Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 05:48, статья
Настоящая Программа социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы разработанав соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N131-ФЗ, Постановлением Правительства РС (Я) «Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)» от 29.02.2008 г. N 60.
склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного
развития;
2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую
противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них
отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее
быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего
алкогольную психическую или физическую зависимость;
5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом
по преодолению явлений дезадаптации.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение
социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая,
нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, -
реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению
спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его
личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников
негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению;
определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов,
провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на ребенка
микросреды.
Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного)
самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости
других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное
интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.
Результатом
реализации этой функции
диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации,
определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-
педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция,
реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.
Вторая
функция – прогностическая.
основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-
педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму,
которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной
адаптации, коррекции и реабилитации.
Третья
функция – образовательно-
содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее
осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны
быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;
обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и
деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и
образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование
социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.
Четвертая
функция деятельности
обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на
правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав
ребенка.
Пятая
функция – организаторская.
педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует
участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от
глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и
досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых,
общественности в
решении задач социально-
воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция – коммуникативная. ЕЕ сущность заключается в том, что в
ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает
необходимость установления множественных контактов между ее участниками с
целью обмена информацией.
Седьмая
функция – предупредительно-
обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и
предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что
достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в
экстремальной ситуации.
В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных
ролях:
- советника, информирующего семью о важности и возможности
бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье,
рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические
советы;
- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового,
административного и уголовного законодательства, а также вопросы,
касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики;
консультирует
по вопросам разрешения
вопросам воспитания детей в семье;
- защитника,
действующего в случаях
родителей или ближайщего окружения.
Центральное место в деятельности социального педагога с детьми,
склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию,
являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на
формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к
алкоголю.
Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с
отклоняющимся поведением является возврат их к норме, Для социальной нормы
характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее
целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки,
а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно
эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной
зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной
воспитательной работы.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности,
нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у
них практически не было ничем не занятого времени.
В процессе
социального воспитания
употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать
акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько
на безнравственности самого факто употребления алкоголя. Необходимо
обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим
людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление
алкоголя – это признак взрослости и возмужания.
Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование
здоровых социально-
внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай
употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна
строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой
деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному
воспитанию детей.
В обязанности социального педагога может входить также совместная с
родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и
торжеств без употребления алкоголя.
Основным
методом работы социального
образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед,
консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.
Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный
досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков
алкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков,
секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать
занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и
увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.
В силу психологических особенностей возраста важно развивать для
подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что
наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют
не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому
необходимо всячески поощерять занятия в спортивных секциях, организовывать
походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже
является функцией социального педагога. Ему необходимо стремиться к тому,
чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером
трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех
ситуациях школьной и внешкольной жизни.
В заключении
необходимо подчеркнуть, что
проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные
результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не
только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.
Таким
образом, роль социального
трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной
задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности
педагогов, включающей
широкий круг знаний, навыков и умений.
Глава 2. Социально – педагогическая деятельность по формированию
здорового образа
жизни, среди учащихся
2.1. Исследование о состоянии