Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

Начавшаяся масштабная реконструкция двух алматинских  спортивных комплексов – Медео и  Шымбулака – может удовлетворить  спрос на туристические услуги и на внешнем, и на внутреннем рынке. Реконструкцией будут заниматься всемирно известные компании. Главным застройщиком является казахстанская девелоперская компания Capital Partners. Ведущим консультантом выступает компания Locum Consulting, которая работает на локальном, региональном и международном уровнях, их деятельность включает в себя разработку стратегий, экономическое прогнозирование, планирование работ, аудит и структурирование организации труда. Британская компания HOK International ведет разработку генерального плана и ландшафтного дизайна для курорта Медео. В проекте задействована также всемирно известная архитектурная компания из США RA.M.SA. Канадская компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd занята решением не менее важной задачи – планированием лыжных склонов, она работала на рынках Европы, США, Азии, Австралии над развитием спортивных сооружений, курортных городов. На компанию CaspiEcology возложена задача контроля над соблюдением экологических норм при строительстве объектов.

После реконструкции  Медео и Шымбулака лыжные трассы будут разделены по уровню сложности, на них смогут испытать свои силы, как начинающие лыжники, так и мастера этого вида спорта. К тому же курорты станут работать без выходных и в течение всего года. Возможно, кто-то даже передумает ехать за границу, когда великолепный курорт будет рядом, да и доступен он будет каждому.

Перспективы данных проектов очевидны. Поэтому реконструкция  знаменитых комплексов, бесспорно, своевременна и многообещающа. И, может быть, именно Медео и Шымбулак станут теми ступеньками, по которым Казахстан поднимется на туристический олимп.

Казахстан в уходящем году провел несколько мощных пиар - кампаний, которые заметно укрепили позиции страны на карте мира. Впервые серьезно заявив о своем желании принять зимние Олимпийские игры 2014 года, город Алматы очень достойно выглядел в семерке соискателей. Грандиозные планы  строительства новых спортивных объектов, выделение государством немалых средств на Азиатские игры 20011 в Алматы, определение программы грядущих соревнований, конкурс на эмблему, талисман и другую атрибутику Игр-2011. Работа кипит, и сомневающихся в успехе этих континентальных соревнований становится все меньше40.

Значительным шагом  стало проведение министерством  весной 2006 года в Алматы 45-го заседания Европейской комиссии Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в котором приняло участие рекордное количество представителей национальных туристских  администраций из 42 стран мира. А на мероприятиях, проведенных в Макао и Сальвадоре, наша республика выступила с инициативой о выдвижении кандидатуры Казахстан в Исполнительный совет ЮНВТО и проведении в 2009 году генеральной ассамблеи этой организации в Астане.

В целях пропаганды туристских возможностей Казахстана обеспечивается участие и представление нашей страны на ведущих международных туристских биржах и выставках. К несомненным достижениям можно отнести успех казахстанской экспозиции на крупнейшей мировой выставке «ITB 2007» в Берлине. Наш бренд стал лучшим среди стран Азии, Австралии и Океании. Казахстанская экспозиция заняла первое место на прошедшей в марте 2007 года ярмарке «WTF 2007» в Шанхае. В нынешнем году Казахстан также станет участником крупных форумов в Сеуле, Токио и Лондоне. А отечественная выставка «KITF» теперь присутствует в календаре международных мероприятий ЮНВТО и вносит весомый вклад в установление партнерских связей между всеми участниками туристского рынка.

Подводя итоги, следует  заметить, что в последние годы отмечается положительная динамика всех показателей индустрии туризма  в Казахстане. Такой результат  – следствие грамотной, системной и комплексной  деятельности исполнительных органов туризма.

На развитие въездного  туризма в Казахстане существенное влияние оказали деловая активность бизнесменов, приезжающих в нашу страну, формирование привлекательного имиджа Казахстан, улучшение материально-технической базы индустрии туризма и гостеприимства. Развитию въездного туризма в Казахстане способствуют и другие факторы – высокая покупательская способность иностранных валют; наличие неосвоенных рынков сбыта и широких сфер приложения капитала; привлекающих компании из-за рубежа; обеспечение свободы перемещения иностранцев на большей территории страны, включая такие перспективные в туристическом отношении районы, как Западный Казахстан, Центральный Казахстан, Восточный Казахстан. Это содействовало увеличению числа прибытий и улучшению структуры туристских поездок.

В 2004 г. впервые объемы выездного туризма оказались  ниже объемов въездного туризма  на 376 тыс. человек и образовалось положительное сальдо баланса туристских поездок. На снижении выездного казахстанцев сказались стихийные бедствия в Юго-Восточной Азии, рост цен на туры, перенос международных рейсов из Алматы в Астану, а также активизация развития внутреннего туризма.

Наиболее посещаемыми  казахстанскими туристами странами по-прежнему остаются Китай (46,1%), Турция (24,2%), Германия (8,1%), ОАЭ (7,2%).

Объемы внутреннего  туризма увеличились с 941 тыс. человек  в 2000 году до 3,5 млн. туристов в 2006 году. Это связано с активизацией работы туристских фирм по привлечению в качестве объектов туристского показа туристско-рекреационных ресурсов регионов Казахстана, а также с увеличением числа разработанных маршрутов и туров.

В то же время для дальнейшего  развития туризма в Казахстане необходимо:

  • Реализовать намеченный комплекс мер по активизации развития туристской отрасли, скоординировать деятельность многих заинтересованных структур;
  • Развивать пилотный проект кластерного развития туризма в Казахстане;
  • Проводить эффективную рекламную политику за рубежом.

По оценке международных экспертов, успешная реализация мероприятий государственной программы, а также строительство привлекательных туристических центров послужит увеличению к концу 2011 года объемов выездного туризма в 2,5 раза, внутреннего – в два раза41. Туризм станет важной сферой международного предпринимательства и доходным сектором экономики государства.

 

Заключение

 

Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической  модернизации. Среди семи приоритетов продвижения нашей страны в число  50 наиболее конкурентоспособных стран мира особое место отводится туристскому кластеру. За прошедшие годы республика достигла определенных высот, за которыми видны перспективы дальнейшего роста, а именно – вхождение Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что основным залогом устойчивого развития казахстанского туризма является политическая и экономическая устойчивость в нашем государстве. Прежде всего, это обеспечивается усилиями Главы государства Нурсултана Назарбаева. Многочисленные интеграционные инициативы и эффективная внешняя политика Президента позволили Казахстану получить признание мировой общественности.

Основная цель дипломной  работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике – была выполнена.

Актуальнейшей проблемой  для туристских регионов и курортов остается изучение спроса. Потенциальным потребителем туристского продукта Казахстана может быть каждый житель РК, учитывая растущий уровень жизни населения. Проведение подобной сегментации рынка, изучение потребностей требует создания маркетинговой службы, что, безусловно, невозможно на уровне одного курорта, а должно стать прерогативой государства. Такие исследования и построение моделей развития спроса стали бы одной из составляющих отражений возрождения курортов. Названные задачи всего лишь небольшая часть из числа макроэкономических преобразований.

К числу микроэкономических следует отнести внутренние сложности курортов и отдельных учреждений. Кадровая политика в условиях рынка требует подготовки высокопрофессиональных специалистов, владеющих  новыми методами работы, чтобы противостоять конкуренции.

Сейчас важно не только производить качественные туристические товары и услуги, но и организовывать их сбыт. Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу, связям с общественностью и продвижению туристского продукта. Девиз маркетинга на сегодняшний день таков: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».

Развитие туризма и  увеличение объема услуг туризма  требуют взвешенного подхода, так  как очень высоки социальные последствия принимаемых решений, обширно влияние туризма на экономику и другие сферы жизни общества и страны.

Большинство экспертов  уверено, что Казахстан далеко не полностью использует свои возможности по развитию туризма, а между тем обширный международный опыт показывает, что индустрия туризма является одной из самых перспективных отраслей экономики страны.

Далее в этом направлении  необходимо реализовать следующие  меры:

  • Разработать проекты нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристическими услугами с учетом предстоящего присоединения РК к Всемирной Торговой Организации;
  • Обеспечить безопасность национального туризма;
  • Совершенствовать законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, в том числе ввести показатели, характеризующие финансовые результаты функционирования учреждений и организаций отрасли;
  • Совершенствовать методику формирования платежного баланса туристической отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристической организации и решений Статистической комиссии при ООН;
  • Совершенствовать систему стандартизации и сертификации в сфере услуг туристской индустрии, разработав нормативно-правовые акты по техническому регулированию отрасли и доказательную базу стандартов;
  • Разработать политику государственного регулирования в вопросах ценообразования для определения оптимального порога рентабельности туристического бизнеса в целях обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности всех производителей на рынке туристических услуг;
  • Активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
  • Повысить качество туристических услуг в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристской деятельности;
  • Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
  • Обеспечить достаточный уровень финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения зарубежных инвестиций;
  • Обеспечить максимальный уровень координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными органами, а также между государственным и частным сектором.

В последнее время  в Казахстане стали уделять особое внимание развитию туризма. Туризм вошел в перечень семи приоритетных не сырьевых отраслей экономики страны, которые предусмотрено развивать по кластерному принципу.

Перспективы развития туристического комплекса в Казахстане во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных туристических продуктов. Указы Президента РК и постановления правительства последних лет создали необходимую законодательную и правовую основу для широкомасштабных действий.

Развитие туризма в  Казахстане следует проводить по двум крупным направлениям, имея в виду создание положительного имиджа Казахстана за его пределами и развитие надлежащей инфраструктуры туризма. Широкий спектр мероприятий предусмотрен в программе в плане маркетинга и продвижения на отечественном и мировом рынках туристского продукта Республики Казахстан.

По прогнозам ВТО, развитие туризма должно проходить за счет обновления мирового туристского рынка и появления новых туристских центров в разных регионах мира. В этом плане для Казахстана возникают огромные перспективы и уникальная возможность занять лидирующее место на туристском рынке в центрально-азиатском регионе.

 

Список использованных источников

 

  1. Алтынбеков Б. Имидж – все!//Литер, 2006, 20.09, № 174, с. 7.
  2. Артемьев А.М. Особенности проектирования активных туров.//Вестник КазНУ. Серия географическая, 2005, №5, с. 93-96.
  3. Аушев К. Отдых с Казнетом.//Computer club magazine, 2005, №7, с.40-41.
  4. Байгалиев А. Бренд «Казахстан» известен миру.//Казахстанская правда, 2007, 27.03, №45, с. 5.
  5. Байгалиев А. На массовость, на имидж, на бюджет.//Казахстанская правда, 2007, 25.01, № 13, с. 2.
  6. Байкожа Ж. Зачав, родить забыли.//Central Asia Monitor, 2006, 13.01, №2, с. 6.
  7. Бейсенбаев А. Престиж высоких достижений.//Казахстанская правда, 2006, 19.10, № 232, с. 2.
  8. Белый Ю. Астана для казахстанцев и иностранцев.//Мегаполис,2006, 29.05, № 21, с. 6.
  9. Биржаков М.Б. Введение в туризм.//ред. Н.А.Барсукова.- 8е изд., перераб. и доп.- СПб.:Герда:Невский Фонд, 2006.- 512 с.
  10. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально - культурного сервиса: туристические, гостинично - ресторанные и развлекательные комплексы: учебное пособие. - М.: Издательство МЛСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2004. -560 с.
  11. Бузыкаев А. Особо охраняемые природные территории как объекты экологического туризма.//Вестник университета Туран, 2005, №1-2, с. 146-149.
  12. Воробьев В. Дороги и сервис-основа туризма.//Огни Алатау, 2006, 3.08, № 87, с. 2.
  13. Григорьев В. Туризм – приоритетное направление кластерного развития экономики.// Вечерняя Астана, 2006, 31.10, № 186, с. 1.
  14. Давыденко Е. Казахстан – туристическая Мекка!?//Мир Евразии, 2006, №6, с. 48-51.
  15. Двоскин С. Насколько выгодно заниматься турбизнесом?//Туризм: практика, проблемы, 2005, № 11, С. 60-63.
  16. Джетпыспаева Е. В Казахстане будут развивать экотуризм.//Известия, 2005, 28.04, № 73, с. 9.
  17. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: учебное пособие для вузов./Пер. с англ. Под ред. Б.Л.Еремина. – М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-416 с.
  18. Доронин А. К неожиданностям нужно быть готовым.//Туризм: практика, проблемы, 2006, № 1, с. 42-44.
  19. Дуйсен Г. Туристическая политика в Казахстане: оценка и направления развития.//Доклады НАН РК, 2006, № 3, с. 63-68.
  20. Дуйсен Г. Туристская сфера в РК: анализ, оценка и механизм развития.//Аналитик, 2005, № 2, с. 42-47.
  21. Ердавлетов С.Р. Научные исследования туризма в Казахстане.//Вестник КазНУ. Серия географическая, 2003, № 2, с. 135-140.
  22. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 200 с.: ил., табл.
  23. Жуковская И. Туризм и его влияние на население страны.//Аль – Пари, 2006, № 3-4, с. 69-70.
  24. Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211-II;
  25. Ильина Е., Штыхно Д. Маркетинг бизнес-путешествий.//Деловой туризм, 2006, №1, с. 11-16.
  26. Исмаилова Д. Понятие туристического бизнеса и его значение в экономике страны./Экономика и право Казахстана, 2004, № 24, с. 51-53.
  27. Калымов А. Есть Чарын и Кольсай, а туристы скучают.//Казахстанская правда, 2005, 28.10, № 292- 293, с. 8.
  28. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие.- СПб. : Изд. Дом «Герда», 2005. -320 с.
  29. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – М.: Финансы и статистика.,2004.-320 с.
  30. Кельбуганова Л. Казахстанский туристский продукт в кластерной политике./Экономика и статистика, 2005, №2, С. 126-129.
  31. Клименко А. Казахская Мекка (индустрия туризма в Казахстане).//Курсивъ, 2005, 10.11, № 44, с. 10.
  32. Кнабик Т. Развитие туристско-рекреационных комплексов Казахстана в условиях рыночной экономики.//Евразийское сообщество, 2006, №2, с. 91-99.
  33. Кнабик Т. Совершенствование системы менеджмента в туристической деятельности Казахстана.//Саясат, 2006, № 5, с. 25-28.
  34. Копжасарова Л. Туризм с казахстанским лицом.//Известия, 2005, 28.07, №130, с. 8.
  35. Кораблев В. Туризм в Казахстане: состояние и тенденции развития (1991-2004 гг.).// Вестник университета "Туран", 2005, № 3-4, с. 141-152.
  36. Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г. Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года // Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма "Изд-во Михайлова". – 2005.
  37. Мишагина В. Большой сундук с ценным кладом» или туризм – экономический феномен Казахстана.//Охота. Рыбалка. Туризм в Казахстане, 2005, № 14, с. 4-5.
  38. Морган Н., Причард А. Реклама в туризме и отдыхе – учебное пособие для студентов вузов/пер. с англ. Под ред. Б.Л.Еремина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2004.-495 с.: ил., табл.
  39. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально- культурном сервисе и туризме: учебник для студентов вузов.- 2-е изд.- М.:изд.центр «Академия», 2005.- 336 с.
  40. Муратова Д.Р. Задачи национальных парков в развитии туризма.//Вестник КазНУ. Серия географическая, 2003, № 2, с. 164-167.
  41. Назарбаев Н.А. К экономике знаний – через инновации и образование. Лекция президента РК в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.- Астана, 2006. - 28 с.
  42. Ниязбаева А. Основные направления развития туристской отрасли в РК./Аль – Пари, 2006, № 3-4, С. 71 -73.
  43. Ополченова Е. Проблемы развития национального туризма.//Туризм, 2006, №7, с. 32-33.
  44. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике. Режим доступа: http://www.stat.kz/index.php
  45. Официальный сайт Министерства Республики Казахстан по туризму и спорту,. Режим доступа: http://www.mts.kz/index.php
  46. Павленко Т. Реклама  на предприятиях туризма.//Вестник университета Туран, 2005, № 1-2, с. 142-145.
  47. Планирование на предприятии туризма. Учебник/ под ред. Проф. Е.И.Богданова.-СПб.:изд.дом. «Бизнес- пресса», 2004. – 320 с.
  48. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан  в новом мире», 28.02.2007.
  49. Постановление Правительства РК «Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики».//САПП РК, 2005, №26,  ст.327, с. 184-185.
  50. Постановление Правительства РК «План по созданию и развитию пилотного кластера «Туризм».//САПП РК, 2005,  № 26, ст. 327, с. 250-261.
  51. Постановление Правительства РК «Положение о Министерстве туризма и спорта РК».//САПП РК, 2006, № 15, ст.145, с. 91-100.
  52. Приезжева Е.М. Организация и методы проведения игровой деятельности в туризме: учебно-методическое пособие. – М.Советский спорт, 2005.- 132 с.
  53. Прохоров И. Вместе с природою кластер растим.//Казахстанская правда, 2006, 26.09, № 218, с. 1, 5.
  54. Рахимбекова Ж. Теоретические основы туризма и гостеприимства.//Экономика и статистика, 2005, № 2, с. 122-125.
  55. Садешов А. Туризм - от экспорта к импорту./Эксклюзив, 2005, № 6, с. 63-66.
  56. Симоненко С. Давос лучше виден с вершин Шымбулака./Аргументы и факты Казахстан, 2007, 28.03, № 13, с. 20.
  57. Симоненко С. Ступеньки на туристический олимп./Аргументы и факты Казахстан, 2007, 18.04, № 16, с. 21.
  58. Смыкова М. Исследование платежеспособного спроса потребителей на туристические услуги в Казахстане./Экономика и статистика, 2004, № 1, с. 77-81.
  59. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе-марте 2007 года, краткий статистический справочник.- А.: Агентство РК по статистике, 2007, 76 с.
  60. Туристская деятельность: сборник законодательных актов.- Алматы: Юрист, 2005.- 64 с.
  61. Уахитова Г.Б. Роль туриндустрии в развитии национальной экономики.//Вестник НАН РК, 2006, №4, с. 109-114.
  62. Устенова О. Особенности спроса потребителей на туристические услуги в Казахстане.//Экономика и статистика, 2005, № 2, с. 118-121.
  63. Федорова П. Кластерное развитие туризма столицы./Вечерняя Астана, 2005, 22.09, № 145, с. 2.
  64. Шаяхметов Г. Кластеры: приоритеты, компетентность, результаты./ Огни Алатау, 2006, 1.06, № 63, с. 1-2.
  65. Шелепова А. Особенности национального туризма./Новое поколение, 2005, 8.07, № 27, с. 6.
  66. Энциклопедия туризма :Справочник / Зорин И.В., Квартальнов В.А. -М:Финансы и статистика, 2000.-368 с.

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан