Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 05:48, статья
Настоящая Программа социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы разработанав соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N131-ФЗ, Постановлением Правительства РС (Я) «Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)» от 29.02.2008 г. N 60.
писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека:
«Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека
более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более
счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» (1., с.29)
«Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства.
При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких
граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные
функции, к которым их призывает интерес государства» (1., с.43)
Таким обоазом, великие философы – мыслители утверждали, что сам
человек главным образом должен думать, заботиться о свем здоровье, о
благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое
счастье.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О
сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по
сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни
страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало
сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем
состоит величество, могущество и богатство всего государства” (Л., с.301-
302) В обращении
он поставил цель-улучшение
путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего
впадает великое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьма
еще мало порядочных есть учреждений…” (Л., с.312) Ломоносов предлагает :
“требуется по всем
городам довольное число
изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты
и внутри государства дать производить достойных в доктора” (Л., с.312)
Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и
формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в
появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл
влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного,
полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой,
счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно
и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность.
М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции
психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход,
по его мнению позволял получать объективные данные о человеке, которые
необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российского
народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать
М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в
медико-педагогической совокупности. (К.,с.13)
Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам
валеологии.
С.С.Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию
приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и
гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он
рассматривает как важнейшую основу патологии. (К., с.13)
В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С
охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением
благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и
общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского
здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу
решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-
биологических, социальных и психологических мероприятий. (Б., с.30)
Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались
Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один
из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”
Пролема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к
режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества” (Тат., с.74)
Рассмотрим, что такое здоровье.
В Уставе
Всемирной Организации
здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физическиз дефектов.
По мнению С.В.Попова “Если вдуматься в это определение, то можно
сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того,
что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо
(врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии
компенсации”. (П., с.7)
В 1968 году
ВОЗ приняла следующую
человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с
перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов.
Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным» (3., с.5)
Г.Л.Билич, Л.В.Назарова взяв за основу определение Всемирной
Организации Здравоохранения,
считают необходимым и
фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и
социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу
сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» (4., с.3)
В Большой
медицинской энциклопедии
организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с
внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же
время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями
окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
(5., с.6)
Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется
количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью
органов при сохранении качественных пределов их функций» (5., с.7).
В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние)
сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций
оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной
продолжительности жизни» (Тат., с.25).
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться
лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно –
состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе
жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего
трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное,
физическое и социальное благополучие»(Ч., с.20)
И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет
здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту
устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных
параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной
информации.
Таким
образом, из приведенных
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов)
здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма
человека, - основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем
организма, - основу которого составляют морфофизиологические и
функциональные
резервы, обеспечивающие
3. Психическое
здоровье – состояние
составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как
биологическими, так и социальными потребностями, в также
возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу
которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность
человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра,
любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию
повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное
состояние и резервные
- наличие
и уровень какого-либо
- уровень
морально-волевых и ценностно-
Согласно
заключению экспертов ВОЗ,
%,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы