Миграция рабочей силы: международный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике;
рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта;
раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.docx

— 1.42 Мб (Скачать документ)

Для различных принимающих  стран существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями  между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках  современной иммиграции. За прошедшие  десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое  число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно  утверждать, что все иммигранты имеют  высокий уровень образования  и квалификации: 33,1% из них не закончили  среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит  к числу тех, кто нелегально пересек  границу США.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства  – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или  иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной  рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование  потоков беженцев и их социальную защиту.

Обобщая разные подходы, концепции  и теории, объясняющие причины  международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между  богатыми и бедными странами; демографический  дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и  странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.

Система экономических связей, возникающих между государствами  в связи с миграцией рабочей  силы, сопровождается потоком товаров  и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

Конкретный эффект для  страны, принимающей рабочую, силу заключается  в следующем: повышение конкурентоспособности  ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более  низкой ценой иностранной рабочей  силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и  услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в  стране пребывания; при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование  и профессиональную подготовку; иностранные  рабочие часто рассматриваются  как определенный амортизатор в  случае кризисов и безработицы, так  как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

В самом конце хотелось бы отметить, что к сожалению, в  Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего  документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет  надлежащее правовое регулирование  вопросов миграционной сферы и совершенствование  миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а “вектор”, определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы “ловим” эти импульсы в посланиях Президента, в публичных  выступлениях руководства страны, в  различных документах, принимаемых  на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее  страны на длительный срок в контексте  общих задач социально-экономического и политического развития страны.Экономический мотив заключаются в различном экономическом уровне развития отдельных стран, различии в условиях заработной платы, наличии безработицы в некоторых странах, функционировании международных корпораций, вывозящих рабочую силу для работы в зарубежных филиалах.

Таким образом, можно сделать  вывод, что доминирующим мотивом  трудовой миграции остается экономический. Он преобладает над всеми другими  причинами - политическими, военными, религиозными, стихийными и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во «ДИС», 2007. – 416 с.
  2. Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и  вынужденных  переселенцев  в  зеркале идеологий // Полис. - 1999. - № 5. - С.31-42.
  3. Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25;
  4. Борисов, В. А. Демография: учебник для вузов / В.А. Борисов. —2-е изд., исправленное. – М.: Издательский дом NOTABENE, 2001. — 272 с.
  5. Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.48
  6. Горбунов Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и труд. - М., 1995. -  №11. - С.36-37.
  7. Демографический энциклопедический словарь/Гл.ред. Валентей Д.И. М.:Советская энциклопедия – 1985
  8. Иванова, Т. Д. Трудовая миграция Россиян: экономические и социальные эффекты / Т.Д.Иванова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N 4. - С. 82-97.
  9. Костин  Р.А.,  Лухнов  А.Ю.  Современные  миграционные  процессы  и  их тенденции  в  современном  обществе  //  Регион:   Политика.   Экономика. Социология. - 1999. - № 3. - С.29-33.
  10. Краснослободцев В.П. Сельские «миры» России и миграция // ДемскопWeekly. № 185--186. 2005. 10--23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).
  11. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999. С.19.
  12. М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов  в    Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61
  13. Международная экономика - Киреев А.П. - Учебник в 2-х томах 2001 488с.
  14. Метелев, С. Трудовая миграция в контексте глобализации экономики / С.Метелев // Человек и труд. - 2006. - N 5. - С. 75-78.
  15. Молодикова И.Н.,  Ноздрина  Н.Н.  Миграционные  потоки  в  Россию  и  их влияние  на   территориальное   распределение   населения   //   Проблемы прогнозирования. - М., 1998. - Вып.6. - C.121-133.
  16. Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета, 8 октября 2005., С. 3
  17. Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов//МЭиМО.2004.№ 3-С.74-80
  18. Пергаменщик  Л.А.  Психологические  механизмы  адаптации  мигрантов.  - Минск, 1996. - 152 с.
  19. Правовые   проблемы   трудоустройства   и   приобретения   гражданства вынужденных мигрантов на территории РФ. М/: УРАО, 1999.
  20. Рахимов Р. М. Нурмахмадов Внешняя трудовая миграция и политика занятости// Общество и экономика. 2002. № 2. С. 131
  21. Сергеев П.В. Мировая торговля как форма международных экономических отношений [Электронный ресурс] // 1999г. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sergeev_mirovaja/02.aspx, свободный.
  22. Современные тенденции международной трудовой миграции [Электронный ресурс]// Т. Лях, аспирантка ВНИКИ, - Дата публикации:19.12.2000.URL: http://www.hrm.ru/db/hrm/42B7D7 C1F78A 129DC3256AAB004394EE/category.html
  23. Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101;
  24. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.
  25. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г.)
  26. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.
  27. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. N            62-ФЗ «О гражданстве российской федерации» Принят государственной Думой 19 апреля 2002 года.  Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года.
  28. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве российской федерации» Принят государственной Думой 19 апреля 2002 года.  Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года
  29. Экимьян, В. Трудовая миграция: кому она выгодна / В.Экимьян // Человек и труд. - 2007. - N 3. - С. 87-88.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек)

1990-2008 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.

 

 

1) Граждане Российской  Федерации и иностранные граждане, получившие соответствующий официальный  статус в территориальных органах  Федеральной миграционной службы.

2) Без снятых с учета. 

3) С 1995 г. не включены  сведения о вынужденно переселившихся  в Республику Ингушетия из  Республики Северная Осетия - Алания, а также об обратившихся в  территориальные органы ФМС России  в связи с событиями 1994-1996 гг. в Чеченской Республике и контртеррористической  операцией в ней в 1999 г. 

4) Из них 445 человек ранее  постоянно проживали на территории  Афганистана, 7 человек - на территории  Руанды, 6 человек - на территории  Ирака, 4 человек - на территории  Вьетнама, по 3 человека - на территории  Бангладеша, Исламской Республики  Иран, Ливана, Сербии и США; 2 человек  - на территории Пакистана, по 1 человеку - на территории Демократической  Республики Конго, Палестины и  Уганды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году

 

 

положительное (синий), отрицательное (оранжевый), близкое к нулю (зеленый), нет данных (серый).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек)

2002-2009 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Источник: Оценка международных экспертов UN International Migration

 

"Российская Бизнес-газета" №777 (44) от 23 ноября 2010 г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект