Миграция рабочей силы: международный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике;
рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта;
раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.docx

— 1.42 Мб (Скачать документ)

Компетентный орган МВД  принимает решение о признании  лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам  и сборам. Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем и находящееся  на территории Российской Федерации, в  соответствии с законодательством  Российской Федерации проходит процедуру  идентификации личности, включая  обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца  позволяет работать по найму или  заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность  недвижимое имущество (на условиях для  иностранных граждан), ходатайствовать  о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен  против его воли в страну, которую  он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при  получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении  ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство  оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства  РФ иностранным гражданам и лицам  без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Законом  РФ о беженцах, но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России. [11]

Можно заключить, что миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают  необходимость решения сложных  вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов

 

Современные тенденции международной  миграции:

  • рост нелегальной миграции (ярко выраженный трудовой характер; государству тоже выгодно: налоги платят, а соц. пособия и льгот не получают);
  • рост вынужденной миграции (больше всего из Африки; из-за увеличения вооруженных конфликтов в мире, обострения межнациональных отношений; 80 % беженцев бегут в развивающиеся страны; женщины и дети создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат)
  • увеличение демографической значимости международной миграции (в России международная миграция играет ведущую роль в демографическом развитии страны; в развитых странах та же самая тенденция);
  • глобализация мировых миграционных потоков (почти все страны вовлечены; определились страны с преобладанием иммиграции и страны с преобладанием эмиграции);
  • качественные изменения в потоке миграции (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования, многие страны имеют специальные программы, чтобы человек оставался там как можно дольше — США, Франция, Канада, Швеция);
  • двойственный характер миграционной политики (ужесточение и регламентация миграционной политики против интеграции; в то же время определяющая составляющая миграционной политики — иммиграция).

Большое количество мигрантов  принимают страны-экспортеры нефти  на Ближнем Востоке, в которых 70 % рабочей силы составляют иностранцы. Также высокий показатель миграционного  сальдо у стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), Африки (ЮАР), а также Израиль имеет хороший миграционный поток из России.

Поставщиками рабочей  силы на мировом рынке в настоящее  время являются Индия, Пакистан, Вьетнам, Алжир, Мексика, Ирландия, Турция, СНГ.

Международная миграция рабочей  силы представляет собой процесс  перемещения трудовых ресурсов из одной  страны в другую, с целью трудоустройства  на более выгодных условиях, чем  в стране происхождения. Процесс  международной миграции, помимо экономических  мотивов обусловливает также  соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного  характера. [12]

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию  и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место  жительства, под иммиграцией въезд  в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также  процесс репатриации – возвращение  в страну происхождения ранее  выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно  принимают иммигрантов, 80–90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции.

2. Работники-мигранты по  контракту. Многие страны зависят  от иностранной рабочей силы. Договоренности о ееконтрактировании  заключаются между странами с  избыточной рабочей силой в  некоторых районах Азии и, например, рядом - стран Ближнего Востока,  Европы.

3. Нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны  имеют у себя нелегальных иммигрантов.  Часть из них проникают через  границу, другие остаются в  чужой стране с просроченными  визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии.

4. Лица, просящие убежища.  До 80-х гг. численность этой категории  мигрантов была крайне незначительна,  затем она заметно увеличилась.  Просьбы об убежище люди направляют  по политическим мотивам, а  также в силу тяжелого экономического  положения в своих странах.

5. Беженцы. Большинство  сегодняшних беженцев являются  жертвами войн. Обычно они живут  в специальных лагерях, находящихся  под опекой ООН или частных  агентств. По оценкам, лишь менее  1% беженцев расселяются в развитых  странах Запада.

Международная миграция рабочей  силы – это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так  же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной  экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными  законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

Основной поток международной  миграции в последние десятилетия  устремляется в США. В 70-х годах  число легальных иммигрантов  в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е г), что  на 1/3 больше, чем в 60-х г. В 80-х годах  масштабы иммиграции ещё более возросли – на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В 90-х годах эти масштабы иммиграции сохранились.

Другим крупнейшим центром  притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост  иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. чел. (с учетом членов семей  численность въезжающих возрастает до 1,3 млн. чел.). Лидерство по масштабам  иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального  центра притяжения мигрантов можно  назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Можно заключить, что для  различных принимающих стран  существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями  между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках  современной иммиграции. За прошедшие  десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое  число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно  утверждать, что все иммигранты имеют  высокий уровень образования  и квалификации: 33,1% из них не закончили  среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит  к числу тех, кто нелегально пересек  границу США.

 

2.1 Процесс миграции  и эмиграции трудовых ресурсов в экономике России

 

Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась  и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе  и в целях трудоустройства  за рубежом.

Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право  на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет федеральная  миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

Выезд из России граждан  на постоянное место жительства в 90-е  годы не стал массовым, хотя и был  достаточно заметным (среднегодовая  численность эмигрантов составляла не более 100–150 тыс. чел.). Эта цифра не включает выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживает более 300 тыс. выходцев из стран СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе.

Десятки тысяч наших сограждан  работают таким образом в Венгрии, тысячи - в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше.Только в Нью-Йорке проживает несколько  сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную  квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией – по 500 человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают  эти цифры.

Что касается современной демографической ситуации в России, необходимо заметить — рождаемость низкая, смертность высокая,  индекс простого воспроизводства населения — 2,12 — давно скрылся из виду где-то за горизонтом, на 2008 год эта цифра составляет 1,4.  Прогноз демографов в отношении динамики численности трудоспособного населения России еще более пессимистичен. По данным, представленным Еленой Тюрюкановой - директора Центра миграционных исследований,  к середине 2010-х годов мы не досчитаемся более пяти миллионов человек в трудоспособном возрасте по сравнению с сегодняшним положением. Общая же численность населения будет сокращаться не так быстро, но — стабильно (см. рис. 1).

Рис. 1 Убыль населения России до 2030 г., тыс.человек (Средний вариант прогноза Росстата)

Логично отметить, что восполнить убыль населения в ближайшие  годы можно лишь за счет мигрантов  из других стран, так как другие источники (повышение производительности, внутренняя миграция и др.) скорее всего не дадут  быстрого эффекта.  Встает вопрос о  количестве и качестве желаемых мигрантов  и необходимости подстройки под  эти задачи миграционного режима, о допустимой степени его либерализации.

В общественном мнении в  целом закрепилось представление, что Россия не испытывает необходимости в мигрантах. Антимигрантские настроения, отношение к мигрантам как к «агрессорам», ведущим наступление на нашу культуру — во многом следствие убежденности в том, что Россию захлестнула небывалая волна миграции. Однако, если порассуждать, то в 2009 г. официально оформленные мигранты составили лишь 3,1% в общей численности занятых нашей страны. Такие расчеты, проведенные на основе данных ФМС России, ниже показателей для большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если же если  принять во внимание  несоответствие официальной статистики реальному положению вещей, то есть учесть нелегальную миграцию, которая, по мнению экспертов, в 2–3 раза превышает официальные данные, то общие размеры миграции составят 7–9% от численности занятых, и окажутся вполне сопоставимыми с большинством европейских принимающих стран. Для сравнения: доля иностранных работников в общей численности населения в Великобритании составляет 7,2%, в Испании — 9%, Германии — 9,4%, Бельгии — 9,5 %, Австрии — 13,1%, Швейцарии — 21,3 %.

К тому же, Россия еще и  находится в довольно выигрышном положении, принимая пока в основном граждан  тех стран, которые до сравнительно недавнего времени  составляли с Россией единое государство. Хотя в структуре миграции происходят изменения в сторону культурно  более далеких от России стран. Среди  мигрантов в 2008 году, к примеру, превалировали граждане Узбекистана и Таджикистана, вместе составляя почти половину потока. Доля же Украины, Белоруссии и Молдавии в структуре потока постепенно снижается. Приложение 1.

Рис. 2 Доля основных стран выхода в структуре трудовой миграции в Россию, 2006-2009, % (по данным ФМС России)

 

В настоящее время необходимо понять и принять два утверждения: во-первых, масштабы миграции, которые мы имеем сегодня, будут недостаточны в перспективе; и, во-вторых, характер миграции будет изменяться, делая ее все более культурно отдаленной, что требует от нашего государства и общества таких действий, которые раньше не затрагивались человечеством.

Несмотря на остающуюся культурную и территориальную близость с  Россией, многие мигранты не планируют  связывать с нею свою жизнь. Почти 40% мигрантов хотят жить и работать в России  некоторое время (как  правило, несколько лет), а затем  вернуться на родину. Почти 30% приезжих рассматривают Россию как страну для периодических, как правило, непродолжительных, трудовых заездов  и площадку для быстрого заработка. Кстати, трудятся мигранты действительно  интенсивно. Среднее количество отработанных часов в пересчете на одного работника  в месяц составляет для россиян (по данным Росстата) 141 час, а для  мигрантов (по данным опроса) — 240 часов. И это при том, что среднечасовая  заработная плата для одного мигранта — примерно 70 рублей, для гражданина РФ — 122 рубля.

Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект