Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91
Таким образом, положительная
динамика увеличения объема въездного
туризма в рассматриваемый пери
Динамика въездного туризма за период с 2003 по 2006 года представлена на рисунке 11.
Рис. 11. Динамика изменения доли выездного туризма в общем количестве обслуженных туристов, %
Таким образом, по данным статистики в 2006 году по сравнению с предыдущим периодом, доля выездного туризма по отношению к общему количеству обслуженных туристов значительно уменьшилась.
Как видно из таблицы 3 и рисунка 11, в настоящее время совокупная доля въездного и внутреннего туризма значительно превышает долю выездного туризма.
Так, въездной туризм по итогам 2005 года увеличился на 1,7% от 2004 года и составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего туризма также увеличилось на 17,4% и составило 3 млн. 280 тыс. человек (30,8%). Количество выехавших туристов уменьшилось на 23,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).
По данным платежного баланса Национального Банка Республики Казахстан (статья «Поездки»), объем услуг, предоставленных страной нерезидентам в 2005 году, составил 684,5 млн. долларов США, объем услуг, полученных Казахстаном от нерезидентов, составил 667,1 млн. долларов США. Вклад туризма в ВВП страны в 2005 году составил 1,3%.
В 2006 году въездной туризм увеличился на 1,03% по отношению к 2005 году, выездной – на 1,56%, внутренний туризм наоборот уменьшился на 2,59% и составил 3495 тыс.человек, при том в количественном выражении объем внутреннего туризма увеличился по отношению к 2005 году.
Наряду с этим анализ данных Агентства Республики Казахстан по статистике с 2000 года по 2005 год указывает на расширение географии въездного туризма: 60 стран в 2000 году, 161 страна в 2005 году.
Таким образом, если сопоставить показатели туристской индустрии за 2006-й и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая отрасль развивается, и цифры тому свидетельство: в 2005−м, по данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд. тенге, а в 2006−м – уже 44,72 млрд.тенге (увеличился на 44,3%), налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд. тенге соответственно.
Количество действующих туристских фирм увеличилось на 9%, сейчас их в Казахстане чуть менее тысячи – 921. На 17,6% возросло количество гостиниц и других мест размещения туристов.
По данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в 2006 году Казахстан посетили 5,2 млн. туристов, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.
В целях развития внутреннего
и въездного туризма в
Таким образом, о поступательном и устойчивом развитии казахстанского туризма свидетельствуют темпы роста объемов въездного и внутреннего туризма. Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской и Акмолинской областях.
В Алматинской, Карагандинской,
Северо-Казахстанской и
В Республике развиты практически все существующие виды туризма: культурно-познавательный, развлекательный, экологический, экстремальный, оздоровительный, социальный, детский, спортивный, деловой, космический туризм.
Среди экстремальных видов туризма наибольшей популярностью среди туристов пользуются национальные виды охоты, такие, как охота с беркутом и ловчими соколами, с казахскими борзыми - тазы.
Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных мероприятиях. Это, прежде всего, города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конвенциях. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам. Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железно-дорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны. Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.
Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие из-за границы, предпочитают останавливаться в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах – деловых центрах страны.
Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан обусловлена не только экономическими факторами - созданием новых рабочих мест, развитием местных сообществ в отдаленных регионах, но и социальным заказом – потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним из инструментов устойчивого развития любого государства.
В настоящее время
в Казахстане наблюдается развитие
экологического туризма. По данным Агентства
Республики Казахстан по статистике,
национальными особо охраняемым
Однако несмотря на то, что экологический туризм отличается от других видов туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе становления.
Еще одним интересным проектом в области развития туризма является организация так называемого «космического туризма». Космический туризм планируется развивать в городе Байконыр в рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты».
Большой экономический потенциал представляет развитие социального туризма, субсидируемого из источников внебюджетного финансирования, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.
При этом люди с инвалидностью и престарелые, составляя все более многочисленную группу потребителей услуг индустрии путешествий и других видов отдыха в мире, а также семьи с детьми, которые также становятся частью этого расширяющегося рынка индустрии туризма, не имеют физического доступа к большинству гостиниц, транспортных средств и туристских достопримечательностей.
Таким образом, доступность
туристских ресурсов становится все
более важным фактором в развитии
туризма. Несмотря на увеличение числа
туристов, к которому привело бы расширение доступа к туристским
ресурсам и услугам, многие туроператоры
пока еще не осознали значения принятия
мер в этом отношении. Поэтому необходимо
выработать четкую политику и стратегию
содействия обеспечению доступности туристских
ресурсов, поднять уровень специальной
подготовки персонала в индустрии туризма,
повысить информированность общественности
о потребностях туристов с инвалидностью
и о значимости туризма в социально-экономическом-
Развитие социального туризма, в том числе краеведческого, спортивного, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического туризма, семейных путешествий, туризма пожилых лиц и инвалидов, молодежного и детско-юношеского туризма имеет большое воспитательное и патриотическое значение.
В решении всех этих вопросов первостепенную роль приобретают институциональные элементы формирования турпродукта.
Таким образом, опираясь на вышеизложенный материал можно с уверенностью говорить о том, что Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.
В плане мероприятий
по реализации Программы развития туристской
отрасли на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением
В целях реализации Программы
были приняты постановления
Принята новая Инструкция о порядке выдачи виз Республики Казахстан, утвержденная совместным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года N 08-1/77 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года N 806, где предусмотрено упрощение визовых процедур для иностранных граждан из 54 государств, включая экс-граждан нашей страны, издан приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 октября 2003 года N 746 "Об утверждении плана мероприятий по организации медицинского обслуживания и оказанию экстренной помощи туристам на 2003-2005 годы".
В целях совершенствования системы подготовки кадров для туристской отрасли приказом Агентства по туризму и спорту Республики Казахстан от 12 марта 2004 года N 06-2-2/89 утверждены Правила повышения квалификации работников туристских организаций, их аттестации и подготовки различных категорий общественных туристских кадров.
Агентством Республики Казахстан по статистике разработаны статистическая номенклатура видов деятельности и услуг в области туризма (СНДУТ), анкеты и таблицы, по которым проводятся дополнительные аналитические обследования для реализации в дальнейшем проекта по внедрению Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов. Это позволит вести точный учет показателей туристской отрасли и определять экономические параметры воздействия туризма на другие секторы экономики. О поступательном и устойчивом развитии туризма свидетельствуют темпы роста объемов въездного и внутреннего туризма и создание системы государственного регулирования туристской деятельности.
Особое внимание при этом уделялось формированию туристского имиджа страны и продвижению национального туристского продукта на мировой рынок туристских услуг: начиная с 2001 года по настоящее время обеспечивается ежегодное участие Казахстана в крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Лондоне (Великобритания), Мадриде (Испания), Москве (РФ), а с января 2006 года и в городе Утрехте (Голландия). 36
Рис. 12. Динамика индексов цен на услуги в сфере туризма по Карагандинской области 2003-2007гг.
С каждым годом увеличиваются выставочные площади, расширяется представительство туристских организаций республики, повышается качество рекламно-информационной продукции. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в ноябре 2004 года было открыто первое туристское представительство Казахстана (г. Лондон).
Ежегодно в городе Алматы проводится Казахстанская международная туристская ярмарка - KITF, международный туристский фестиваль "Белуха" в Восточно-Казахстанской области, которые включены в Календарь мероприятий Всемирной туристской организации. В 2005 году в ярмарке KITF приняли участие более 200 компаний из 23 стран мира, а в 2006 году ее экспонентами стали 450 компаний из 30 стран. Также проводится ежегодная международная казахстанская туристская выставка "Астана-Отдых", основными задачами которой являются привлечение туристского потока в центральные и северные регионы страны, формирование имиджа столицы - Астаны как города третьего тысячелетия.
Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан