Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций
Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.
В странах с рыночной экономикой
условия международных
Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами тарифного и нетарифного регулирования. Тарифные методы, основанные на использовании таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов (НДС, акцизов и др.), являются основой экономического регулирования ВЭД.
Методы регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.
Тарифные методы регулирования внешней торговли. В их основу положены таможенный кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Таможенные нормативные акты определяют общие, задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования внешней торговли.
В настоящее время наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:
- паратарифные методы;
- меры контроля цен;
- финансовые меры;
- методы количественного контроля;
- автоматическое лицензирование;
- монополистические меры;
- технические барьеры.
Паратарифные методы представляют
собой виды платежей (помимо таможенных
пошлин), которые взимаются с
В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.
Паратарифные методы, как
правило, официально не связывают с
целями регулирования внешней торговли
(как, например, таможенные пошлины), однако
их воздействие нередко
Меры контроля цен представляют
собой действия против искусственного
занижения цен на импортируемые
в данную страну товары (антидемпинговые
меры) и меры, направленные против экспортных
субсидий, предоставляемых
Для защиты от иностранных
конкурентов некоторых
Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые преференции устанавливают
в законодательном порядке
Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.
Контингентирование экспорта и импорта – это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Контингентирование
- индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
- групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;
- глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа -лицензии. С введением автоматического лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.
Лицензирование применяется
на определенные периоды времени
по отдельным товарам, включенным в
перечень продукции общегосударственного
назначения. Генеральные лицензии сроком
до одного года получают специализированные
внешнеэкономические
11. Типы каналов
сбыта продукции фирмы на
Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал сбыта.
Канал сбыта - совокупность фирм или отдельных лиц, участвующих в покупке и продаже товаров по мере их продвижения от изготовителя к потребителю.
Уровень канала сбыта - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный покупатель, они тоже входят в состав любого канала.
Существуют каналы сбыта разного уровня:
- Канал нулевого уровня
состоит из производителей, продающего
товар непосредственно
- Одноуровневый канал
включает в себя одного
- Двухуровневый канал
включает в себя двух
- Трехуровневый канал
включает в себя трех
- Прямой сбыт. Возможность
отказа от услуг торговли
Каналы сбыта товара могут быть организованы по-разному. Существуют следующая структура:
Традиционная система сбыта - состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом.
Вертикальная маркетинговая система - состоит из производителя и нескольких торговых посредников, действующих как единая система. Вертикальная система может быть:
- Корпоративная вертикальная
система - когда последовательные
этапы производства и
- Договорная вертикальная
система - состоит из независимых
фирм, связанных договорными
- Управляемая вертикальная система - координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размеру и мощи одного из участников.
Горизонтальная маркетинговая
система - создание несколькими независимыми
производителями совместного
Многоканальная маркетинговая система - использование производителем нескольких форм организации канала сбыта.
12. Межгосударственное
Две системы регулирования
экономических отношений
В ряде государств ратифицированные
международные договоры автоматически
становятся частью национального
Объективная необходимость в международно-правовом регулировании мирохозяйственных связей обусловлена следующими обязательствами:
- глобализацией мировой
экономики: усилением
- возрастанием инвистиционных
потоков и
- ростом международных
потоков товаров и услуг.
- несогласованность
- достижение валютно–финансовой
стабильности, способной обеспечить
конвертируемость национальных
валют, облегчающие взаимные
- правовая основа и
методы выработки и принятия
управленческих решений на