Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 05:48, статья
Настоящая Программа социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы разработанав соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N131-ФЗ, Постановлением Правительства РС (Я) «Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)» от 29.02.2008 г. N 60.
здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от
состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от
того образа жизни, который он ведет.
Образ
жизни – тип
общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни
являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-
политическая и культурная деятельность людей, а также различные
поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание
способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации
здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов
деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с
окружающей средой.
По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей
свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение
возникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и
реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной
жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически
развитой личности»
Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить
о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-
экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов
деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния
здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности,
объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни
и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных
потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в
удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная
категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни
человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается
психология и психофизиология личности (социально-психологическая
категория).
Здоровье
человека будет в первую
который в большей
степени носит
историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными
наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При
более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного
общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их
удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь
от воспитания.
Наиболее
полно взаимосвязь между
понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и
общественного здоровья.
Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная
деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и
улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни
человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от
обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной
профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада
жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с
вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с
жизненными ситуациями» (Ч., с.23)
Таким
образом, под здоровым образом
формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют
и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо
от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И
выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и
общественного здоровья.
Отсюда
понятно, насколько важно,
воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание
того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку
природой.
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями
общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих
социальных, психологических и физиологических воз можностей и способностей.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании
принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в
последующем вся деятельность, препятятсвующая раскрытию потенциала
личности.
По современным
представлениям в понятие
следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Как считает С.В.Попов сложившаяся система школьного образования не
формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно,
большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно,
но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем,
что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут
малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к
увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими
последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для
положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей
о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о
собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от
разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и
наркотических веществ.О последствиях для здоровья, которые возникают в
результате этих пристастий существует обширная литература. Если говорить о
школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник
бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на
то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное –
профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том
случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения,
то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2
классах, и движет ими прежде всего любовыпство. Убедившись в том, что
курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное
слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не
тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем
возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные,
нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это
подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы
походить (в том числе и родителям) , желание казаться взрослым,
независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения
подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в
тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что
подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах
мпссовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из
действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести
борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам
педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае
школьники не должны его видеть курящим).
Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению очень
распространенная. Социологические опросы показывают, что среди
первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще
всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в
честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием
алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей
алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой
опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет
определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник
чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется
такая возможность.
Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны,
основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день –