Оценка туристических ресурсов Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание

Владимирский регион уникален многообразием природных ландшафтов, самобытными народными традициями, фольклором, редкими по красоте и величию архитектурными ансамблями с фресковым письмом и орнаментальной фигурной резьбой, неповторимостью древних церквей, соборов, монастырей X–XIX вв., городами-музеями, музеями деревянного зодчества, народных промыслов, лаковой миниатюры, вышивки, стекла и хрусталя, редкой книги и др.

Работа состоит из  1 файл

Оценка туристических ресурсов Владимирской области варианет нет.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

Для осуществления  федеральной целевой программы  «Золотое кольцо России» на региональном уровне необходимо обеспечение мер  государственной поддержки.

Меры государственной  поддержки строятся на следующих  принципах:

объектами поддержки  являются не сами предприятия, а производимая ими продукция или услуги;

государственная поддержка предоставляется предприятиям независимо от форм собственности и  строится на контрактной основе;

привлечение предприятий  к деятельности, связанной с государственной поддержкой, осуществляется на конкурсной основе при наличии технико-экономического обоснования инвестиционной деятельности;

государственная поддержка распространяется на ограниченный круг важнейших производств в  соответствии с экономическими и социальными приоритетами программы, в первую очередь на мероприятия, связанные со строительством объектов недвижимости, имеющих длительную окупаемость, но важную социальную значимость, и с образованием и переподготовкой кадров по международным стандартам.

Экономическая заинтересованность участников программы  в реализации программных мероприятий  обеспечивается:

целевым финансированием (полным или частичным) программных  мероприятий;

приданием статуса  зон наибольшего благоприятствования  с различным набором льгот;

аккумуляцией  налогов в инвестиционном фонде;

льготным налогообложением участников программы;

льготным государственным  кредитованием;

установлением гарантий в различных формах для  получения кредита, а также погашения  задолженности участников программы;

введением гарантий сбыта продукции по свободным  и фиксируемым ценам;

введением целевого государственного страхования коммерческого  риска для частных инвесторов;

стимулированием создания новых и сохранения действующих  рабочих мест.

При решении  проблем социально-экономического и культурного возрождения Владимирского региона учитываются интересы не только местных органов власти, но и субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности, расположенных на данной территории. В результате появляется выработанная концепция, которая отвечает новым целям и задачам процесса развития туристических ресурсов на региональном уровне.

Необходимость решения проблемы программными методами связана с тем, что регион не может  самостоятельно преодолеть экономический кризис и поэтому в ситуации «без» программы, оставляющей регион наедине со своими проблемами, можно прогнозировать длительный процесс стагнации (порядка 5–7 лет) и медленный экономический рост, позволяющий экономике региона восстановить уровень производства 2003 г. примерно к 2018–2020 гг. Выбор правильных стратегических решений (ситуация «с» программой) и проведение детального планирования программных мероприятий, с точки зрения специалистов, позволит в течение 5 лет выйти на уровень производства 2003 г., а затем – в течение 10 лет – к 2018 г. повысить эффективность экономики до мирового уровня [16].

В соответствии с федеральной целевой программой «Золотое кольцо России» для Владимирской области система программных  мероприятий по развитию туристических ресурсов охватывает основные направления туризма. Программа предусматривает расширение географии туристских поездок, развитие маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона и способных удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, специализированные по интересам).

На I этапе (2005–2008 гг.) предлагается сконцентрировать усилия на сохранении и закреплении стабилизации туристской сферы, выходе к ранее существовавшим параметрам потока (2004 г.) на качественно новом уровне, создании условий для дальнейшего развития туризма в основном путём совершенствования проведения первоочередных работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением её структуры, в том числе и за счёт нового строительства гостиниц, туристских деревень, клубных отелей, мотелей и кемпингов на основных маршрутных трассах Владимирской области [12].

На II этапе (2009–2013 гг.) с учётом ожидаемых положительных изменений в состоянии туристского рынка Владимирской области предусматривается значительное увеличение туристского потока, изменение его структуры, прежде всего за счёт развития наиболее доходных видов туризма: делового, специализированного, иностранного, автотуризма и т.д., завершение процесса реконструкции и модернизации существующих объектов размещения, активизация нового строительства туристских объектов в соответствии с тенденциями спроса на туристских рынках [12].

Результаты ретроспективного анализа современной ситуации на туристском рынке позволяют сделать  вывод, что туристские потоки Владимирской области будут в среднем увеличиваться на 8% ежегодно. Однако существуют и другие прогнозы. Так, по оценкам ВТО средние темпы роста туристского потока составят 3% ежегодно (пессимистический прогноз).

Итак, к 2008 году объём обслуживания туристов и экскурсантов во Владимирской области (при ежегодном росте 8%) составит 422,75 тыс. человеко-дней в год (250,68 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня в 1,3 раза. Доля иностранных туристов составит около 20% – 93,09 тыс. человеко-дней в год (48,88 тыс. чел. в год). 

Таблица 3.1. Расчётные параметры потока туристов

Категории туристов и экскурсантов 2005 г. (факт.) 2008 г. (прогноз) 2013 г. (прогноз)
    при 3% при 8% при 3% при 8%
  тыс. чел. % тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.
  тыс. чел.-дн.   тыс. чел.-дн. тыс. чел.-дн тыс. чел.-дн. тыс. чел.-дн
I. Внутренний  поток, в т.ч. 160.2 261,7 80.5 100 175.05 285,96 201,80 329,66 202,94 331,50 296,51 484,38
– экскурсанты (однодневные туристы) 123.3 123,3 77 134,73 134,73 155.32 155,32 156,19 156,19 228.22 228,22
– туристы 35.2 132,0 22 38.46 144,24 44.34 166,28 44.59 167,21 65.15 244,32
– путешествующие на теплоходах 12 6,4 1 1.86 6,99 2.14 8,06 2.16 8,10 3.14 11,84
II. Международный  поток, в т.ч. 38.8 73,9 19.5 100 42.40 80,75 48.88 93,09 49.15 93,61 71.82

136,77

– экскурсанты (однодневные туристы) 15.4 15,4 40 16.83 16,83 19.40 19,40 19.51 19,51 28.50 28,50
– туристы 23.4 58,5 60 25.57 63,92 29.48 73,69 29.64 74,10 43.32 108,27
Итого: 199.0 335,6 100 217,45 366,71 250,68

422,75

252,09 425,11 368,33 621,15
 

При пессимистической оценке (при ежегодном росте 3%) объём обслуживания к 2008 году составит 366,71 тыс. человеко-дней в год (217,45 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня (по состоянию на 1.01.98) в 1,1 раза. Доля иностранных туристов составит 80,75 тыс. человеко-дней в год (42,4 тыс. чел. в год).

К 2013 году объём  обслуживания туристов и экскурсантов возрастёт:

при средних  темпах роста (ежегодно 8%) – до 621,15 тыс. человеко-дней в год (368,33 тыс. чел. в  год), что больше существующего уровня в 1,85 раза, из них иностранные туристы – 136,77 тыс. человеко-дней в год (71,82 тыс. чел. в год); при низких темпах роста (ежегодно 3%) – до 425,11 тыс. человеко-дней в год (252,09 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня в 1,27 раза, из них иностранные туристы – 93,61 тыс. человеко-дней в год (49,15 тыс. чел. в год).

Намеченные темпы  роста туристского потока на территории Владимирской области соответствуют  средним прогнозным темпам развития туризма в России (8–9% ежегодно), утверждённым федеральной целевой  программой «Развитие туризма в России».

Средневзвешенная  оценка туристических ресурсов Владимирской области по результатам анкетирования  ведущих специалистов туристских фирм, проведённого автором, приведена в  таблице 3.2.

Одним из основных направлений системы программных мероприятий является реконструкция, модернизация и функциональная перестройка существующей материальной базы туризма.

Федеральная целевая  программа «Золотое кольцо России»  предполагает программно-целевой подход к управлению туризмом, что позволяет концентрировать денежные средства на наиболее значимых объектах, учитывать возможности и потребности Владимирского региона, объединять усилия отраслевых и региональных органов управления. 

