Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Общая характеристика работы.
Становление рыночных отношений в Республике Казахстан привело к выделению новой отрасли хозяйства – индустрии туризма, являющейся самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Неоднократно отмечалось, что туризм является одной из приоритетных отраслей как потенциальный источник валютных поступлений в экономику страны и мощный фактор усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Туризм, характеризующийся высокой степенью мультипликативного влияния на широкий спектр экономических направлений, реально может выступать локомотивом страны, что не осталось без внимания правительства Казахстана. Туризм вошел в перечень семи приоритетных не сырьевых отраслей экономики страны, которые предусмотрено развивать по кластерному принципу1.
Поэтому исследование проблемы развития туристского потенциала в условиях рыночных отношений особенно актуально для комплексного развития экономики РК. Все эти важные темы затронуты в дипломной работе.
Актуальность темы исследования.
По итогам 2006 года наша страна занимает в рейтинге конкурентоспособности Давосского экономического форума 56-е место из 124. В Послании народу Казахстана Президент РК Н.А.Назарбаев поставил задачу войти в 50-ку наиболее конкурентоспособных стран мира в ближайшее десятилетие. Как это сделать и с чего начать? Под понятием «конкурентоспособное государство» многие из нас понимают экономику, нацеленную на производство экспортно-ориентированной продукции. Однако помимо бесспорных преимуществ в различных «тяжелых» отраслях экономики, которых необходимо достичь, следует учитывать еще множество других не менее важных факторов, оказывающих влияние на степень конкурентоспособности: это и состояние окружающей среды, и уровень развития здравоохранения, и степень образованности, и многое другое. [6]
Среди семи приоритетов продвижения нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира особое место отводится туристскому кластеру. Постановлением Правительства РК от 25 июня 2005 года был утвержден план по созданию и развитию плотного кластера «Туризм»2.
По версии авторитетного путеводителя «Lonely Planet», Казахстан вошел в топ-10 самых перспективных туристических направлений 2007 года. Один из составителей путеводителей Lonely Planet Джон Набл связывает это с деятельностью Бората Сагдиева: «В конце концов, миллионы людей, никогда не слышавших о Казахстане, теперь знают о его существовании».
Важную роль в этом играет и Министерство туризма и спорта, созданное Указом Президента страны Нурсултана Назарбаева 27 марта 2006 года. [3] Глава государства возложил на ведомство главную задачу – обеспечение реализации широкомасштабных мер по развитию инфраструктуры туризма. Бренд «Казахстан» должен быть узнаваем во всем мире. Как отмечает министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов, в течение предстоящих пяти лет следует добиться, чтобы туризм в Казахстане стал отраслью, привлекательной как для посещения и отдыха, так и для инвестиций.
Ведомством были тщательно проанализированы состояние и развитие туристской отрасли, изучены проблемы и определены меры по устранению барьеров, замедляющих процесс формирования туристской отрасли в стране. Разработана Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы, которая утверждена Указом Президента Республики от 29 декабря 2006 года. В первую очередь были разработаны проекты по созданию туристских центров в регионах, где имеются колоссальные возможности в плане привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья3.
Степень научной изученности темы.
Научные исследования в области географии отдыха и туризма в Казахстане начали складываться в 70-е годы 20 столетия. Государственный проектный институт «Казгипроград» занимался разработкой схем развития туристического хозяйства республики, оценкой природных условий и ресурсов, возможностей организации маршрутных путешествий. Всего в границах Казахстана было выделено около 60 туристско-рекреационных зон.
В начале 90-х годов туристско-проектными разработками занимались небольшие творческие группы. Например, группой под руководством Е.А. Мухаметшиной были разработаны важные проекты «Комплексная схема исследования и размещения объектов туризма вдоль Казахстанского отрезка Шелкового пути. Основная концепция» (1991 г.) и «Проект Национальной программы развития индустрии туризма РК» (1993 г.), сыгравших большую роль в разработке дальнейшей концепции развития туризма в стране.
Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.
Объект исследования.
Объектом исследования при рассмотрении темы служила туристическая отрасль Республики Казахстан в целом. В качестве примеров использованы сведения из периодической республиканской и региональной печати, данные Агентства РК по статистике, программные документы государственных органов, регулирующих общественные отношения в области туристской деятельности.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются механизмы по созданию эффективной индустрии туризма на территории туристского рынка Казахстана, шаги по осуществлению кластерной инициативы и развитию отечественного туристского продукта.
Хронологические рамки исследования.
Исследования проводимые в дипломной работе основаны на данных 2000-2007 годов. Данный период наиболее точно отражает все процессы, происходящие в сфере туризма Республики Казахстан, и позволяет дать полную характеристику тенденциям и перспективам развития отрасли.
Теоретико-методологические основы исследования.
В работе были использованы следующие методы:
В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т. е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.
Согласно анализу исследований
Всемирной туристкой
Термин туризм (tourisme, от tour - прогулка, поездка) имеет английское происхождение, появился в начале XIX века, но сам корень восходит к французскому слову tour - путешествие, поход, поездка в свободное от работы время, один из видов активного отдыха4.
Проблемой разработки точных определений туристских терминов и понятий занимались различные организации, включая Лигу Наций, ООН, ВТО, Организацию экономического сотрудничества и развития.
Разноаспектность и разнохарактерность дефиниций туризма, представленная в научной литературе:
Современное определение туризма, принятое в ООН, заключается в том, что туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года закреплено следующее определение туризма: «Туризм - путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания»7.
Туризм выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, т.е. как самостоятельная отрасль экономики, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В Законе РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года это подтверждено: «Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики Республики Казахстан».
С одной стороны, туризм – это природно-культурная среда, а с другой – сфера гостеприимства. Термин «гостеприимство» завоевал особую популярность не только во всем мире, но и в нашей стране. Гостеприимство (от англ. hospitality) происходит от старофранцузского «hospice», что означает «странноприимный дом».
Толковый словарь Уэбстера дает следующее определение: «индустрия гостеприимства» – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям». Английский специалист в сфере туризма Дж. Р. Уокер пишет, что гостеприимство объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний. Другими словами, в индустрию гостеприимства он включает различные сферы, связанные с обслуживанием клиента. Под индустрией гостеприимства понимается гармоничное сочетание:
Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан