Мировые экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций

Описание

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

Работа состоит из  1 файл

ответы на госэкзамен по Мировой экономике.docx

— 145.50 Кб (Скачать документ)

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса  Леонтьева. Наиболее убедительное из них  состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран  достигли значительных преимуществ  в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую  силу, а в импорте преобладали  товары, требовавшие относительно больших  затрат капитала, включая и различные  виды сырьевых товаров.

Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного  использования выводов теории Хекшера-- Олина в практических целях.

 

4. Неотехнологические теории

В последние десятилетия  в направлениях и структуре мировой  торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к  дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины  следующие:

1) превращение технического  прогресса в доминирующий фактор  в мировой торговле;

2) всевозрастающий удельный  вес в торговле встречных поставок  сходных промышленных товаров,  производимых в странах с примерно  одинаковой обеспеченностью факторами  производства;

3) резкое увеличение доли  мирового товарооборота, приходящейся  на внутрифирменную торговлю.

Рассмотрим альтернативные теории.

4.1 Теория жизненного цикла  товара

Суть теории жизненного цикла  продукта такова: развитие мировой  торговли готовыми изделиями зависит  от этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и  обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии -- внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в  ответ на возникшую потребность  внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный  характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в  стране нововведения (обычно это промышленно  развитая страна), а производитель  занимает почти монопольное положение  и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос  на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт  становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между  производителями и расширяется  экспорт.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой  фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентные преимуществ. Начинается перемещение  производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может  быть эффективно использована в стандартизованных  производственных процессах.

По мере того как жизненный  цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и  рынки сбыта концентрируются  преимущественно в развивающихся  странах, а страна нововведения становится частым импортером.

Теория жизненного цикла  продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций  развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают  быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным  преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с  коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих  значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных  потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла

4.2 Теория снижающихся  издержек (эффект масштаба)

В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной  торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается  в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой  продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно  развитые) обеспечены основными факторами  производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно  торговать между собой при  специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет  расширить объемы производства и  производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более  низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был  реализован, необходим достаточно емкий  рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку  позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет  сформировать единый интегрированный  рынок, более емкий, чем рынок  любой отдельно взятой страны. В  результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет  к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией  производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура  рынков. Они становятся либо олигополистическими  с преобладанием межотраслевой  торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции  с развитой внутриотраслевой торговлей  дифференцированными продуктами. В  этом случае международная торговля все больше концентрируется в  руках гигантских международных  фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию  объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ  или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими  целями самой фирмы.

4.3 Теория "технологического  разрыва" 

В соответствии с этой теорией  торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами  производства и может быть вызвана  техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в  одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально  появляются в одной стране, последняя  приобретает преимущество: новая  технология позволяет производить  товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель  в стране-новаторе в течение определенного  времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя  новый товар. Отсюда и новая оптимальная  стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто  выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить  что-то новое и опять такое, что  другим недоступно.

В результате появления технических  новшеств образуется "технологический  разрыв" между странами, обладающими  и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой  технологии, будет продолжаться.

 

5. Теория конкурентоспособности

Попытку совместить на качественно  новой основе теорию факторов производства и теорию внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский экономист  Майкл Портер. В конце 80-х годов  он провел масштабное исследование около 100 отраслей в десяти крупнейших промышленно  развитых странах, на которые приходилось  более 50% мирового экспорта. В результате М. Портер разработал оригинальную теорию конкурентных преимуществ страны. Центральное  место в его концепции занимает идея о взаимосвязи четырех главных  параметров экономики, формирующих  конкурентную макросреду, в которой  действуют фирмы этой страны.

По мнению М. Портера, основными  параметрами, определяющими развитие современной международной торговли, являются:

1) факторные условия; 

2) условия (параметры)  спроса;

3) близкие и обслуживающие  отрасли;

4) стратегия фирмы и  конкуренция. 

Факторные условия. Рассматривая факторы производства с точки  зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, М. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательская  способность) выделяет и такие факторы, как информационная обеспеченность научной, технической, а также рыночной структур, состояние транспортной системы, системы здравоохранения, системы  связи и даже обеспеченность населения  жилым фондом.

Признавая значимость факторных  условий, число которых у М. Портера  весьма значительно, он, в отличие  от создателей неоклассической теории международной торговли, считает, что  эти факторы в своем большинстве  страной не наследуются, а создаются  в процессе развития (расширения) производства. Например, нехватка такого фактора, как  земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических  процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке.

Конкурентные преимущества, по мнению М. Портера, в конечном счете  являются результатом эффективного сочетания и использования обстоятельств, имеющих место в стране, и стратегии, которая избрана конкретной фирмой. Условия той или иной страны могут  создать обстановку, в которой  фирмы могут достичь конкурентных преимуществ в международном  плане, но дело самой фирмы - воспользоваться  или не воспользоваться этой возможностью.

Условия (параметры) спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация спроса на виды продукта, требовательность покупателей к качеству товаров  и услуг. Именно на внутреннем рынке  в условиях развитого спроса должны получить апробацию новые изделия  до выхода их на мировой рынок. Например, японцы, проживающие в небольших  по габаритам жилищах, ориентировались  на потребление дешевых энергосберегающих  кондиционеров, которые стала выпускать  японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечило их широкий  экспорт японскими компаниями.

Близкие и обслуживающие  отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных  и поддерживающих отраслей, обеспечивающих отечественные фирмы в экспортно-ориентированных  отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими  материальными средствами и информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного  преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

Конкуренция, с точки зрения М. Портера, должна носить глобальный характер. Необходимо продавать свой товар  во всем мире, а не только на внутреннем рынке. Важное место в обеспечении  конкурентоспособности продукции  отечественного производства М. Портер уделяет фирменной стратегии  и организационной структуре. При  этом невозможно, по мнению М. Портера, выделить какую-либо универсальную  фирменную стратегию, или систему  управления, которая была бы одинаково  применима всеми фирмами во всех странах. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, обуви, свойственны отсутствие жестких форм управления и способность  к быстрым изменениям управленческих структур. Для немецких же фирм, эффективно специализирующихся в области производства оптики и точного машиностроения, типична жесткая система централизованного  управления.

Кроме рассмотренных выше, в общую систему параметров, определяющих конкурентные преимущества, М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики  страны и влиять на которые часто  не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, "нефтяной шок"), значительные изменения на мировых  финансовых рынках, войны и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Государственное  регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.

С целью регулирования  ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования  взаимоотношений контрагентов, акционерные  законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих  на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между  государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и  т. д. В договорах могут быть зафиксированы  долгосрочные соглашения -5-10 лет и  более – о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Информация о работе Мировые экономические отношения