Концепция развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2007-2010 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание

Ямало-Ненецкий автономный округ, обладая достаточным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг. В настоящий момент на туристском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) с разной степенью активности работает 17 организаций. Объем туристских услуг в 2000 году составлял 3,1 млн. рублей, в 2004 - 22,5 млн. рублей. Туристские фирмы, осуществляющие деятельность на территории автономного округа, работают в сфере выездного туризма.

Работа состоит из  1 файл

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЯМАЛО.docx

— 61.08 Кб (Скачать документ)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2007 - 2010 ГОДЫ

Ямало-Ненецкий автономный округ, обладая достаточным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг. В настоящий момент на туристском рынке Ямало-Ненецкого автономного  округа (далее - автономный округ) с  разной степенью активности работает 17 организаций. Объем туристских услуг  в 2000 году составлял 3,1 млн. рублей, в 2004 - 22,5 млн. рублей. Туристские фирмы, осуществляющие деятельность на территории автономного  округа, работают в сфере выездного  туризма.

Практически отсутствуют  организации, работающие на прием в  сфере въездного, внутреннего и  социального туризма. По существу, необходимо создание инфраструктуры туризма. Существующая материальная база туризма нуждается  в реорганизации и реконструкции. Не созданы условия, стимулирующие  приток частных инвестиций в отрасль, ощущается острый дефицит квалифицированных  специалистов. Отсутствует единая система  рекламно-информационного обеспечения  продвижения Ямало-Ненецкого регионального  туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Инвестиции в региональный туризм носят разовый тактический  характер и затруднены в силу отсутствия законодательной базы, негарантированности возврата средств и получения прибыли, отсутствия планового характера деятельности и возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную стратегию. Состояние отрасли во многом объясняется тем, что ни политические, ни экономические, ни законодательные власти не воспринимают туризм как отрасль хозяйства, способную весьма существенно пополнять бюджеты всех уровней и решающим образом влиять на воспроизводство живых сил человека, главного элемента производительных сил общества.

Развитие туризма оказывает  стимулирующее воздействие на такие  секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного  потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной  перестройки экономики. Эта отрасль  обладает высоким инвестиционным мультипликатором: 1 рубль вложений приносит 4 рубля  суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент  и в занятости - 1 рабочее место  в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих  в производстве туристского продукта.

Важнейшими факторами  развития отрасли являются природно-рекреационный, национальный и историко-культурный потенциал. Наличие природных условий, богатого культурного, природного и  самобытного национального потенциала, большого количества легенд с элементами мистики, туристского бренда "Полярный круг" позволит завоевывать серьезные  позиции на туристском рынке и  тем самым развивать экономику  региона.

Развитие экономики автономного  округа за счет туристской индустрии  возможно при проведении активной государственной  политики, которая в свою очередь  возможна через реализацию окружной целевой программы развития внутреннего  туризма, то есть комплекса мероприятий  по основным направлениям развития туризма  в автономном округе. Необходимо повышение  заинтересованности в развитии сферы  туризма со стороны руководителей  муниципальных образований как  средства увеличения поступлений в  местный бюджет, создания новых рабочих  мест, возрождения исторического  прошлого территорий, сохранения и  пропаганды самобытной культуры и национальных традиций коренных народностей автономного  округа.

Главная цель - создание в  автономном округе новой отрасли  экономики на основе формируемой  современной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности  для удовлетворения потребностей населения  автономного округа, российских и  иностранных граждан в туристских услугах.

Основные задачи:

- создание нормативно-правовой  базы;

- повышение эффективности  системы управления отраслью  и организация туристской деятельности;

- позиционирование и рекламно-информационное  обеспечение продвижения туристского  продукта автономного округа  на внутреннем и внешнем рынках;

- содействие развитию  материальной базы туризма, строительство  и приобретение первоочередных  объектов и транспортных средств;

- государственная поддержка  и совершенствование имеющегося  турпродукта, разработка и создание нового туристского продукта;

- развитие межрегионального  и международного сотрудничества  по развитию туризма;

- создание условий для  развития малого бизнеса и  привлечения инвестиций;

- кадровое обеспечение;

- научное обеспечение;

- создание особых экономических  туристско-рекреационных зон.

В силу сложившихся социально-экономических  условий и имеющихся инвестиционных возможностей автономного округа в  сфере туризма работы первого  этапа программы будут направлены прежде всего на создание туристской инфраструктуры в автономном округе. Параллельно будут проводиться работы по всесторонней инвентаризации реального состояния дел в туристской отрасли и имеющихся возможностей, оценке текущих и перспективных потребностей и проблем.

Первый этап реализации программы  развития туризма может быть условно  определен как предынвестиционный этап. На нем планируется подготовить необходимые заделы в законодательном, организационно-правовом, информационном, научном и кадровом обеспечении туристской деятельности, необходимые для реализации последующего этапа программы. Поэтому на первом этапе реализации программы предусматривается главным образом решение наименее ресурсоемких задач, создающих предпосылки для решения задач второго этапа, требующих значительных затрат финансовых и материально-технических ресурсов.

В рамках первого этапа  предполагается решить следующие задачи:

- формирование нормативной  правовой базы развития туризма  в автономном округе;

- формирование механизмов  государственного регулирования  туристской деятельности;

- формирование систем  современного рекламно-информационного,  кадрового и научного обеспечения  туристской деятельности;

- подготовка и начало  реализации системы программных  мероприятий, направленных на  развитие деятельности в сфере  въездного, внутреннего и самодеятельного  туризма.

Состав целей, задач и  мероприятий второго этапа может  корректироваться в зависимости  от результатов реализации первого  этапа. Он сводится к наращиванию заделов в правовой, организационной, информационной, кадровой и других обеспечивающих сферах до уровня, адекватного как текущим потребностям, так и долгосрочным интересам развития туристской отрасли в автономном округе. На этом этапе в соответствии с имеющимися возможностями осуществляется основной объем работ по реконструкции и наращиванию мощностей материально-технической базы туризма, реализации инновационных и инвестиционных мероприятий непосредственно в туристской индустрии и в сопряженных отраслях. В целом этот этап должен обеспечить решение задач стабилизации основных параметров, характеризующих туристскую деятельность в автономном округе, и обеспечить их устойчивый рост в перспективе.

На втором этапе планируется  решать задачи, связанные:

- с освоением для туристских  целей новых районов и нетрадиционных  для автономного округа видов  туризма;

- с формированием туристско-рекреационных  зон;

- с реконструкцией существующих  туристских объектов и строительством  новых;

- с проведением природоохранных  мероприятий;

- с завершением работ  по созданию современной непрерывной  системы подготовки кадров для  туризма;

- с разработкой и внедрением  прогрессивных технологий туристского  обслуживания;

- с развертыванием крупных  рекламных кампаний.

Система программных мероприятий  включает в себя следующие ключевые аспекты.

1. Работа по созданию  и совершенствованию нормативной  правовой базы развития туризма  в автономном округе:

- анализ нормативных актов,  программных документов, позитивного  опыта ведущих регионов России  и зарубежных стран в сфере  туризма;

- разработка нормативных  правовых актов автономного округа  в сфере туризма;

- разработка и заключение  соглашений о сотрудничестве  в области туризма между автономным  округом и федеральным агентством  по туризму, органами исполнительной  власти других субъектов Российской  Федерации;

- разработка предложений  в разрабатываемые Правительством  Российской Федерации и федеральным  агентством по туризму проекты  федеральных законов.

Необходимо провести ревизию  нынешней базы правовых документов и  приступить к разработке пакета актов  нового поколения, регулирующих взаимодействие:

- туризма и культуры (не  отработаны четкие условия взаимодействия, зачастую строятся на основе  конкуренции, а не партнерства);

- туризма в заповедниках, заказниках и зонах с регламентированным  посещением;

- туризма и церкви (не  отработаны четкие условия взаимодействия, зачастую строятся на основе  конкуренции при использовании  исторических памятников, культовых  объектов, имеющих общеисторическое  значение);

- туризма и норм безопасности (отсутствуют четкие нормативы  и требования к обеспечению  безопасности путешествий на  различных видах транспорта, в  местах проживания, при разработке  и организации туристских маршрутов);

Информация о работе Концепция развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2007-2010 годы