Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91
Совет по тренингу в гостиничной индустрии и индустрии общественного питания (HCITB) предложил следующую классификацию индустрии гостеприимства:
Таким образом, термин «гостеприимство» подчеркивает две существенные особенности индустрии гостеприимства: доброжелательное отношение к клиенту и деятельность, направленную на получение прибыли.
Сравнительный анализ вышеуказанных работ показал общую точку зрения: туризм является составляющей индустрии гостеприимства.
Другая точка зрения рассматривает гостеприимство как одну из структур сферы туризма (рис.1). Так, группа известных зарубежных маркетологов (Ф.Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз) считает индустрию гостеприимства составляющей туризма: по их мнению, туризм включает в себя организацию путешествий и индустрию гостеприимства.
Рис. 1. Соотношение понятий «
Однако и при этом возникает еще один не менее важный вопрос: какие сферы деятельности понимать под гостеприимством? В.А.Квартальнов определяет гостеприимство как сферу гостиничного и ресторанного бизнеса. Как подчеркивают М.Б.Биржаков, Л.П.Шматько, гостиничная индустрия – суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории цивилизации человечества – уважения гостя, торжества его приема и обслуживания. Гостю всегда и у всех народов предоставляется все лучшее.
Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство туристского продукта, оно обеспечивается:
Таким образом, туризм трудно отделить от гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь, улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства способствовали развитию туристских потоков. Развитие индустрии туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечение людей.
Основные понятия туризма по казахстанскому законодательству9:
Тур – комплекс туристских услуг, включающий путешествие по определенному маршруту в рамках определенных сроков;
Турист – физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания на период от двадцати четырех часов до одного года и осуществляющее не менее одной ночевки в ней (в нем) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью;
Туристская агентская деятельность (турагентская деятельность) – деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта (далее - турагент);
Туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность) – деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам (далее - туроператор);
Туристский продукт – совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия;
Продвижение туристского продукта – комплекс мер (реклама, участие в специализированных выставках и ярмарках, организация туристских информационных центров по реализации туристской продукции, издание и распространение каталогов, буклетов), направленных на оказание туристских услуг;
Туристские ресурсы – природно-климатические, исторические, социально-культурные, оздоровительные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
Туристский рынок – обращение товаров (работ, услуг) и денег в области туристской деятельности;
Туристские услуги – услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его туристского путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-переводчиков), и другие услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки);
Туристская индустрия – совокупность средств размещения туристов, транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового и иного назначения; организаций, осуществляющих туристскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов.
Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на две организационные формы: внутренний и международный туризм.
Внутренний туризм - временный выезд граждан Республики Казахстан с постоянного места жительства в пределах национальных границ страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Республики Казахстан (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).
В настоящее время наиболее распространены следующие виды туризма:
Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик:
Механизм функционирования туристского рынка – это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги – туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта10.
Функционирование туристского
рынка можно представить
Туристский кругооборот – это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности11.
Туристский кругооборот
1 – турист платит турфирме деньги за турпутевку;
2 – турфирма выдает туристу турпутевку;
3 – турист обменивает
4 – в процессе реализации
турпродукта турист получает
туристские впечатления, т.е.
5 – турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов турпродукта;
6 – турфирма получает новые виды турпродукта;
7 – турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.
Любой рынок имеет качественные и количественные характеристики:
1. Рынок должен быть структурированным. В целом рынок успешно развивается, если из него выделяются и развиваются более узкие рынки, т.е. имеется развитая структура рынка (структуризация рынка). Например, из рынка оздоровительного туризма можно выделить рынок отдыха и курортный рынок, а курортный рынок, в свою очередь, делится на более узкие рынки по видам курортов: бальнеологических, грязевых, климатических, комплексных. Из рынка водных перевозок выделяется круизный рынок, который также делится на более узкие рынки: морских, речных, озерных, смешанных круизов и т.д.
2. Рынок должен быть свободным. На свободном рынке имеется:
Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан