Включение объектов нематериальной культуры в туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание

Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Потребность в изучении и развитии сферы культурного туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.70 Кб (Скачать документ)

   Введение 

     Туризм, в настоящее время, представляя  собой многогранное явление, является объектом изучения многих наук. Его  основой является историко-культурный потенциал, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной  деятельности. Многие регионы богаты такими уникальными историческими  территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями.

     Культурный  туризм - это духовное присвоение личностью  через путешествия и экскурсии  богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как  систему, предоставляющую все возможности  для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

               Культура является одним из  основных элементов туристского  интереса. Потребность в изучении и развитии сферы культурного туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.                

     Туризм  стал существенной частью жизни миллионов  людей, что обусловило развитие туристской индустрии.

     Всюду, где живет человек, он несет с  собой культуру в виде домов и  различных сооружений, традиций, обычаев, произведений искусства, игр, праздников и т. д. Особенности культуры различных  регионов  все чаще побуждают  людей проводить отпуск в путешествиях с познавательными целями. Объекты, посещаемые туристами, в этом случае способствуют расширению их общего кругозора  и духовному обогащению. Итак, культура как совокупность основных элементов туристского комплекса является главной подсистемой элементов. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа.

         Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

         Актуальность культурного туризма  обусловлена тем, что сегодня  туристов, наряду с отдыхом и  знакомством с достопримечательностями,  интересует климат, география, образ  жизни народа, его культура и  искусство, национальные ремесла  и кухня и многие другие  культурно-духовные ценности посещаемой  страны

         Туризм не только приносит  доходы региону, но дает местному  населению основание гордиться  своим уникальным наследием и  предоставляет возможности делиться  им с туристами. Если общество  будет это учитывать, то сможет  создать систему рационального  использования уникальных ресурсов  для туризма.

     Различные области деятельности способны вызвать  сильный мотив к путешествию  и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими  на привлекательность туристского  направления для различных групп  и категорий туристов, являются его  культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

          Развитие туризма указывает на  неразрывную связь туризма и  культуры. Туризм способствует сохранению  культурного достояния регионов, их традиций, промыслов, самобытности, восстановлению и сохранению  историко-культурных памятников.

           Культурное самовыражение народа  всегда вызывает интерес. Природная  любознательность туриста в отношении  различных уголков мира и населяющих  их народов образуют один из  наиболее сильных побудительных  туристских мотивов. 
Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой.

            Культурные и природные объекты являются важнейшей частью туристских ресурсов города, региона. Объекты и условия их посещения могут стать решающим фактором в выборе туров; при этом оценка потенциала объектов позволяет специалистам определить их значимость и конкурентоспособность на туристском рынке. 

     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  рассмотреть экономические аспекты вовлечения объектов нематериальной культуры в туризм.

     Задачи  данной работы:

     1) рассмотреть теоретические аспекты вовлечения объектов нематериальной культуры в туризм;

     2) провести мониторинг развития объектов нематериальной культуры Ивановской области;

    3) анализ основных ресурсов турфирмы «Русские традиции» 
     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТУРИЗМ

    1. Понятие культурного потенциала.

     В общих толковых, а также в энциклопедических  словарях термином "потенциал" — от латинского Potential — сила, резервы, запасы.1 В современной литературе можно встретить самые различные определения этого термина.

     В самом широком смысле слова «потенциал»  означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие  быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

   В общенаучной литературе представлено значительное количество различных  определений этого термина применительно  к разным сферам деятельности, группам  явлений и процессов.

      Так, например, К. М. Хоруженко2 под «культурным потенциалом» понимает «условный показатель, отражающий способность культуры к функционированию, выживанию и развитию при оптимальных социально-экономических условиях той или иной страны». По мнению А. И. Кравченко «культурный потенциал» – это «совокупность материальных памятников, научных идей и теорий, религиозно-философских и нравственных учений, общий уровень достигнутой населением грамотности, образования и квалификации, творческая способность данного народа решать проблемные ситуации культурного и духовного плана»3.

     Культурный  потенциал можно определить, во-первых, как целостное культурное явление, объединяющее в себе прошлое, настоящее  и будущее какого-либо объекта. Во-вторых, как реальные способности субъекта культуры к использованию ее ресурсов, сформировавшиеся в процессе практической деятельности. В-третьих, как источники  и средства культуры, находящиеся  в готовом для реализации виде, которые могут быть использованы для решения ее актуальных задач  и достижения более высоких результатов.

       В своей узкой интерпретации понятие  «культурный потенциал» определяет, способность культуры решать поставленные перед ней проблемы и отграничивает  принципиальную возможность их решения  от реального использования результатов  культурной деятельности.

       В связи с этим представляется логичным рассматривать культурный потенциал  как источники, возможности и  средства культуры, которые могут  быть использованы для решения социально-культурных задач и достижения социально-культурных целей.

Согласно  Трифоновой  З.А.  культурный потенциал – это совокупность объективных и субъективных возможностей или факторов, способствующих развитию культурного пространства города или региона.

     Понятие «культурный потенциал» можно представить  как некое пространство, в котором  действуют культурные отношения, позволяющие  индивидам иметь доступ к ресурсам, а также количество и качество ресурсов культурной сферы.4

     Культурный  потенциал региона выражен в  его историческом наследии и культурном наследии. Большинство туристских направлений  бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических и культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив.

              Термин  "потенциал", близок по своему смысловому значению к термину "ресурс", но отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений. Под ресурсом понимается та часть потенциала, которая задействована, используется и направлена на удовлетворение конкретных потребностей определенных групп людей. Именно потребности диктуют необходимость изучения, использования определенных видов и свойств ресурсов региона. Использование ресурсов культурного потенциала региона осуществляется через экономические механизмы. Учитывая, что регион представляет собой уникальное образование с присущими природно-географическими, историко-культурными, национальными особенностями его ресурсный потенциал всегда индивидуален и имеет особые количественные и качественные характеристики. Выявление и оценка данных характеристик лежит в основе планирования и всего процесса управления развитием культуры региона. Эта оценка позволяет определить отраслевые приоритеты региона и место в них культуры, оценить инвестиционный потенциал культуры, степень экономического воздействия на жизнь региона посредством использования историко-культурных ресурсов в других отраслях.

       В современной литературе исследователи Г.А. Аванесова, Т.Г. Богатырева, Р.С. Гринберг, Квартальное В.А., В. Р. Кузьмин, Ф.Ф. Рыбаков, А.Я. Рубинштейн, С.А. Севастьянова, Г. Л. Тульчинский и др. рассматривают лишь некоторые факторы культурного потенциала региона, в основном изучая их влияние на его социально-экономическое развитие. Обобщая все имеющиеся точки зрения, можно сделать вывод о том, что под культурным потенциалом территории понимается наличие реальных (существующих на сегодняшний момент) и потенциальных (то есть тех резервов, созданных в прошлом, которые возможно актуализировать) ресурсов культуры, которыми владеют граждане как носители и распространители ценностей культуры и, которые расположены на территории, ограниченной по определенными признакам - административным делением, границами, природным ландшафтом, историческими традициями и т.д.

       Культурный  потенциал - единая ценностная система общества (которая проявляется на уровне отдельной территории), в основу которой положены общественные предпочтения в области культуры, сформировавшиеся в процессе многовекового (наследие - одна из ценностных систем) ее развития, воспринятые ныне живущими в исходной внутренней образной форме, сохраняемые и распространяемые в художественной (материальной и нематериальной) форме первозданного своего воплощения и представляющие высокое смысловое и символическое значение для практических областей культурной, то есть художественной деятельности разных исторических периодов. Эти предпочтения касаются некого спектра достижений, накопленных культурой в сфере духовной и материальной жизни.

       Понятие «культурный потенциал» шире по своему объему понятия «культурный ресурс». Как отмечают исследователи, «потенциал» всегда «подразумевает совокупность предельных характеристик, предметов, явлений, независимо от методов и форм их использования». Развитие культуры находит свое выражение в создании качественно новых материальных и духовных ценностей, являющихся не просто продуктом производства, но, прежде всего результатом творческой деятельности людей, обладающих специфическими, порой уникальными, неповторимыми способностями. В этом смысле культура должна рассматриваться как сфера деятельности людей - работников этой сферы, принимающих непосредственное участие в производстве общественного продукта и национального дохода. Это означает, что развитие экономики создает не только предпосылки и условия для развития культуры, но также развитие экономики в определенной степени зависит от культуры. Из этого следует, что уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее деятелей, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства валового внутреннего продукта и национального дохода. Обеспечивая производство духовных ценностей, культура выступает в качестве фактора развития творческих способностей людей. И силу этого она играет такую же роль в экономике страны, как и образование. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда. Такой подход к пониманию культуры и ее ресурсов был обоснован в первой и второй главах данной монографии и он позволяет рассмотреть культурный потенциал региона в широком и узком планах.

<

Информация о работе Включение объектов нематериальной культуры в туризм