Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:06, курсовая работа
Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Потребность в изучении и развитии сферы культурного туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.
Введение
Туризм,
в настоящее время, представляя
собой многогранное явление, является
объектом изучения многих наук. Его
основой является историко-культурный
потенциал, включающий социально-культурную
среду с традициями и обычаями,
особенностями бытовой и
Культурный
туризм - это духовное присвоение личностью
через путешествия и экскурсии
богатств культуры в их подлинности.
Его можно рассматривать как
систему, предоставляющую все
Культура является одним из
основных элементов
Всюду, где живет человек, он несет с собой культуру в виде домов и различных сооружений, традиций, обычаев, произведений искусства, игр, праздников и т. д. Особенности культуры различных регионов все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествиях с познавательными целями. Объекты, посещаемые туристами, в этом случае способствуют расширению их общего кругозора и духовному обогащению. Итак, культура как совокупность основных элементов туристского комплекса является главной подсистемой элементов. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа.
Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.
Актуальность культурного
Туризм не только приносит
доходы региону, но дает
Различные
области деятельности способны вызвать
сильный мотив к путешествию
и интерес к туристскому
Развитие туризма указывает на
неразрывную связь туризма и
культуры. Туризм способствует
Культурное самовыражение
Туризм – наилучший способ знакомства
с другой культурой.
Культурные и природные объекты являются
важнейшей частью туристских ресурсов
города, региона. Объекты и условия их посещения
могут стать решающим фактором в выборе
туров; при этом оценка потенциала объектов
позволяет специалистам определить их значимость
и конкурентоспособность на туристском
рынке.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономические аспекты вовлечения объектов нематериальной культуры в туризм.
Задачи данной работы:
3) анализ
основных ресурсов турфирмы «Русские
традиции»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТУРИЗМ
В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином "потенциал" — от латинского Potential — сила, резервы, запасы.1 В современной литературе можно встретить самые различные определения этого термина.
В самом широком смысле слова «потенциал» означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».
В
общенаучной литературе представлено
значительное количество различных
определений этого термина
Так, например, К. М. Хоруженко2 под «культурным потенциалом» понимает «условный показатель, отражающий способность культуры к функционированию, выживанию и развитию при оптимальных социально-экономических условиях той или иной страны». По мнению А. И. Кравченко «культурный потенциал» – это «совокупность материальных памятников, научных идей и теорий, религиозно-философских и нравственных учений, общий уровень достигнутой населением грамотности, образования и квалификации, творческая способность данного народа решать проблемные ситуации культурного и духовного плана»3.
Культурный потенциал можно определить, во-первых, как целостное культурное явление, объединяющее в себе прошлое, настоящее и будущее какого-либо объекта. Во-вторых, как реальные способности субъекта культуры к использованию ее ресурсов, сформировавшиеся в процессе практической деятельности. В-третьих, как источники и средства культуры, находящиеся в готовом для реализации виде, которые могут быть использованы для решения ее актуальных задач и достижения более высоких результатов.
В
своей узкой интерпретации
В
связи с этим представляется логичным
рассматривать культурный потенциал
как источники, возможности и
средства культуры, которые могут
быть использованы для решения социально-
Согласно Трифоновой З.А. культурный потенциал – это совокупность объективных и субъективных возможностей или факторов, способствующих развитию культурного пространства города или региона.
Понятие «культурный потенциал» можно представить как некое пространство, в котором действуют культурные отношения, позволяющие индивидам иметь доступ к ресурсам, а также количество и качество ресурсов культурной сферы.4
Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии и культурном наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических и культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив.
Термин "потенциал", близок по своему смысловому значению к термину "ресурс", но отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений. Под ресурсом понимается та часть потенциала, которая задействована, используется и направлена на удовлетворение конкретных потребностей определенных групп людей. Именно потребности диктуют необходимость изучения, использования определенных видов и свойств ресурсов региона. Использование ресурсов культурного потенциала региона осуществляется через экономические механизмы. Учитывая, что регион представляет собой уникальное образование с присущими природно-географическими, историко-культурными, национальными особенностями его ресурсный потенциал всегда индивидуален и имеет особые количественные и качественные характеристики. Выявление и оценка данных характеристик лежит в основе планирования и всего процесса управления развитием культуры региона. Эта оценка позволяет определить отраслевые приоритеты региона и место в них культуры, оценить инвестиционный потенциал культуры, степень экономического воздействия на жизнь региона посредством использования историко-культурных ресурсов в других отраслях.
В современной литературе исследователи Г.А. Аванесова, Т.Г. Богатырева, Р.С. Гринберг, Квартальное В.А., В. Р. Кузьмин, Ф.Ф. Рыбаков, А.Я. Рубинштейн, С.А. Севастьянова, Г. Л. Тульчинский и др. рассматривают лишь некоторые факторы культурного потенциала региона, в основном изучая их влияние на его социально-экономическое развитие. Обобщая все имеющиеся точки зрения, можно сделать вывод о том, что под культурным потенциалом территории понимается наличие реальных (существующих на сегодняшний момент) и потенциальных (то есть тех резервов, созданных в прошлом, которые возможно актуализировать) ресурсов культуры, которыми владеют граждане как носители и распространители ценностей культуры и, которые расположены на территории, ограниченной по определенными признакам - административным делением, границами, природным ландшафтом, историческими традициями и т.д.
Культурный потенциал - единая ценностная система общества (которая проявляется на уровне отдельной территории), в основу которой положены общественные предпочтения в области культуры, сформировавшиеся в процессе многовекового (наследие - одна из ценностных систем) ее развития, воспринятые ныне живущими в исходной внутренней образной форме, сохраняемые и распространяемые в художественной (материальной и нематериальной) форме первозданного своего воплощения и представляющие высокое смысловое и символическое значение для практических областей культурной, то есть художественной деятельности разных исторических периодов. Эти предпочтения касаются некого спектра достижений, накопленных культурой в сфере духовной и материальной жизни.
Понятие «культурный потенциал» шире по своему объему понятия «культурный ресурс». Как отмечают исследователи, «потенциал» всегда «подразумевает совокупность предельных характеристик, предметов, явлений, независимо от методов и форм их использования». Развитие культуры находит свое выражение в создании качественно новых материальных и духовных ценностей, являющихся не просто продуктом производства, но, прежде всего результатом творческой деятельности людей, обладающих специфическими, порой уникальными, неповторимыми способностями. В этом смысле культура должна рассматриваться как сфера деятельности людей - работников этой сферы, принимающих непосредственное участие в производстве общественного продукта и национального дохода. Это означает, что развитие экономики создает не только предпосылки и условия для развития культуры, но также развитие экономики в определенной степени зависит от культуры. Из этого следует, что уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее деятелей, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства валового внутреннего продукта и национального дохода. Обеспечивая производство духовных ценностей, культура выступает в качестве фактора развития творческих способностей людей. И силу этого она играет такую же роль в экономике страны, как и образование. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда. Такой подход к пониманию культуры и ее ресурсов был обоснован в первой и второй главах данной монографии и он позволяет рассмотреть культурный потенциал региона в широком и узком планах.
<Информация о работе Включение объектов нематериальной культуры в туризм