Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:07, дипломная работа
Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.
Туризм представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики.
В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» и «гостеприимство».
· Введение
· Глава 1. Предмет, методы и задачи изучения дисциплины
· 1.1. Сущность индустрии гостеприимства
· 1.2. Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности
· 1.3. Роль специалистов в индустрии гостеприимства
· Глава 2. Индустрия гостеприимства
· 2.1. Историческое развитие индустрии гостеприимства
· 2.2. Этапы развития мировой индустрии гостеприимства
· Глава 3. Организационные структуры гостиничного хозяйства
· 3.1. Структура гостиничного предприятия
· 3.2. Типы гостиниц и их классификация в России и за рубежом
· Глава 4. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса
· 4.1. Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц
· 4.2. Система франчайзинга
· 4.3. Номерной фонд. Классификация гостиничных номеров
· 4.4. Стандартизация и система управления качеством в гостиничном хозяйстве
· 4.5. Меры поддержки гостиничной отрасли за рубежом
· 4.6. Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации
· Глава 5. Специфика ресторанного производства
· 5.1. Основные этапы развития мировой индустрии питания
· 5.2. Классификация ресторанов
· 5.3. Типы ресторанов
· Глава 6. Особенности организации музыкально-развлекательных программ в ресторане
· 6.1. Жанры сценического искусства в ресторане
· 6.2. Организация шоу-программ
· 6.3. Техническое обеспечение программ
· Глава 7. Управление персоналом в гостиничном бизнесе
· 7.1. Персонал как основное звено в гостиничном бизнесе
· 7.2. Система образования: школы индустрии гостеприимства
· 7.3. Подбор и подготовка профессионального гостиничного персонала
· 7.4. Управление персоналом: российская и западная ментальности
· 7.5. Современный руководитель российской организации
· 7.6. Система мотивации персонала в гостиничном бизнесе
· 7.7. Размер и система чаевых
· Глава 8. Должностная инструкция персонала гостиниц и ресторанов
· 8.1. Требования к оформлению и содержанию должностной инструкции
· 8.2. Квалификационная характеристика
· Глава 9. Служебный этикет
· 9.1. Корпоративная культура
· 9.2. Психологическая культура сервиса
· 9.3. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства
· Глава 10. Особенности менеджмента в индустрии гостеприимства
· 10.1. Индустрия гостеприимства как объект менеджмента
· 10.2. Внутренняя и внешняя среда в индустрии гостеприимства
· 10.3. Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства
· Глава 11. Маркетинг в индустрии гостеприимства
· 11.1. Понятие «услуга». Особенности гостиничных услуг
· 11.2. Особенности маркетинга в сфере гостиничного хозяйства
· 11.3. Сегментация рынка гостиничных услуг
· 11.4. Позиционирование гостиничного продукта
· 11.5. Стратегии маркетинга
· 11.6. Специальные маркетинговые программы и технологии обслуживания
· 11.7. Пиар-деятельность в гостиничном бизнесе
· Глава 12. Транспортные услуги в индустрии гостеприимства
· 12.1. Роль и место транспортных услуг на рынке индустрии гостеприимства
· 12.2. Использование различных видов транспорта в индустрии гостеприимства
· Заключение
· Литература
Очередным и важнейшим после изобретения паруса переворотом в водном транспорте стало создание парохода.
Первый пароход был создан Робертом Фултоном. В 1807 г. он построил «Клермонт» – корабль, оснащенный паровой машиной и гребным колесом. Впоследствии он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Скорость первого парохода была примерно 5 узлов (или 9 км/ч).
В России первый пароход был построен в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.[44]
Современный водный
транспорт – стратегически
Доля водного транспорта во внутренних и международных перевозках невелика. Это связано прежде всего с высокой стоимостью морских туров и круизов, а также вытеснением этого вида транспорта другими, более дешевыми и быстрыми средствами доставки туристов.
В России по данным Росстата доля водного транспорта (внутреннего водного, морского, международного) за 2007 г. составляла всего примерно 0,1 % от всех перевозок пассажиров. Тем не менее водный и главным образом круизный туризм остается элитным видом отдыха.
Водные виды транспорта можно классифицировать по разным показателям:
1) виду;
2) типу;
3) назначению судна.
В зависимости от уровня комфорта и сервиса на борту, технической оснащенности корабля выделяют суда:
1) речные;
2) морские;
3) океанские.
Круизы, наряду с экскурсионными и прогулочными рейсами, являются основными видами туризма, основанными на использовании водного транспорта.
Круиз представляет собой комплекс услуг, включающий проживание, трехразовое питание, обслуживание и развлекательные программы на теплоходе. В стоимость такого тура могут включаться экскурсии и иные мероприятия в портовых городах.
