Индустрия гостепрпиимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:07, дипломная работа

Описание

Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.
Туризм представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики.
В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» и «гостеприимство».

Содержание

· Введение
· Глава 1. Предмет, методы и задачи изучения дисциплины
· 1.1. Сущность индустрии гостеприимства
· 1.2. Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности
· 1.3. Роль специалистов в индустрии гостеприимства
· Глава 2. Индустрия гостеприимства
· 2.1. Историческое развитие индустрии гостеприимства
· 2.2. Этапы развития мировой индустрии гостеприимства
· Глава 3. Организационные структуры гостиничного хозяйства
· 3.1. Структура гостиничного предприятия
· 3.2. Типы гостиниц и их классификация в России и за рубежом
· Глава 4. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса
· 4.1. Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц
· 4.2. Система франчайзинга
· 4.3. Номерной фонд. Классификация гостиничных номеров
· 4.4. Стандартизация и система управления качеством в гостиничном хозяйстве
· 4.5. Меры поддержки гостиничной отрасли за рубежом
· 4.6. Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации
· Глава 5. Специфика ресторанного производства
· 5.1. Основные этапы развития мировой индустрии питания
· 5.2. Классификация ресторанов
· 5.3. Типы ресторанов
· Глава 6. Особенности организации музыкально-развлекательных программ в ресторане
· 6.1. Жанры сценического искусства в ресторане
· 6.2. Организация шоу-программ
· 6.3. Техническое обеспечение программ
· Глава 7. Управление персоналом в гостиничном бизнесе
· 7.1. Персонал как основное звено в гостиничном бизнесе
· 7.2. Система образования: школы индустрии гостеприимства
· 7.3. Подбор и подготовка профессионального гостиничного персонала
· 7.4. Управление персоналом: российская и западная ментальности
· 7.5. Современный руководитель российской организации
· 7.6. Система мотивации персонала в гостиничном бизнесе
· 7.7. Размер и система чаевых
· Глава 8. Должностная инструкция персонала гостиниц и ресторанов
· 8.1. Требования к оформлению и содержанию должностной инструкции
· 8.2. Квалификационная характеристика
· Глава 9. Служебный этикет
· 9.1. Корпоративная культура
· 9.2. Психологическая культура сервиса
· 9.3. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства
· Глава 10. Особенности менеджмента в индустрии гостеприимства
· 10.1. Индустрия гостеприимства как объект менеджмента
· 10.2. Внутренняя и внешняя среда в индустрии гостеприимства
· 10.3. Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства
· Глава 11. Маркетинг в индустрии гостеприимства
· 11.1. Понятие «услуга». Особенности гостиничных услуг
· 11.2. Особенности маркетинга в сфере гостиничного хозяйства
· 11.3. Сегментация рынка гостиничных услуг
· 11.4. Позиционирование гостиничного продукта
· 11.5. Стратегии маркетинга
· 11.6. Специальные маркетинговые программы и технологии обслуживания
· 11.7. Пиар-деятельность в гостиничном бизнесе
· Глава 12. Транспортные услуги в индустрии гостеприимства
· 12.1. Роль и место транспортных услуг на рынке индустрии гостеприимства
· 12.2. Использование различных видов транспорта в индустрии гостеприимства
· Заключение
· Литература

Работа состоит из  1 файл

индустрия гостеприимства.docx

— 359.61 Кб (Скачать документ)

11) награда не должна быть большей и редкой, лучше чтобы она была маленькой, но частой, и ее могли получить многие, а не один-единственный работник, если он даже и самый лучший. Без серьезных оснований нельзя постоянно выделять кого-либо из сотрудников, поскольку это может привести к распаду коллектива;

12) бывает полезно организовать внутренние соревнования, особенно это эффективно, если есть две смены работников. Для этого необходимо оглашать результаты каждой смены (например, завести доску, на которой записывать достижения). Самое главное, чтобы конкуренция не привела к ситуации, когда неудача одних становится наградой для других;

13) основные стимулы: повышение в должности, увеличение полномочий, рост власти, лучшее место за столом на совещании, устная благодарность начальника на общем собрании, материальная премия с указанием, за что, внеочередной оплачиваемый отпуск, гарантия сохранности рабочего места, предоставление жилья, оплата расходов на ремонт и бензин для личного автомобиля, долгосрочные трудовые договоры и др.;

14) начальство должно относиться к каждому работнику, основываясь на критерии его эффективности и пользы для организации.

Нематериальная  система мотивации состоит из ряда факторов и элементов, к которым относятся:

1) социальная политика;

2) корпоративная культура;

3) коммуникация;

4) соревнование.

Корпоративная социальная политика – это мероприятия и программы, целью которых является повышение социального статуса сотрудника компании. К подобному статусу относятся:

1) условия труда;

2) фирменная спецодежда;

3) корпоративные увеселительные мероприятия.

Корпоративная культура – это явление, которое обеспечивает мотивацию работников организации без материальных выплат и способствует созданию благоприятного климата для выполнения своих трудовых функций каждым сотрудником.

Основные  элементы корпоративной культуры:

1) общая философия и политика;

2) стратегия компании;

3) отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками;

4) корпоративный стиль.

Этический кодекс – это официальный документ компании, который определяет, как должны строиться взаимоотношения сотрудников с различными группами людей, его должен знать и соблюдать каждый сотрудник компании. Этот документ содержит наиболее важные аспекты и вопросы. Нарушение кодекса – это серьезный проступок, за который могут даже уволить. Корпоративная культура объединяет людей и делает из них единый коллектив со своими законами, правами и обязанностями.

Многие компании делают упор на такой элемент корпоративного стиля, как экономические соревнования. Соревнования помогают сотрудникам реализовать свои естественные потребности в соперничестве, а администрации – выявить лучших и продемонстрировать им свою благодарность.

Корпоративные праздники  должны проводиться с учетом целей, задач, стоящих перед компанией. Праздник не должен иметь своей целью  обсуждение каких-либо рабочих моментов, он должен создать неформальные отношения, давать возможность отдохнуть.

Символика играет большую роль в корпоративной культуре. Западные компании все чаще стали использовать в качестве символа фотографии руководителя и наиболее выдающихся сотрудников. Это значительно поднимает корпоративный дух.

Еще одно важное средство установления корпоративной культуры – это коммуникация. Без хорошей коммуникации у сотрудников не возникнет чувства причастности к делам компании. Коммуникация должна быть двухсторонней и обеспечивать обратную связь. Обратная связь может осуществляться посредством опросов сотрудников, регулярных встреч с руководителями, электронной почты.

Кроме универсальных  способов мотивации, необходимо использовать индивидуальные формы, которые должны учитывать соотношение интересов  организации с личными интересами работника. Материальные вознаграждения должны предшествовать нематериальным (только после удовлетворения основных потребностей сотрудник может задуматься о самореализации и развитии). Принадлежность к команде – это один из сильнейших факторов мотивации. Этот фактор способен удерживать сотрудника от поиска нового места работы и формирует стремление повышать свою эффективность.

Чтобы повысить фактор мотивации, необходимо уделять внимание не только самим работникам, но и  их детям. Такие программы не требуют  больших вложений. Достаточно организовать конкурс детских рисунков с торжественным  награждением, и дух сотрудников-родителей  заметно поднимется.

Мотивация – это  чувство, возникающее внутри самого человека.

7.7. Размер  и система чаевых

Чаевые очень  распространены во всех сферах услуг (в  гостиницах, ресторанах, барах, кафе) и  во всех странах мира. Однако подход к количеству дополнительного вознаграждения, выплачиваемого обслуживающему персоналу, зависит от традиций государства. Так, в Европе, США и Канаде чаевые имеют фиксированное значение (процент  от суммы счета – в ресторане). В странах Востока и Азии размер чаевых определяется самим исполнителем, просить вознаграждение открыто  не считается неприличным.

Чаевые призваны стимулировать персонал к качественной работе, поскольку недовольный посетитель никогда не оставит чаевых. Это  выгодно не только обслуживающему персоналу, но и работодателю, поэтому редко  когда обслуживающий персонал работает только за одну зарплату.

Размер чаевых в  ресторанах может варьироваться  от 10 до 25 % от счета, при этом не имеет значения, какие эмоции остались у посетителя от ресторана и обслуживания. В США, помимо чаевых, принято делать обслуживающему персоналу и рождественские подарки. При оплате счета существуют два основных варианта:

1) чаевые включаются в счет сразу;

2) чаевые не включаются в счет – их размер зависит от гостя.

В России в основном доминирует второй способ, поскольку  он стимулирует персонал повышать качество обслуживания.

Такой подход эффективен в несетевых ресторанах. Но у чаевых есть и свои минусы, ведь официант работает исключительно на себя, зарабатывая  деньги для компании параллельно  своим заработкам и не особо заботясь о соблюдении стандартов и продвижении  корпоративных идей.[28] Получая чаевые от гостя, официант может всячески вымогать их, что отрицательно влияет на имидж заведения. Также официант может стараться уделять больше внимания более состоятельным гостям, рассчитывая получить больше чаевых.

Если чаевые уже  включены в счет, то для официанта  нет смысла делить гостей на бедных и богатых. Включать чаевые в счет имеет смысл в сетевых ресторанах, поскольку там официанты работают в первую очередь с корпоративными программами и специальными предложениями. Но такая система тоже имеет свои минусы. Включение вознаграждения в  счет требует, чтобы все стандарты  и процедуры были максимально  четко прописаны, необходим постоянный контроль над работой официантов. При таком подходе возникает  дополнительное налогообложение.[29]

Есть еще третья система чаевых, практически не встречающаяся  на сегодняшний день. При такой  системе чаевые официантам выплачивает  ресторан, учитывая при этом процент  от выручки за смену. Процент выплат официанту может быть фиксирован или варьироваться в зависимости  от выручки. Минусом является то, что  официанты могут начать настойчиво навязывать гостям самые дорогие  блюда, совсем не учитывая их предпочтения в еде.

В России средний  размер чаевых составляет 10?15 % от суммы заказа. На размер чаевых влияет большое количество факторов – настроение клиента, время посещения ресторана и т. д.

Чаевые, кроме пользы, могут принести и значительный вред ресторану в том случае, если их сумма будет превышать заработную плату менеджера, и при отсутствии возможности повысить официанта  до менеджера. Зарплата и чаевые официанта  в основном находятся в пропорции 50 на 50.

Глава 8. Должностная инструкция персонала  гостиниц и ресторанов

8.1. Требования  к оформлению и содержанию  должностной инструкции

Работник организации  или фирмы не всегда может подойти  к своему руководителю и сообщить ему о возникшей проблеме, предложить на рассмотрение новую идею, а также  спросить, как ему вести себя в  той или иной сложившейся ситуации. Данному поведению есть объяснение: сотрудники часто не знают своих  должностных инструкций, прикрываясь  фразами «Не принято» и «Инициатива  наказуема».

Решение проблем, связанных  с персоналом предприятий туризма, надо начинать с документа, определяющего  основные права и обязанности  персонала, т. е. с должностной инструкции.

Прежде чем перейти  к рассмотрению структуры и содержания должностной инструкции, необходимо определить основные понятия.

Должностная инструкция – это письменный акт, в котором содержатся должностные права и обязанности, ответственность, особые условия труда, предъявляемые квалификационные требования, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность лица, занимающего определенную должность в той или иной организации (подразделении).

Функциональные  обязанности – система действий, выполняемых сотрудником или штатом сотрудников подразделения для решения задач и целей, поставленных перед ними руководителем.

Задачи (цели) – это результаты деятельности подразделения, установленные руководством компании для конкретного подразделения по закрепленным за ним направлениям деятельности, оцениваемые впоследствии.

Подразделение (структурная единица) – коллектив штатных сотрудников компании, обладающих определенной квалификацией и полномочиями для решения вопросов, определяемых руководителем компании. В результате разделения задач на подзадачи происходит деление внутреннего устройства организации на подразделения (управления и дирекции делятся на отделы, отделы – на сектора).

Самостоятельное подразделение – это обособленное подразделение организации, являющееся его частью, выполняющее все его функции, имеющее собственную смету расходов и полномочия руководителя (право подписи документов, подразумевающих расходы по смете, право издания указаний по самостоятельному подразделению).

Структурное подразделение – это официально выделенная часть предприятия или организации с входящими в ее состав работниками.

При структурном  делении организации указывается  внутреннее устройство подразделений (отделы, сектора и др.).

Выполнение  должностной инструкции возможно при  соблюдении ряда условий:

1) организационная структура не должна быть перегруженной;

2) не должно быть двойного и тройного подчинения;

3) задания, поручаемые сотрудникам, должны быть четко обозначены.

Таким образом, должностная  инструкция представляет собой локальный  документ, регламентирующий основные трудовые функции, разъясняющий права  и обязанности работника, определяющий место каждого сотрудника в штатной  структуре управления, фиксирующий  его подчиненность в структуре  организации.

Составной частью должностной  инструкции является положение о  подразделении.

Общие положения  о подразделении включают в себя:

1) правовое положение подразделения в организации (самостоятельное или структурное подразделение);

2) должность руководителя подразделения, в порядке замещения указываются должности лиц, замещающих руководителя подразделения;

3) условия передачи предоставленных должностному лицу прав и обязанностей лицу, его замещающему;

4) задачи и цели, поставленные перед подразделениями.

Функциональные  обязанности. Руководством определен перечень функций, выполняемых сотрудниками подразделений для решения основных задач, стоящих перед подразделениями.

Взаимодействие  с подразделениями компании. В данном разделе перечислены основные права и обязанности работников компании при взаимодействии с другими подразделениями, методы, способы и средства получения доступа к различным формам внешней и внутренней информации.

Взаимодействие  с внешними организациями. В данном разделе перечислены полномочия при взаимодействии подразделений с внешними организациями. В нем в обязательном порядке закрепляются положения о взаимодействии с другими организациями. Установлен распорядок работы подразделения, командировок, порядок оплаты и стимулирования сотрудников. Перечислен список нормативных правовых актов, регулирующих деятельность подразделения.

Положения о подразделениях оформляются в соответствии с  правилами и требованиями делопроизводства, предъявляемыми к документам данного  вида.

В соответствии с  инструкцией положение разрабатывается  и принимается специалистами (юридическим  отделом, кадровым отделом, руководителями подразделений), которые включают в  документ максимальное количество практической информации.

В подразделениях действуют  должностные инструкции, которые  также составляются вышеназванными специалистами.

Информация о работе Индустрия гостепрпиимства