Таблица 3.2. Средневзвешенные оценки туристических ресурсов

  Владимирской  области (результаты анкетирования)
Виды  и направления Внутренний  туризм Внешний туризм  
туризма 2005 г. фактически 2008 г. прогноз 2013 г. прогноз 2005 г. фактически 2008 г. прогноз 2013 г. прогноз
1. По  целям:            
1.1. Деловой 4,4 5,9 6,0 14,1 12,5 12,0
1.2. Познавательный 70,1 59,4 57,3 46,9 44,8 44,5
1.3. Спортивный 9,8 8,4 8,1 3,0 0,7 0,9
1.4. Охотничий 0,4 6,5 1,1 0,2 0,7 0,7
1.5. Лечебный 4,2 0,3 5,7 2,4 3,4 4,6
1.6. Экологический - 1,3 1,5 24,8 25,4 23,9
1.7. Религиозный 2,9 4,8 6,7 2,6 4,4 5,3
1.8. Учебный 8,3 14,2 14,2 6,0 8,0 8,0
2. По  формам участия            
2.1. Индивидуальный 17,4 18,2 19,7 12,7 14,6 14,2
2.2. Групповой 82,6 81,8 80,3 87,3 85,4 85,8
3. По  продолжительности            
3.1. Однодневный 30,1 27,4 27,0 - - -
3.2. Многодневный 69,9 72,6 73,0 100 100 100
4. По  возрасту            
4.1. Зрелый (взрослый) 19,4 20,1 23,0 34,6 36,0 33,3
4.2. Молодёжный 12,9 13,8 14,2 9,9 11,8 12,2
4.3. Детский 39,2 27,5 27,8 6,8 7,9 9,5
4.4. Смешанный 28,5 38,6 35,0 48,7 44,3 45,0
 

Анализ ситуации показал, что потребность в реконструкции  объектов размещения во Владимирской области составляет не менее 2 889 мест из 5 814 существующих (50%), в том числе 462 места на I этапе (8%) [10].

Для обеспечения  прогнозируемого роста потока туристов и превращения туризма в одно из основных направлений деятельности на территории Владимирской области необходимо увеличить вместимость средств размещения туристов до 5 940 мест к 2008 г. и до 6 091 места к 2013 г. [5].

В соответствии с прогнозными показателями предусматривается создать к 2013 г. 324 места в новых туристских объектах, в том числе 194 места к 2008 г. [10].

Важным фактором реализации программы станет комплекс мер по подготовке и изданию пакета материалов о туристских возможностях Владимирской области, специализированных каталогов, дающих исчерпывающую информацию о туристских фирмах, предприятиях, о достопримечательностях, организация рекламных кампаний в средствах массовой информации, открытие рекламно-информационной страницы в Internet.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в целом туризм во Владимирской области имеет положительную тенденцию своего развития при улучшении качества материальной базы и обслуживания. Кроме того, при анализе современной ситуации на туристском рынке Владимирской области была выявлена заинтересованность потребителя в приобретении товаров художественной промышленности и промыслов.

Это подтверждают и данные, полученные при анкетировании  менеджеров, директоров, главных специалистов туристских фирм Владимирской области.

Привлекательность Владимирского региона как места  проведения отдыха заключается, по мнению экспертов, в следующем:

богатое историческое и культурное наследие;

высокий потенциал  природных ресурсов;

гостеприимство  и дружелюбие российских людей;

сравнительно низкие цены на медобслуживание и внутренний транспорт (автобусы и поезда).

Среди основных слабых сторон были отмечены следующие:

высокие цены;

низкое качество услуг;

нестабильность  сервиса.

Однако внедрение  современных туристских технологий приведёт к стабильности оказываемых услуг и гарантированному стандарту обслуживания при доступных ценах.

В прогнозе на 2008–2013 гг. специалистами Владимирской области отмечается возможность увеличения доли учебного туризма на 6%, религиозного – на 4%, а также делового и лечебного туризма по внутреннему рынку.

Информация о работе Оценка туристических ресурсов Владимирской области