Оснащенные для
морских путешествий суда высших
разрядов (люкс и суперлюкс) представляют
собой самые настоящие «
Самый большой в мире лайнер «Queen Mary 2» высотой с 21-этажное здание принадлежит компании «Cunard Lines». Даже десятибалльный шторм не прерывает работу казино и развлекательных центров. На борту имеются зимний сад и аукцион, где выставляются на торги картины, среди которых были работы Пабло Пикассо и других известных мастеров, включая российских художников.
По продолжительности специалисты выделяют кругосветные (свыше 14 дней) плавания, морские путешествия (10?14 дней) и недельные круизы. Недельные плавания наиболее популярны у клиентов, на их долю приходится около половины всех круизных путешествий. Различают два вида круизов: путешествия с заходом в морские порты (так называемая европейская система, предусматривающая проведение в припортовых городах экскурсий и иных мероприятий) и американская система, допускающая отдых туристов на пляжах при заходе лайнера в порт по маршруту.
В последнее время набирают популярность и кратковременные круизы без захода в порты. Продолжительность таких путешествий обычно не превышает нескольких суток.
Основные регионы морского туризма – это Карибские острова (зимний сезон), Средиземное море (лето, осень) и круизы вокруг Европы и Скандинавии (лето, осень).
Компании, занимающиеся круизами, классифицируются по четырем категориям:
1) стандарт, или три звезды (компании «Norwegian Cruise Line», «Costa Cruises», «Royal Caribbean International», «Carnival Cruise Line, Princess Cruises» и др.);
2) премиум, или четыре звезды («Azamara Cruises», «Holland America Line», «Celebrity Cruises», «P & O Cruises», «Oceania Cruises» и др.);
3) люкс, или пять звезд («Crystal Cruises», «Regent Seven Seas Cruises», «Cunard Line» и др.);
4) суперлюкс («SilverSea Cruises» и «Seabourn»).
Речные круизы отличаются большей доступностью, независимостью от погодных условий и более насыщенной программой мероприятий для туристов, проводимых на берегу. Это экскурсионные программы, дискотеки, отдых на пляжах и др. Маршрутами таких путешествий являются реки, их притоки, речные каналы, а также озера. Наиболее популярны в Европе круизы по рекам Рейн, Дунай, Эльба, Сена. Популярны и широко используются для организации речных путешествий и русские реки – Волга и Дон. Среди круизных рек популярны Нил, Амазонка и Янцзы. Для речных круизов, как правило, применяются относительно небольшие однои двухпалубные теплоходы с низкой осадкой и складными мачтами. Это связано с необходимостью преодолевать низкие неразводные мосты и неглубокие реки.
Отличительной характеристикой прогулочных и экскурсионных поездок на водных судах является их небольшая продолжительность. Она не превышает 24 ч и может совершаться не только на теплоходах, но и на малых речных судах, таких как катера, парусные яхты, пассажирские ялики, суда на подводных крыльях (типа «Ракета», «Метеор») и др. Туристам не предоставляется услуга размещения в отдельных каютах, и гости располагаются на открытых палубах судна, которые совмещают в себе функции кафе-ресторана.
В нашей стране морские и речные перевозки пассажиров и грузов контролируются Министерством транспорта и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими морские и речные перевозки, являются Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ).
Воздушный транспорт. Принято считать, что первый самолет был изобретен братьями Уилбуром и Орвиллом Райт и поднялся в воздух в 1903 г. А.Ф. Можайский разработал проект летательного аппарата тяжелее воздуха и в 1881 г. получил на него патент. С трудом собрав деньги на прототип, А.Ф. Можайский построил самолет с двумя небольшими паровыми двигателями, заказанными в Англии (бензиновые моторы того времени были маломощными). Во время первого испытания самолет оторвался от взлетной полосы и, пролетев несколько десятков метров, накренился и ударился крылом о землю. Денег на восстановление самолета и доработку прототипа изобретателю не выделили. Лишь через десять лет более примитивный по конструкции американский аэроплан поднялся в воздух и пролетел 37 м за 12 с.
Пройдя более
чем столетний путь развития, авиация
стала самым эффективным
Воспользоваться услугами авиакомпаний – оптимальное решение для путешествий на большие расстояния. Вместе с тем авиатранспорт обладает рядом недостатков, таких как невысокий уровень комфорта и высокая стоимость билета. В настоящее время ведущие авиакомпании предлагают вполне приемлемый уровень комфорта и сервиса. Благодаря своему быстрому развитию, продвижению авиационных услуг, средствам новейших систем бронирования и продаже электронных билетов, повышению комфорта обслуживания и оснащения авиалайнеров авиация сохраняет свои позиции, постепенно наращивая долю на рынке транспортных услуг, эффективно конкурируя с другими видами транспорта.
Современные пассажирские самолеты можно разделить по различным параметрам.
В зависимости от дальности полета:
1) дальние магистральные (А-380, А-340, А-350, В-787 и др.);
2) средние магистральные (В-737, А-320, Ту-154, Ил-86, Як-42 и др.);
3) ближние магистральные (Ту-134, Ан-24 и др.).
В зависимости от скорости, с которой осуществляется полет:
1) дозвуковые;
2) сверхзвуковые самолеты.
По типам двигателей можно выделить пассажирские самолеты:
1) с поршневыми моторами;
2) турбовинтовыми двигателями;
3) реактивными моторами и т. д.
Существует много других систем классификаций пассажирских авиалайнеров, принятых в фирмах-производителях в зависимости от уровня комфорта, размещения мест в салоне и других показателей.
Крупнейшей авиакомпанией в мире по числу перевезенных пассажиров является американская «Delta Air Lines» (118,9 млн пассажиров в 2005 г.). Другими крупными мировыми авиакомпаниями являются «American Airlines», «Southwest Airlines», «US Airways», «United Airlines», французская «Air France-KLM», немецкая «Lufthansa», японская «Japan Airlines», британская «British Airways». Крупнейшими российскими авиакомпаниями являются «Аэрофлот», альянс «Air Union», «Домодедовские авиалинии». Всего в мире работает более 1300 авиакомпаний. Их деятельность регулируется как национальными законами и исполнительными органами, так и международными организациями и соглашениями. Главными исполнительными органами Российской Федерации, осуществляющими надзор за деятельностью авиакомпаний и соблюдением правил перевозок пассажиров, являются Министерство транспорта и подведомственная Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация). Порядок оказания авиатранспортных услуг регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1) Воздушным кодексом Российской Федерации (ВК РФ);
2) Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82.
Двусторонние соглашения
заключаются между двумя
В глобальных соглашениях
состоит большой круг государств,
разработавших и подписавших
международные правила, регулирующие
воздушные сообщения. Первым важным
документом в области гражданских
авиаперевозок стало «
В Варшавском соглашении
впервые была установлена материальная
ответственность перевозчика за
нанесение ущерба жизни или имуществу
пассажиров, однако согласно этому
документу ответственность
Другим важным международным соглашением по пассажирским авиаперевозкам стала Монреальская конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, вступившая в силу 4 ноября 2003 г. Заключенная в 1999 г. благодаря усилиям ICAO Конвенция отменяла штрафы для авиакомпаний, установленные Варшавской конвенцией за нанесение ущерба жизни и здоровью и имуществу пассажиров в ходе полета, устанавливая новые правила.
Новая двусторонняя
схема ответственности
«Конвенция о
международной гражданской
Старейшей международной организацией, регулирующей авиаперевозки, которая существует с 1947 г., является ICAO – International Civil Aviation Organization. СССР вступил в нее в 1970 г. ICAO входит в состав Организации Объединенных Наций, устанавливает международные правила функционирования гражданской авиации и контролирует ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности перевозок. Она была учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная организация гражданской авиации основана на положениях второй части Чикагской конвенции 1944 г. Правилами ICAO мировое воздушное пространство было поделено на зоны полетной информации, в соответствии с границами которых устанавливаются навигационное оборудование и средства контроля за воздушным движением. В функции ICAO входит присвоение аэропортам четырехбуквенных кодов, использующихся для обмена навигационной и метеорологической информацией.
Другой крупной международной организацией, связанной с гражданской авиацией, является IATA (International Association of Air Transportation). IATA, координатор всех крупнейших авиакомпаний, занимается регулированием тарифной сетки авиационных услуг, установкой единых правил и процедур международного пассажирского сообщения. Членами организации являются также турагенты и туроператоры, работающие c ней через специальное подразделение ITAN (International Travel Agents Network) – ассоциации агентов авиакомпаний, устанавливающие единые правила бронирования авиабилетов. В рамках организации установлены правила партнерских отношений турагента и авиаперевозчика, включающие, например, возможность выкупа блоков мест в рейсовых самолетах, заказ чартерного рейса и т. д. Другим распространенным вариантом сотрудничества турагента и авиаперевозчика является продажа авиабилетов турагентством, являющимся полноправным представителем авиакомпании, за что последняя начисляет на счет агента комиссионное вознаграждение. Такой вид сотрудничества должен быть закреплен Агентским соглашением о продаже перевозок между турфирмой и авиакомпанией.