Мировые экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций

Описание

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

Работа состоит из  1 файл

ответы на госэкзамен по Мировой экономике.docx

— 145.50 Кб (Скачать документ)

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят  из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью  предпринимателей.

Наилучшие условия для  развития ВЭД обеспечиваются в тех  случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наибольшего  благоприятствования. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Государственное регулирование  ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами тарифного  и нетарифного регулирования. Тарифные методы, основанные на использовании  таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов (НДС, акцизов и др.), являются основой экономического регулирования  ВЭД.

Методы регулирования  внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы регулирования  внешней торговли. В их основу положены таможенный кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Таможенные нормативные акты определяют общие, задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения  и использования тарифов, условия  освобождения от уплаты пошлин, санкции  за нарушение таможенных правил, порядок  рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных  методов регулирования внешней  торговли.

В настоящее время наряду с тарифными методами регулирования  внешней торговли в соответствии с международными классификациями  можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:

-  паратарифные методы;

-  меры контроля цен;

-  финансовые меры;

-  методы количественного контроля;

-  автоматическое лицензирование;

-  монополистические меры;

-  технические барьеры.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных  товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные  целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов  относятся, прежде всего, налог на добавленную  стоимость и акцизы.

В некоторых странах имеются  весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых  контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки  и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.

Паратарифные методы, как  правило, официально не связывают с  целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается  весьма существенным.

Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые  в данную страну товары (антидемпинговые  меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами  иностранных государств отечественным  фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность  последних (компенсационные меры).

Для защиты от иностранных  конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного  сектора) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Антидемпинговые процедуры  представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые  предъявляют национальные предприниматели  против иностранных поставщиков, обвиняя  их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести  ущерб местным производителям аналогичной  продукции. Органы власти, суды обязаны  приостановить движение товара, обвиненного  в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции устанавливают  в законодательном порядке некоторые  страны путем определения минимальной  разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют  право размещать заказы на импортное  оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен  американских производителей как минимум  на 6%.

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части  валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного  контроля связаны с установлением  странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз  конкретных товаров.

Контингентирование экспорта и импорта – это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем  экспорта (импорта) по этим лицензиям  не должен превышать объема установленной  квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов):

-  индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

-  групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

-  глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.

По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза  или вывоза определенных товаров  в стране требуется получение  соответствующего документа -лицензии. С введением автоматического  лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.

Лицензирование применяется  на определенные периоды времени  по отдельным товарам, включенным в  перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации  в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые  лицензии выдаются по каждой отдельной  сделке на срок, необходимый для  ее реализации, но не более чем на один год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Типы каналов  сбыта продукции фирмы на внешнем  рынке и их характеристика

 

Большинство производителей предлагают свои товары рынку через  посредников. Каждый из них стремится  сформировать собственный канал  сбыта.

Канал сбыта - совокупность фирм или отдельных лиц, участвующих  в покупке и продаже товаров  по мере их продвижения от изготовителя к потребителю.

Уровень канала сбыта - это  любой посредник, который выполняет  ту или иную работу по приближению  товара и права собственности  на него конечному покупателю. Поскольку  определенную работу выполняют и  сам производитель, и конечный покупатель, они тоже входят в состав любого канала.

Существуют каналы сбыта  разного уровня:

- Канал нулевого уровня  состоит из производителей, продающего  товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой  продажи - торговля вразнос, посылочная  торговля и торговля через  принадлежащие производителю магазины.

- Одноуровневый канал  включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим  посредником обычно бывает розничный  торговец, а на рынках товаров  промышленного назначения ими  нередко оказывается агент по  сбыту или брокер.

- Двухуровневый канал  включает в себя двух посредников.  На потребительских рынках такими  посредниками обычно становятся  оптовые и розничные торговцы, на рынках товаров промышленного  назначения это могут быть  дистрибьютор и дилеры.

- Трехуровневый канал  включает в себя трех посредников.  Мелкие оптовики покупают товары  у крупных торговцев и перепродают  их небольшим предприятиям розничной  торговли, которые крупные оптовики, как правило, обычно не обслуживают.

- Прямой сбыт. Возможность  отказа от услуг торговли зависит  от того, насколько выполняются  изложенные ниже условия. Часто  прямой сбыт и непрямой сочетаются  при продаже одного и того  же продукта.

Каналы сбыта товара могут  быть организованы по-разному. Существуют следующая структура:

Традиционная система  сбыта - состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев  и одного или нескольких розничных  торговцев. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся  обеспечить себе максимально возможные  прибыли, даже в ущерб максимальному  извлечению прибыли системой в целом.

Вертикальная маркетинговая  система - состоит из производителя  и нескольких торговых посредников, действующих как единая система. Вертикальная система может быть:

- Корпоративная вертикальная  система - когда последовательные  этапы производства и распределения  находятся в едином владении;

- Договорная вертикальная  система - состоит из независимых  фирм, связанных договорными отношениями  и координирующих программы своей  деятельности для достижения  наибольших коммерческих результатов;

- Управляемая вертикальная  система - координирует деятельность  ряда последовательных этапов  производства и распределения  не из-за общей принадлежности  одному владельцу, а благодаря  размеру и мощи одного из  участников.

Горизонтальная маркетинговая  система - создание несколькими независимыми производителями совместного предприятия  для реализации собственной продукции.

Многоканальная маркетинговая  система - использование производителем нескольких форм организации канала сбыта.

 

 

 

12. Межгосударственное регулирование  внешней торговли. ГАТТ/ВТО и его  воздействие на современные торговые  процессы

Две системы регулирования  экономических отношений правовая – международная и государственная  – тесно связаны между собой. Международная, с одной стороны, влияет на национальное законодательство, с другой – учитывает нормы  национально – правовых систем. Международное регулирование создаёт  нормы прав и обязанностей для  его субъектов то есть государств. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на государственном  уровне, осуществляются меры по включению  международно–правовых норм в национальные законы и правила или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы. Субъекты международного права  не могут ссылаться на своё законодательство для оправдания несоблюдения международных  обязательств.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически  становятся частью национального законодательства. В законах многих государств установлено, что в случае расхождений между  положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

Объективная необходимость  в международно-правовом регулировании  мирохозяйственных связей обусловлена  следующими обязательствами:

- глобализацией мировой  экономики: усилением взаимосвязи  и взаимозависимости национальных  экономик и в следствии этого  развитие экономических отношений  между юридическими лицами, принадлежащим  к разным государствам;

- возрастанием инвистиционных  потоков и транснационализацией  производственной деятельности;

- ростом международных  потоков товаров и услуг. Толчком  к интернационализации мирохозяйственных  связей явились достижения научно  – технического производства, транспорта, энергетики, связи. В условиях  глоболизации мировой экономики  межгосударственные границы применительно  к экономическим отношениям приобрели  совершенно иное значение,  что потребовало создания новой системы регулирования мирохозяйственных связей, основанной на принципах либерализации торговли, устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов; такая либерализация могла быть достигнута только за счёт сбалансированной координации национальных правовых режимов в области торговли и инвестиций;

- несогласованность национальных  законодательств разных стран  неизбежно порождала, всевозможные  серьёзные, проблемы и споры  между экономическими субъектами  мирохозяйственных связей и между  государствами. Появилась потребность  в создании единообразного  универсального механизма регулирования международных экономических отношений, включающих в себя разнообразные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты, регулирование финансовых и товарных рынков, предпринимательской деятельности;

- достижение валютно–финансовой  стабильности, способной обеспечить  конвертируемость национальных  валют, облегчающие взаимные расчёты  участников мирохозяйственных связей, возможно лишь на основе выработки  совместной валютно–финансовой  политики на многосторонней основе  и её осуществления путём совместных  действий;

- правовая основа и  методы выработки и принятия  управленческих решений на уровне  государственного и частного  секторов требовали их унификации  с точки зрения способов выработки  решений, методов контроля, санкций  во избежание многочисленных  международных споров; требовали унификации и юридические принципы, используемые при урегулировании споров;

Информация о работе Мировые экономические отношения