Управление предприятиями гостиничного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить состояние и особенности управления гостиничным комплексом в Республике Беларусь, на основании чего выявить проблемы и перспективы развития.
Задачи курсовой:
изучить особенности управления гостиничными комплексами РБ;
выявить факторы, влияющие на его развитие;
сформировать основные направления и перспективы развития гостиничного комплекса РБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1.Сущность и особенности управления предприятиями гостиничного комплекса………………………………………………..………………………....6
1.1 Особенности управления предприятиями гостиничного комплекса…………………………………………………………………………..6
1.2 Гостиничный комплекс Республики Беларусь и особенности его функционирования………………………………………………………………..8
1.3 Методы управления предприятиями гостиничного комплекса в Республике Беларусь……………………………………………………………..12
2. Анализ особенностей управления гостиничным комплексом «Славянский»….................................................................................................14
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП гостиничного комплекса «Славянский»…………………………………………………..…..…14
2.2 Анализ финансового состояния КУП гостиничного комплекса «Славянский»………………………………………………..……………………18
2.3 Анализ методов управления предприятиями КУП гостиничного комплекса «Славянский»…………………………………………………………21
2.4 SWOT анализ КУП гостиничного комплекса «Славянский»…………25
3. Проблемы и перспективы развития гостиничного комплекса Республики Беларусь…………………………………………………………………… ……..28
3.1 Анализ проблем функционирования гостиничного комплекса Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации сотрудников гостиничного комплекса “ Славянский”..............................................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………………………....33
Приложения……………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Моя МУЛЯРОШКА.docx

— 121.76 Кб (Скачать документ)

В гостиничном комплексе «Славянский» применяются три формы проявления организационно-административных методов:

    • обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
    • согласительные (консультация, компромисс);
    • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Формы и масштабы применения административных методов при управлении предприятием в сфере гостиничного хозяйства  определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства услуг, квалификацией и культурой  работников службы сервиса, принимающих  решения. Чем полнее представлены эти  параметры, тем меньше потребности  в административном вмешательстве. В зависимости от функционирующих  в коллективе методов руководства  формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что  в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.

В целом организационно-административные методы руководства существуют в  форме организационного и распорядительного  воздействия.

В сущности, вся система пронизана  организационно-распорядительной деятельностью. Организационно-административное воздействие  включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.

В гостиничном комплексе «Славянский» эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления.

Экономическим методам управления в сфере гостиничного бизнеса отводится центральное место, и гостиничный комплекс «Славянский» не исключение. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение  экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Потребность в экономических методах управления в сфере услуг закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях разгосударствления предприятий гостиничного хозяйства и развития частного предпринимательства с помощью директивного воздействия не всегда возможно и разумно решать сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения в услугах. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы потребителя услуг и работников сферы услуг с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создавать эффективный механизм работы.

В гостинице «Колос» созданы  условия обоснованной самостоятельности. Только в условиях обоснованной самостоятельности  возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов гостиничного предприятия, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период.

Таким образом, в условиях рынка  экономические методы руководства  получат дальнейшее развитие в сфере  гостиничного хозяйства, расширится сфера  их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность  и результативность экономических  стимулов, что позволит поставить  каждого работника и каждый коллектив  в такие экономические условия, при которых появится возможность  наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными.

Результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы  и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников может помочь руководителю сформировать коллектив с едиными целями и  задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его  профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Зная особенности  поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его  поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат, поэтому  существенным условием образования  и развития трудовых коллективов  является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Это особенно важно  для гостиничного предприятия –  ведь в этой сфере как нигде  важна вежливость, любезность персонала, а соответственно и доброе расположение духа, хорошие отношения в коллективе. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления гостиничным предприятием вызывает нездоровые взаимоотношения, что снижает  производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более  активно идет в коллективах рыночного  типа. Так, 91% опрошенных работников гостиничного бизнеса считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в  лучшую сторону) отношение к труду  и распределению его оплаты, 82% опрошенных интересуются и "болеют" за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические  особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей при управлении гостиничным комплексом «Славянский» применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов  при управлении рассматриваемым  предприятием - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические  задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут  быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности  и качества работы - человеческого  фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволяет руководителю гостиницы  «Колос» целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные  условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с  едиными целями и задачами.

Основное средство воздействия  на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать  природу человеческого поведения  и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание  руководителем рассматриваемого предприятия  биологической природы и внутреннего  мира личности помогает ему подобрать  наиболее эффективные формы сплочения  и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства  в трудовом коллективе являются взаимоотношения  работников, их отношение к средствам  труда и окружающей среде. Необходимость  использования в практике управления гостиничной организацией социально-психологических  методов руководства очевидна, так  как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и  потребности работников, видеть перспективы  изменения конкретной ситуации, принимать  оптимальные управленческие решения.

Подводя итог, можно заметить, что  социально-психологические методы просто необходимо использовать при  управлении предприятием гостиничного хозяйства, для которого крайне важны  взаимоотношения между работниками  внутри коллектива. Ведь, имея плохие отношения  с коллегами или недовольство руководством, работники будут непроизвольно  переносить свои эмоции на клиентов, а  это совершенно недопустимо при  непосредственном контакте с людьми, который и имеет место на гостиничном  предприятии.

 

2.4 SWOT-анализ КУП гостиничного комплекса «Славянский»

 

Гостиничный комплекс «Славянский» находится на рынке гостиничной индустрии уже довольно долго. На протяжении этого времени гостиница испытывала как минимальную, так и максимальную заполняемость номерного фонда. Это связано с влиянием факторов внешней и внутренней среды. Данные факторы в различной степени влияют на деятельность гостиницы. Чтобы оценить их уровень воздействия, рациональным будет провести SWOT-анализ функционирования данного предприятия.

Целью данного анализа является выявление факторов внешней и  внутренней среды, которые в большей или в меньшей степени влияют на деятельность гостиничного комплекса «Славянский». Основными критериями для проведения анализа будет важность фактора для отрасли, его влияние на гостиницу, направленность и степень важности. Оценка  даётся в баллах по следующим принципам:

  1. важность для отрасли: 3 – сильная, 2 – умеренная, 1 – слабая;
  2. влияние на организацию: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – не влияет;
  3. направленность: (+1) – позитивная, (-1) – негативная;
  4. степень важности находится как важность для отрасли × влияние на организацию × направленность.

К внешним относятся факторы экономической среды, культурной и демографической сред, природно-экологической и научно-технических сред, а так же политико-правовая среда. К внутренней среде относятся те факторы, которые делают организацию конкурентоспособной.

Факторы экономической среды оказывают существенное воздействие на деятельность гостиницы. Наибольшую степень важности имеет общий уровень экономического развития, причём для данного предприятия в негативном направлении. Менее важным является составление фондового рынка, который так же имеет негативное направление. Факторами, которые оказывают среднюю степень важности, являются уровень развития конкурирующих отношений и размеры рынка, и темпы его развития. Подробный схематический анализ в приложении В.1.

Наиболее важными факторами  культурно-демографической среды  являются количество потенциальных  потребителей и культурные ценности, менее важными являются потенциальное  количество и квалификационная характеристика рабочей силы, причём для комплекса «Славянский» все факторы имеют позитивную направленность. Подробный схематический анализ в приложении В.2.

Важным фактором природно-экологической  среды является состояние экологии. Так как Полоцк является в значительной мере чистым городом, то данный фактор носит позитивную направленность. Природно-климатическая зона города  так же в значительной степени привлекает приезжих, что положительно сказывается на работе гостиницы. Подробный схематический анализ в приложении В.3.

Появление «технологического прорыва» и жизненный цикл технологий имеют  значительную степень в деятельности гостиничного предприятия. Однако в  гостиничном комплексе этот фактор имеет негативное направление. Это связано с тем, что предприятие практически не оснащено современными технологиями. Здесь отсутствуют камеры видеонаблюдения, современные системы бронирования, не говоря о более новых технологиях. Подробный схематический анализ в приложении В.4.

В политико-правовой среде основным фактором по степени важности является отношение государства к гостиничной  собственности. К сожалению, как  во всём гостиничном комплексе Беларуси, так и в гостинице «Двина» в частности данная, структура задействована в слабой мере. Большим преимуществом в развитии гостиницы является политическая стабильность государства, так как это не отвергает иностранцев. При работе гостиницы используются законы и нормативные акты Республики Беларусь. Это помогает в значительной степени регулировать деятельность предприятия. За их соблюдением ведётся строгий контроль. Подробный схематический анализ в приложении В.5.

Если проанализировать все факторы  внешней среды, то видно, что их степень важности различная, но все они оказывают значительное влияние на деятельность гостиницы. Подробный схематический анализ в приложении В.6.

Одним из важнейших факторов внутренней среды является уровень сервисного обслуживания. Он является одной из причин, которые сдерживают прибытие иностранцев в гостиницу «Двина». Это связано с тем, что уровень сервиса гостиничного комплекса нашей страны не соответствует европейским стандартам. Ёщё одним негативным фактором для гостиницы является отсутствие широкомасштабной рекламы. За рубежом предприятие не имеет рекламы, а значит и не может привлечь иностранцев. Однако гостиница устойчива на рынке. Это связанно с тем, что она имеет большой опыт в гостиничной индустрии, хороший имидж, а так же в значительной степени является гибкой к изменениям различных структур внешней среды. Подробный схематический анализ в приложении В.7.

Из проведённого SWOT – анализа видно, что гостиница обладает достаточно устойчивыми финансовыми ресурсами, которые позволяют ей проводить внутренний ремонт и реконструкцию, хорошим местом расположения и имеет хороший имидж. В то же время уровень сервисного обслуживания не достаточно высок, гостиница не отвечает европейским стандартам, что не позволяет в быстром темпе реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей гостиничных услуг и в долгосрочной перспективе это может привести к неблагоприятным последствиям для организации в целом. Подробный схематический анализ в приложении В.8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Анализ проблем функционирования гостиничного комплекса 
Республики Беларусь

Информация о работе Управление предприятиями гостиничного комплекса