Миграция рабочей силы: международный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике;
рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта;
раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.docx

— 1.42 Мб (Скачать документ)

Наконец, поговорим о проблеме "утечки мозгов". Она до сих  пор не потеряла свою актуальность. Никто не станет оспаривать тот факт, что россияне продолжают покидать свою родину. В последнее время все  больше желают уехать из России обычные  студенты, а также ученые. А ведь это люди, которые через несколько  лет будут строить не только собственную  карьеру, но и жизнь всего государства. Это тревожный знак для родимого отечества.

Экономическая ситуация в  стране такова, что молодые специалисты, выходящие в жизнь со свежими  дипломами, часто остаются "за бортом". В настоящий момент оказаться  востребованным в России по специальности, полученной в вузе - удел немногих студентов. Рынок рабочей силы не имеет четкой регуляции, поэтому «утечка мозгов»  очень опасна для экономического развития страны и занимает в последнее  время одно из главных мест в экономической  теории. В различной экономической  литературе довольно часто возникают  статьи об «утечке мозгов» и интервью с рабочими и учеными разных специальностей, менеджерами и директорами организаций. [22]

Таблица2 - Сравнительный анализ эмиграции научных кадров Российской Федерации  и стран дальнего зарубежья

Источник: Численность и  миграция научных кадров Российской федерации за 1995-1998гг.,2009г.

Из этой таблицы следует, что хоть эмиграция научных кадров и в наше время уменьшилась, но она все еще остается в ряде нерешенных проблем России,2970 человек  – Россия имеет лидирующие позиции по сравнению с другими сравниваемыми странами.

Согласно неправительственным  источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд» (Российский фонд фундаментальных исследований)

Немногие исследователи  в нашей стране разрабатывают  проблему «утечки мозгов», однако кое-какие  шаги в данном направлении предпринимаются.

В статье Митякова С. В. «Олигархия, демократизация и «утечка мозгов» (Сборник публикаций РЭШ, 2002 г.) указывается, что одним из серьезных препятствий, мешающих экономическому росту России и некоторых развивающихся стран, является именно «утечка мозгов».

Рассмотрим основные причины  и последствия «утечки умов»  из России.

Основная причина и  ведущий фактор процесса «утечки  умов» - глубокий кризис отечественной  науки в связи с переходом  страны к рынку и открытию границ, сопровождавшийся сокращением внутренних затрат на исследования и разработки. В целом, с 1985 – 1995гг. затраты на науку  в России в сопоставимых ценах  уменьшились по различным подсчетам, в 15-18 раз. Если десять лет назад они  составляли 10 млрд. руб., то на 2002 г. они  составляли 0,6 млрд. руб. (с учетом инфляции) (Авдокушин. Международные экономические отношения).

      Для ученых  и высококвалифицированных специалистов  весьма значимым является неудовлетворенность  возможностями реализации своего  творческого и научного потенциала  из-за следующих причин:

      - недостаточно  финансирования науки, материально  – технического обеспечения исследовательского  процесса, медленно внедрения результатов  научных исследований в производство, низкой материальной и моральной  оценки труда ученых;

      - низкого  уровня научно – информационного  обеспечения теоретических исследований  и разработок, отсутствие современного  научного оборудования;

      - незащищенности  прав собственности на продукт  интеллектуального труда; 

      - материальные, информационные и другие ограничения  возможностей общения с зарубежными  коллегами. [30]

      Не менее  значимы также причины политические (кризис политической власти и  неверие в возможность быстрой  демократизации и прогресс рыночных  реформ, политическая нестабильность, нарушение прав человека, обострение  межнациональных отношений), т.е.  весь спектр «выталкивающих факторов».

     Процесс интеллектуальной  эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и  развитию целых направлений российской  науки, вызывая целый ряд социальных  и экономических последствий  для российского общества.

      Распад  научных школ существенно деформирует  и организационную структуру  российской науки. В настоящее  время в России происходит  процесс переориентации с «классического»  типа научных школ на «американскую»  модель организации научных исследований, перераспределение научно- технического  и кадрового потенциала, что связано  с существенными издержкам. В  условиях резкого сокращения  государственного финансирования  науки коллективы- получатели грантов  для выполнения отдельных научных  задач приобретают все большее  значение. На первый план выступают  нравственно – психологические  проблемы, а не научные. Новые  формы организации науки не  являются в большинстве случаев адекватной заменой традиционных для отечественной науки, особенно в фундаментальных исследованиях. [15]

      Несмотря  на сохранение значимости традиционных  форм утечки умов все большую  актуальность приобретают такие  формы, как, например, утечка идей, не сопровождающаяся физическим  перемещением умов, их генерирующих. Это работа по заказам иностранных  организаций, программы предоставления  грантов различных зарубежных  фондов. Подсчитано, что от подобного  сотрудничества, позволяющего ученым  сводить концы с концами, Россия  ежегодно теряет 600-700 млн. долларов, а от того, что наши производители  интеллектуальной продукции совершенно  не могут ее продавать и,  в результате, обычно прибегают  к услугам европейских и американских  посредников, ежегодные потери  нашей страны составляют 3-4 млрд. долларов. Кроме того, около 8 тыс.  живущих в России ученых работают  по более чем 40 научным программам, осуществляемым в интересах таких  зарубежных заказчиков как, например, Министерство энергетики США  или Пентагон (Юревич, 1998), помимо  специалистов в области ядерной  физики, ракетной технике и т.д., которые уезжают в страны третьего  мира, наращивающие военную мощь. Если учесть, что примерно 20% российских  специалистов подобного профиля  обладают достаточными знаниями  для того, чтобы наладить производство  ядерного оружия, то, очевидно, что  утечка российских умов за  рубеж угрожает не только национальной, но и международной безопасности. [16]

Таким образом, политика западных правительств, проводимая в отношении  отечественного  НТП, направлена и  предусмотрена для использования  научного и кадрового потенциала России для решения развитых стран  и лишь косвенно могут способствовать (или же напротив, препятствовать) его  сохранению. В этой связи национальная научно – техническая политика РФ должна быть дополнена рядом адекватных контрмер, учитывающих воздействие  западных программ помощи российской наук и соответствующих национальным интересам.

В целом, в настоящее время  идет процесс уменьшения количественных параметров российского научного потенциала (численность занятых, затрат), ухудшение  его качественных характеристик (отток  наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, старение и потеря материально – технической базы НИОКР).

Этот процесс замедляет  научно – технический прогресс, нарушает режим воспроизводства  кадров высокой и высшей квалификации, отрицательно влияет на демографические  и социальные стороны развития общества. Если кризис российской науки будет  углубляться, то под угрозу будет  поставлена технологическая и экономическая  безопасность страны.

     За прошедшее  десятилетие число интеллигентов  – гуманитариев сократилось примерно  на одну треть, а численность  технической интеллигенции, включая  медиков, упала почти в три  раза.

     Возможно ли  здесь рождение новых проектов  государственного устройства, обоснование  рациональных экономических моделей  и новых информационных технологий, других эффективных механизмов  развития России с опорой на  интеллектуальный, научный, информационный  и духовный потенциал нации?

Президент РФ Дмитрий Медведев призывает бороться с "утечкой  мозгов" с помощью создания нормальных условий для трудовой деятельности. "В нынешнем мире утечки регулярно  встречаются, мозги утекают и  документы... Деньги вообще регулярно  утекают. Это как раз наиболее банальная утечка", - сказал Медведев на заседании комиссии помодернизации и технологическому развитию России.

"С утечкой мозгов  можно бороться только одним  - создавая нормальные условия  для труда и развития. Это первое, а второе - к этому нужно относиться  серьезно, но этого не нужно  бояться, дергаться, говорить  о том, что вот, все уехали  и конец", - отметил президент  РФ.("Российская газета" - 14.12.2010)

Рассмотрев проблемы миграции трудовых ресурсов, можно сделать  некоторые выводы о миграции, ее проблемах и последствиях на территории нашей страны.

Россия не теряет населения  в миграции, выезд трудовых ресурсов из страны незначителен, по сравнению  с въездом. Но мы теряем качественную составляющую. Качество жизни снижается  за счет того, что в основном выезжают из страны молодежь трудоспособного  возраста и «утекает» научный  потенциал. Я считаю, что необходимо приводить баланс качественных и  количественных показателей. Если убрать все запреты на въезд на территорию РФ, то проблема демографии решиться сама собой, но опять же мы получим неминуемые проблемы в социальной сфере, культурно-бытовой и экономической, так как заработки мигрантов будут частично высылаться на родину, от чего будет страдать ВВП России. Национальный вопрос будет побуждать недружелюбные настроения в обществе, что будет являться причиной выезда молодежи за границу, так как большинство мигрантов – население стран Азии, имеющее низкий уровень жизни. Так же необходимо бороться с легализацией, а то впоследствии наплыва мигрантов россияне будут жертвами безработицы. [16]

Самая главная проблема при  решении сложившейся ситуации состоит  в том, что различные личности по-разному оценивают обстановку, и предлагают разные пути решения. Которые.порой  могут быть полностью противоположными.

К чему же могут привести коллизии и разногласия в проблеме миграции?

Количество международных  мигрантов к 2050 году может достичь 405 миллионов человек. Такой прогноз  сделали специалисты Международной  организации по миграции (МОМ). Таким  образом, этот параметр увеличится практически  в два раза: в настоящее время, по оценкам экспертов МОМ, число  международных мигрантов достигает 214 млн человек.

В МОМ считают, что основной причиной увеличения количества мигрантов  можно назвать рост населения  в развивающихся странах —  к 2040 году этот параметр возрастет с 2,4 млрд до 3,6 млрд человек. Таким образом, предложение по рабочей силе в  этих государствах намного превысит спрос, что и вынудит оставшихся не у дел людей покинуть свою страну в поисках работы.

В связи с этим в МОМ  предсказывают дальнейший рост незаконной миграции. С учетом данной ситуации эксперты МОМ заявляют о необходимости  разработки долгосрочной стратегии  для решения проблем растущей миграции.

Для решения назревших  проблем я хотела бы наметить некоторые  пути их решения, или хотя бы стабилизации.

  1. Необходимо увеличение инвестиций и планирование миграционной политики.
  2. Призывать к борьбе с нелегальным провозом мигрантов через границу и увеличить возможности транзитных стран по оказанию помощи нелегальным мигрантам.
  3. Более четко определить цели и задачи миграционной политики государства;
  4. Незамедлительно совершенствовать правовую базу миграционной политики государства, исключающую возможности нарушений в правоприменительной практике;
  5. Формировать в центре и на местах эффективные органы руководства миграционной политики;
  6. Выделить в бюджете страны необходимые средства для оказания помощи мигрантам в их обустройстве.
  7. Улучшать контроль за исполнением законов;
  8. Создать мощный межведомственный институт управления миграцией с большими полномочиями;
  9. Создать общественный совет по миграции для более институционализированного участия гражданского общества (правозащитного движения, НПО, профсоюзов, ученых и др.) в процессах управления;
  10. Активизировать общественно-политические дискуссии по ключевым вопросам миграции, толерантности, прав мигрантов и т.п.
  11. Формирование  программ возвращения интеллектуальных ресурсов в Россию
  12. Развитие научно-исследовательских институтов, их инвестирование. Увеличение расходов бюджета на науку. Присуждение грантов, премий учёным, увеличение их заработных плат.

 

Показатели ряда отдельных  республик свидетельствуют об изменении  национальной структуры, так как  русское население неуклонно  уменьшается, и происходит абсолютный, а зачастую и относительный рост числа людей, которые представляют коренные национальности.

Главная функция миграции трудоспособного населения, которая  предполагает перераспределение работающего  населения по всей территории России для того, чтобы сбалансировать на рынке труда спрос и предложение, не выполняется в полном объеме. Это происходит в данное время  вследствие отсутствия массовых переселений  граждан. Однако население, как и  трудовые ресурсы государства, на территории Российской Федерации должно быть перераспределено более активно: это неизбежно  при экономической ситуации в  стране, влекущей за собой различные  отраслевые, территориальные диспропорции. Средства, регулирующие рынок, подразумевают  необходимость управления миграцией  государством при обязательном соблюдении прав каждого человека, касающихся создания стимулов для экономики  или свободы передвижения.

В Российской Федерации процессы, относящиеся к миграции населения, должны стать фактором, который будет  способствовать экономическому развитию, безопасности государства, устранению в нем демографических проблем. Государство должно обеспечить свободное самообустройство мигрирующего населения, всесторонне поддерживать его самостоятельность и инициативу.

Российская Федерация  должна заниматься регулированием миграции, чтобы гарантировать устойчивое демографическое и социально-экономическое  развитие, безопасность нации, удовлетворять  запросы экономики относительно трудовых ресурсов, размещать население  страны по территории целесообразно, реализовывать  трудовые и интеллектуальные способности  мигрантов, строить гражданское  общество согласно принципам демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе мы пришли к следующим выводам.

Роль миграции в развитии производительных сил страны чрезвычайно  велика. Проблема терпимости состоит  в снижении толерантности коренного  населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой  идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения  с других регионов в связи с  национальной нестабильностью (например, с республики Чечня и т.д.).

Миграционные потоки, часто  весьма мощные, порождают необходимость  решения сложных вопросов гражданства  и обеспечения прав человека, в  отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный  переселенец.

Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект