Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

В первую очередь коммуникационные системы необходимо обеспечить в  районах развития пляжного туризма  и индустрии развлечений на Капчагайском водохранилище, у озера Алаколь  в Алматинской области, на побережье Каспийского моря в Мангистауской области (район Кендерли), в центре казахстанского участка Шелкового пути - в г. Туркестане Южно-Казахстанской области.

Необходимо формировать  на базе крупных концентраций рекреационных  ресурсов территориальные зоны с рекреационной хозяйственной специализацией.

Особое значение имеет  развитие санаторно-курортного дела в  Республике Казахстан, что требует  реализации следующих мер:

  • проведения сертификации и классификации санаторно-курортных объектов;
  • разработки нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность санаторно-курортных объектов;
  • обеспечения координации деятельности объектов санаторно-курортного назначения.

Учитывая недостаточное  развитие инфраструктуры туризма, а  также ограниченность финансовых средств, необходимо определить приоритеты первоочередного строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов в рамках реализации проекта "Еврокемпинг" на региональном уровне, направленного на строительство сети гостиниц категории трех-, двухзвездочные и туркласса в следующих регионах:

  • Акмолинская область - г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р-на и г. Щучинск;
  • Алматинская область - г. Текели, г. Жаркент;
  • Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса "Тектурмас"), Байзакский р-н (на территории древнего городища "Акыртас"), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на.
  • Следует обеспечить создание сети гостиниц категории туркласса, гостевых домов и кемпингов:
  • в Восточно-Казахстанской области - у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
  • в Кызылординской области - на участке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
  • в Атырауской области - на городище Сарайчик;
  • в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
  • в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП.

Учитывая прогноз, к  концу 2011 года в стране необходимо построить  гостиницы на 368300 койко-мест.

При этом в целях повышения  инвестиционной привлекательности  сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:

  • повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях Казахстана и развитие в этом направлении сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через рабочую группу по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан;
  • содействие инвестированию зарубежными и отечественными институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов, созданию сети индустрии досуга и развлечений;
  • принятие мер по созданию и развитию индустрии туристской и сувенирной продукции с привлечением возможностей и ресурсов Фонда поддержки малого предпринимательства и других отечественных институтов развития;
  • разработка региональных генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующими мировым стандартам;
  • восстановление и строительство новых предприятий по изготовлению юрт, возрождение национальных ремесел, создание новых рабочих мест.

Эффективность развития института инвестирования зависит  от проведения последовательной государственной  политики в этом направлении и  консолидации усилий государственных, частных и туристских общественных организаций по развитию инфраструктуры туризма.

В 2007-2008 годы необходимо принять меры по созданию и развитию туристских кластеров на основе разработанных  мастер-планов в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской  и Южно-Казахстанской областях. Учитывая экономическую целесообразность, необходимо также рассмотреть возможность разработки мастер-планов в других регионах, поскольку потенциал Казахстана позволяет использовать в туристских целях практически все регионы страны. При этом особое внимание следует уделить обеспечению необходимого уровня финансирования мероприятий по их реализации.

 

Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка

 

В мире есть страны и города, где  доход от туристического бизнеса  составляет 70-80 процентов всех денежных поступлений в казну. К примеру, ежегодно от туристской деятельности в государственный бюджет США поступает порядка 60 млрд. долл., Франции - около 25 млрд. долл., Италии - почти 23 млрд. долл., Испании свыше 21 млрд. долл. Десятка стран - лидеров по приему туристов в 2020 году по прогнозам Всемирной Туристской Организации представлена в таблице 6 (Приложение 2).

В Казахстане, по статистическим данным, доходы от туризма пока не превышают 30%. В перспективе развитие туризма как вида деятельности принесет Казахстану ряд экономических выгод:

  • пополнение национального бюджета за счет туризма, который работает на возобновляемых ресурсах;
  • получение прибыли при  небольших затратах;
  • увеличение сектора услуг;
  • приток валюты при развитии въездного туризма;
  • развитие малого и среднего бизнеса;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • развитие отраслей сопутствующего туризму сервиса.

Развитию индустрии  туризма должен способствовать долгосрочный проект создания в стране туристического кластера, разработанный Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан в числе других семи пилотных кластерных проектов. В туристический кластер вошли две казахстанские области – Алматинская и Жамбылская.

По инициативе министерства в 2006 году впервые проведен информационный тур по Казахстану для представителей 12 ведущих европейских СМИ. Маршрут первого подобного информационного тура пролегал по самым красивым местам нашей страны: горнолыжной базе «Шымбулак», Тургеньскому ущелью, Чарынскому каньону, Кольсайским озерам, пескам Алтын Эмеля и закончился экскурсией по Щучинско - Боровской курортной зоне. По итогам инфотура в 2006 году было опубликовано более 70 статей о Казахстане во многих печатных и электронных зарубежных СМИ. Изданиями Греции Казахстан был объявлен страной месяца.  Кроме того, министерством на ведущих зарубежных телеканалах CNN,BBC и Euronews организована демонстрация видеоролика, рекламирующего туристические возможности Казахстана. Министерство туризма и спорта объявило конкурс на создание туристского логотипа страны. Рекламная кампания, проводимая нашей страной в рамках укрепления имиджа, требует маркетингового логотипа.

Перед министерством  поставлена стратегически важная задача – в течение предстоящих пяти лет превратить туризм Казахстана в привлекательную отрасль, как для отдыха, так и для инвестиций. Решить эту задачу возможно путем развития инфраструктуры и строительства современных объектов туристской индустрии по всей стране.

Представлены проекты  создания туристических центров  в Капшагайском и Щучинском районах. Создана рабочая группа по составлению государственной программы развития Щучинско - Боровской санаторно-курортной зоны на 2006-2010 годы. Выделены средства на проведение исследований туристского потенциала этой курортной зоны, на основании которых до конца года будет разработан туристский кластер.

Главная идея кластерного подхода  заключается в привлечении основных туристских потоков в курортную зону. Важно увеличить поток въездного и внутреннего туризма. Для этого требуется переориентация деятельности большинства туристских организаций на развитие въездного туризма. Это обеспечит приток инвестиций, увеличит бюджетные поступления, что в свою очередь, повысит конкурентоспособность и привлекательность курортной зоны, а также благоприятно скажется на ее имидже. Для этого необходимо предпринять комплекс организационно-практических и информационно-пропагандистских мер.

Особо хотелось бы остановиться на информационно-пропагандистской составляющей имиджевой политики туристского  кластера курортной зоны. Укрепление имиджа курортной зоны влечет увеличение потока туристов, повышение качества туристских услуг и рост конкурентоспособности санаторно-оздоровительных комплексов. Целесообразно издание и распространение внутри страны и за рубежом рекламно-информационных материалов и туристских каталогов о возможностях Щучинско - Боровской зоны отдыха. Организация маркетинговых исследований по изучению привлекательности курортной зоны и туристских объектов, издание памяток для казахстанских и иностранных туристов, оказание методической помощи туристским фирмам по организации и формированию туров, обучение и повышение работников туристских фирм и обсуживающего персонала курортно-оздоровительных комплексов – все это очень важные элементы развития курортной зоны.

В совокупности в перспективе кластерный подход поможет создать из Щучинско - Боровской зоны отдыха один из самых привлекательных туристских центров в нашей стране и центрально-азиатском регионе. Аналогичные кластерные инициативы будут реализовываться в других областях республики.

Министерство туризма  и спорта Казахстана планирует построить  современный туристический комплекс в окрестностях города Байконура. Вопросы внутреннего и въездного туризма на космодроме Байконур уже получили поддержку со стороны казахстанско-российской межправительственной комиссии. Предполагается, что при реализации проекта будет использован опыт аналогичного туристического центра, действующего в США в штате Невада на мысе Канаверал. Кроме того, министерством рассматривается возможность организации постоянного международного круиза по Каспийскому морю по маршруту Актау – Астрахань – Махачкала – Баку – Иран – Туркмения. Для обслуживания этих рейсов планируется строительство либо приобретение современного пассажирского лайнера. Специалисты считают, что нововведение позволит значительно увеличить потоки отдыхающих в Казахстан.

Можно сказать, что коллегия четко определила три направления  отрасли: работа на массовость спорта, на имидж республики, на бюджет государства. В сфере туризма премьер-министр К. Масимов выделил ряд приоритетов: развитие туристических кластеров в регионах, в частности проекта нового города Жана Или в Алматинской области; решение вопросов, связанных с упрощением получения визы, обслуживанием туристов в аэропортах, на таможне и в гостиницах. Только в случае решения всех поставленных задач работу министерства можно будет считать удовлетворительной37.

Как полагают в министерстве, отечественная индустрия туризма  вступила в период серьезных качественных перемен. Словом, перспективы развития туризма в Казахстане стали обретать отчетливые контуры. И самое главное то, что государство готово выделить беспрецедентные суммы в этот сектор экономики. Специалисты туристского ведомства рассчитывают, что на предстоящие пять лет финансовые вливания составят 50 миллиардов тенге38.

Какие перспективные  проекты разработаны в рамках создания и развития туристического кластера в РК? Грандиозный проект многофункционального комплекса «Байтерек» представлен 18.10.2006 в Алматы двумя ведущими мировыми компаниями – «Окан Холдинг» и «Гостиницы Kempinski». Комплекс – четыре высотных здания с гостиницей на 220 номеров, двумя жилыми домами и офисным центром площадью 25 тысяч квадратных метров. Здесь будет все для работы и отдыха – конференц-зал и дискотека, бизнес-центр, кинотеатр, казино, несколько ресторанов, спортивно- оздоровительные площадки. Сюда же входит и торгово-развлекательный центр размером около 70 тысяч квадратных метров, где свободно разместятся 230 бутиков, автостоянка на 750 машин. Общая стоимость проекта – около 350 миллионов долларов. Комплекс предположительно будет построен к концу 2008 года.

Прямые инвестиции компании «Окан Холдинг» в экономику республики превышают 350 миллионов долларов. Они вложены в различные сектора: пищевую промышленность, финансово- банковскую сферу, туризм, сельское хозяйство.

Не менее знаменита  и компания «Гостиницы Kempinski». Созданная в Германии в 1897 году и продолжающая вековые традиции, она, тем не менее, постоянно совершенствует свою деятельность. Отели и санатории компании размещаются в Северной Америке и Западной Европе, Китае и Турции, Австралии и Новой Зеландии, в Тихоокеанском регионе. Только за последние пять лет число ее гостиниц по всему миру возросло в 3 раза. Теперь их 56 и еще 35 проектов находятся в стадии осуществления. Стратегия роста компании охватит Восточную Европу, Балтику, Москву и Санкт-Петербург. Сегодняшние туристы, пресытившись всевозможными чудесами, ищут чего-нибудь совсем уж экстремального. Год от года растет количество людей, стремящихся в малознакомые им страны. Казахстан – из их числа39.

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан