Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике;
рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта;
раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия;
Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек
Желающие остаться на постоянное
жительство в России составляют примерно
¼ часть всего потока. Именно для
этой категории иностранных граждан
наиболее остро стоит вопрос не только
о культурно-бытовой
Известно, что с начала
2000-х годов политика России была
направлена в сторону временной
миграции, которой отдавался приоритет
в сравнении с миграцией на
постоянное место жительства, сопровождающейся
получением гражданства. Однако достаточных
официальных каналов для въезда
и легализации мигрантов
Миграционная реформа 2007
года, упростившая основные процедуры
легализации мигрантов (регистрацию
и получение разрешения на работу),
позволила увеличить число
Рис. 3 Основной итог миграционной реформы 2007г. (экспертная оценка)
Сегодня основным барьером на пути легализации мигрантов являются даже не ограничения миграционного режима, а именно теневые экономические отношения, поскольку они лишают мигрантов стимула получать необходимые разрешения, не нужные в условиях теневой занятости.
Вслед за реформой 2007 г. и в соответствии с официальным курсом на модернизацию и развитие инновационной экономики, с 1 июля 2010 г. действуют поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», облегчающие режим работы и проживания для высококвалифицированных специалистов. Например, для них отменены квоты; вид на жительство такому специалисту и членам его семьи может быть выдан более чем на пять лет, и для этого не нужно год прожить в России.
Хотя некоторые меры современной миграционной политики России внушают оптимизм, но все же этих шагов пока не достаточно для нормализации положения мигрантов в РФ. Важно понять, что иностранцы перестают быть только рабочей силой, но в перспективе должны стать частью нашего общества и постоянными соседями россиян. Приезжие должны быть интегрированы в социум, а для этого необходимо формирование институциональных механизмов этого процесса, что предусматривает, в том числе, и разрушение той недружественной и просто враждебной институциональной среды, в которую попадают мигранты сразу по приезде в Россию.
Исходя из уже проявившихся
миграционных тенденций, а также
принимая во внимание внутриэкономические
и социально-экономические
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 2008 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том исле на Украине – 11,4 млн. чел., или около 25% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн. русских, около 3 млн. – в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. [29]
Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
2.2 Социально-экономические последствия миграции
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.
С учетом изложенного опыта,
следует относиться и к проблемам
внешней миграции в России. Прежде
всего, не надо преувеличивать вероятные
масштабы трудовой миграции из нашей
страны. Она будет ограничиваться
как административно-
Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства учёных и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. (ученых – 4,5 тыс.).
Несмотря на возможность
оттока за рубеж части наиболее квалифицированных
кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных
рабочих), поводов для паники нет.
Во-первых, несомненно, повысив свою
квалификацию и улучшив материальное
положение, многие вернутся. Для большинства
жить у себя дома гораздо естественнее
и психологически комфортнее, чем
за границей. Во-вторых, если страна переходит
к рынку и стремится к
Таким образом, обобщая разные
подходы, концепции и теории, объясняющие
причины международной
Что касается направления
миграционных потоков, они сравнительно
устойчивы, они зачастую пересекаются.
Решающее значение при этом имеют
экономические возможности
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы
из бывших социалистических
5) миграция научных работников,
квалифицированных
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
В 80-е годы для развивающихся
стран Азии, Латинской Америки, отчасти
Африки (особенно ЮАР в середине
90-х годов) стала характерной «утечка
умов». В конце 80-х годов только
в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских
специалистов, имеющих ученую степень,
что превышало численность
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими.
В последние годы растет
миграция рабочей силы между развивающимися
странами. Главным образом, между
«новыми индустриальными
Существует миграция рабочей
силы из промышленно развитых стран
в развивающиеся страны. В основном
это поток квалифицированных
кадров из стран Европы и Северной
Америки в развивающиеся
Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект