприимства
· 12.2. Использование различных видов транспорта в индустрии гостеприимства
· Заключение
· Литература
Аффективные реакции имеют сильный и в определенном смысле разрушительный характер «взрыва». Эмоции в этом случае полностью блокируют интеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций (ярости, гнева, страха перед профессиональной деятельностью). Аффект является свидетельством того, что сотрудник не может найти адекватного выхода из ситуации. Переживание аффекта оставляет в психике особый «аффективный» след травмированного опыта профессиональной деятельности. Такие следы могут накапливаться и в результате возникать по незначительным поводам. В данном случае, какие бы совершенные знания и навыки по технологии обслуживания и управления ни получил специалист, какие бы приемы, методы и средства ни были применены для его обучения, говорить о формировании высококлассного специалиста в сфере гостеприимства не приходится. В обучении персонала необходимо использовать работу не только преподавателей, но и психологов для изучения некоторых простых приемов регуляции эмоционального состояния и владения своими эмоциями. Сотрудник должен уметь выражать свои эмоции в культурных формах. Поиск и образование иных форм выражения чувств способствуют предупреждению аффективных проявлений.
В исследованиях
психологов показано, что на сохранение
эмоциональной устойчивости в наибольшей
степени влияет поисковая активность. Поискова
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что наиболее актуальным на сегодняшний день в формировании профессиональных навыков обслуживания туристов у персонала гостиниц является изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания специалистов в данной области.[33]
9.3. Подготовка
кадров в индустрии
Туристическая отрасль
характеризуется нестабильным положением
кадров. Существует большое количество
вузов, имеющих право готовить специалистов
для этой отрасли. В настоящее
время в России менеджеров различного
уровня для сферы туризма и
индустрии гостеприимства готовят
более 300 вузов, но в них не хватает
квалифицированных
Конечно, на сегодняшнее
время в нашей стране не такой
дефицит кадров в туристической
отрасли, как в 1990-е гг. На рынке
труда спрос на вакансии поваров,
официантов и горничных превышает
предложение. Данные профессии являются
основными в гостиничном
Руководство гостиничных предприятий предпочитает брать на работу специалистов швейцарской школы. Выпускники данных школ в любое время готовы к работе, их не нужно обучать.
Управление Федерального агентства по образованию активно работает с российскими туристическими компаниями, чтобы четко знать те требования, которые предъявляет работодатель к выпускникам учебных заведений по специальности «Туризм». Необходимо создать образовательный стандарт в сфере гостиничной индустрии, соответствующий требованиям работодателя.
Помимо введения нового образовательного стандарта, в Федеральном агентстве по туризму считают необходимым создавать тренинг-гостиницы на базе высших учебных заведений по западному образцу, где студенты работают и учатся одновременно. Для них это очень хорошая практика, потому что в большинстве случаев выпускник очень плохо ориентируется в том, с чем ему придется работать.
В случае если эти планы будут реализованы, то по прогнозам экспертов ситуация в отрасли улучшится через пять – десять лет.
В отличие от Запада,
где сотрудничество бизнеса и
учебных центров стало очень
популярным, широкого распространения
в России данное сотрудничество не
получило. В настоящее время
Существует множество причин, препятствующих более широкому сотрудничеству. Необходимо сопоставить точки зрения представителей гостиничного бизнеса и представителей высших учебных заведений, которые занимаются подготовкой кадров этого профиля.
Выпускники обладают
очень слабой подготовкой, это замечают
менеджеры по персоналу столичных
отелей. У выпускников есть только
теоретическая база и отсутствует
даже малейшее представление о гостиничном
бизнесе и его специфике. После
того как молодой специалист устраивается
на работу в сферу индустрии
Выпускники профильных
учебных заведений при
Знание иностранного
языка является обязательным требованием
при поступлении на работу в гостиничное
предприятие. В международных гостиничных
корпорациях стандартом качественного
обслуживания является знание, как
минимум, одного иностранного языка. Но
слабая языковая подготовка молодых
специалистов вынуждает гостиничные
предприятия отдавать предпочтение
выпускникам ведущих
Низкая конкурентоспособность выявляется при сравнении уровня подготовки специалистов в области гостиничного бизнеса зарубежных и отечественных вузов. Российские вузы не имеют достаточного опыта в подготовке кадров для гостиничного бизнеса в отличие от зарубежных учебных центров, которые подготавливают специалистов на основе сложившихся за много лет культуры и технологии.
