Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций
Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.
В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.
Парадокс Леонтьева
4. Неотехнологические теории
В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины следующие:
1) превращение технического
прогресса в доминирующий
2) всевозрастающий удельный
вес в торговле встречных
3) резкое увеличение доли
мирового товарооборота,
Рассмотрим альтернативные теории.
4.1 Теория жизненного цикла товара
Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии -- внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
На стадии роста спрос
на продукт растет и его производство
расширяется и постепенно распространяется
на другие развитые страны, продукт
становится более стандартизированным,
увеличивается конкуренция
Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентные преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.
По мере того как жизненный
цикл продукта переходит в стадию
упадка, спрос, особенно в развитых
странах, сокращается, производство и
рынки сбыта концентрируются
преимущественно в
Теория жизненного цикла
продукта достаточно реалистично отражает
эволюцию многих отраслей, однако не является
универсальным объяснением
4.2 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)
В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории многие
страны (в частности, промышленно
развитые) обеспечены основными факторами
производства в сходных пропорциях,
и в этих условиях им будет выгодно
торговать между собой при
специализации в тех отраслях,
которые характеризуются
Вместе с тем реализация
эффекта масштаба, как правило, ведет
к нарушению совершенной
4.3 Теория "технологического разрыва"
В соответствии с этой теорией
торговля между странами осуществляется
даже при одинаковой наделенности факторами
производства и может быть вызвана
техническими изменениями, возникающими
в какой-то одной отрасли в
одной из торгующих стран, из-за того,
что технические новшества
В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
5. Теория конкурентоспособности
Попытку совместить на качественно новой основе теорию факторов производства и теорию внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский экономист Майкл Портер. В конце 80-х годов он провел масштабное исследование около 100 отраслей в десяти крупнейших промышленно развитых странах, на которые приходилось более 50% мирового экспорта. В результате М. Портер разработал оригинальную теорию конкурентных преимуществ страны. Центральное место в его концепции занимает идея о взаимосвязи четырех главных параметров экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.
По мнению М. Портера, основными
параметрами, определяющими развитие
современной международной
1) факторные условия;
2) условия (параметры) спроса;
3) близкие и обслуживающие отрасли;
4) стратегия фирмы и конкуренция.
Факторные условия. Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, М. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) выделяет и такие факторы, как информационная обеспеченность научной, технической, а также рыночной структур, состояние транспортной системы, системы здравоохранения, системы связи и даже обеспеченность населения жилым фондом.
Признавая значимость факторных
условий, число которых у М. Портера
весьма значительно, он, в отличие
от создателей неоклассической теории
международной торговли, считает, что
эти факторы в своем
Конкурентные преимущества,
по мнению М. Портера, в конечном счете
являются результатом эффективного
сочетания и использования
Условия (параметры) спроса
- это, в первую очередь, емкость спроса,
динамика его развития, дифференциация
спроса на виды продукта, требовательность
покупателей к качеству товаров
и услуг. Именно на внутреннем рынке
в условиях развитого спроса должны
получить апробацию новые изделия
до выхода их на мировой рынок. Например,
японцы, проживающие в небольших
по габаритам жилищах, ориентировались
на потребление дешевых
Близкие и обслуживающие
отрасли. Наличие в национальной
экономике высокоразвитых родственных
и поддерживающих отраслей, обеспечивающих
отечественные фирмы в
Конкуренция, с точки зрения
М. Портера, должна носить глобальный характер.
Необходимо продавать свой товар
во всем мире, а не только на внутреннем
рынке. Важное место в обеспечении
конкурентоспособности
Кроме рассмотренных выше,
в общую систему параметров, определяющих
конкурентные преимущества, М. Портер
включает и роль случайных событий,
которые могут либо усилить, либо
ослабить сложившиеся конкурентные
преимущества страны. Случайными являются
события, которые имеют мало общего
с условиями развития экономики
страны и влиять на которые часто
не могут ни фирмы, ни правительство.
К наиболее важным событиям такого
рода можно отнести новые
8. Государственное
регулирование внешней
С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры.
Они определяют общие пути развития
экономических отношений между
государствами, устанавливают торгово-