В Москве существует
более 50 учебных заведений, занимающихся
подготовкой кадров для гостиничного
и туристического бизнеса. Руководство
данных учебных заведений, а также
преподаватели, отвечающие за качество
учебного процесса, считают, что представители
туристической и гостиничной
отрасли мало заинтересованы в совместной
разработке стандартов в области
подготовки квалифицированных
Учебные заведения
ограничены в финансах, поэтому переподготовка
и повышение квалификации преподавателей
осуществляются редко. Кроме того, только
ограниченное число учебных заведений
может распоряжаться
Многие профильные
учебные заведения сотрудничают
в сфере организации стажировок
для студентов с иностранными
гостиничными предприятиями. Проблема
данного сотрудничества заключается
в том, что трудоустройство
Необходима государственная
поддержка учебных заведений
в области подготовки кадров для
гостиничной индустрии, которая
должна заключаться в создании условий
для результативного
Для подготовки специалистов
в сфере гостиничного и туристического
бизнеса необходимо создать объединение
(или союз), в состав которого будут
входить представители
Деятельность данного объединения разумно разделить на три направления.
1. Деятельность по взаимодействию с гостиничными предприятиями:
1) выявить наиболее востребованные профессии в сфере гостиничного бизнеса в Москве;
2) объединить в одну базу данные работников гостиничной отрасли Москвы, которая будет доступна для работодателей;
3) создать кадровый резерв;
4) отслеживать профессиональный рост перспективных сотрудников, которые после специального обучения смогут занять управленческие должности в гостиничной отрасли;
5) организовать набор и обучение персонала для вновь открывающихся отелей Москвы;
6) оказать услуги кадрового консалтинга действующим гостиничным предприятиям Москвы.
2. Деятельность по взаимодействию с профильными учебными заведениями:
1) переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава профильных учебных заведений;
2) разработка и внедрение системы дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий;
3) организация стажировок в иностранные государства для студентов и преподавателей профильных вузов в целях обмена профессиональным опытом между отечественными и зарубежными специалистами;
4) организация практики студентов профильных вузов на базе действующих гостиничных предприятий Москвы;
5) содействие в трудоустройстве студентов профильных вузов.
3. Информационно-
1) проведение аттестации работников гостиничного хозяйства;
2) включение в список критериев по сертификации гостиничных предприятий пункта «необходимый уровень профессиональной классификации сотрудников гостиницы»;
3) проведение круглых столов и семинаров с участием преподавательского состава профильных учебных заведений и руководства московских гостиниц с целью обмена информацией;
4) издание в помощь обучению специализированных пособий для руководства московских отелей с целью решения актуальных вопросов в области работы с персоналом.
Следствием совместной работы представителей гостиничной индустрии и профильных учебных заведений может стать создание самостоятельного объединения профессиональных участников гостиничного бизнеса.
По итогам обсуждения вопросов, связанных с подготовкой специалистов для гостиничной отрасли, был сформулирован и предложен в качестве рекомендации на рассмотрение участников конференции механизм реализации «Программы кадрового развития индустрии гостеприимства города Москвы».
Изложенные выше
рекомендации получат отклик у профессиональных
участников гостиничной отрасли
Москвы, а их скоординированные действия
в области подготовки кадров послужат
основой для развития и процветания
столичной индустрии
На сегодняшний день происходит бурное развитие интернет-технологий, внедрение которых ставит новые задачи по привлечению специалистов, особенно в сфере гостеприимства, способных использовать современные методы в своей работе. Поэтому целенаправленный поиск новых специалистов является актуальной задачей для развития кадрового рынка.
На российском рынке труда высок спрос на специалистов туристической отрасли. Чаще всего менеджеры по персоналу ищут специалистов по работе с автоматическими системами бронирования билетов, гостиниц и т. д. Очень востребованы сотрудники обслуживающего персонала гостиничного комплекса (портье, бармены, метрдотели и официанты).
Для сравнения можно привести результаты анализа вакансий и резюме, которые были опубликованы на сайте по подбору персонала www.SuperJob.ru. Эта база содержит данные о 1,5 млн специалистов различных областей, что позволяет провести объективную оценку спроса и предложения на рынке труда, а именно в сфере индустрии гостеприимства. В разделе «Туризм, гостиничный бизнес» представлены следующие вакансии: директор, менеджер по туризму, гид (экскурсовод), водитель, специалист по бронированию гостиниц, специалист по бронированию билетов. К группе «Другие специальности» относятся профессии визового менеджера, менеджера по приему гостей, переводчика, администратора, помощника менеджера, курьера, экспедитора и т. д.