Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций
Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.
В процессе международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. В отличие от других товаров рабочая сила является фактором производства всех товаров.
Миграция рабочей силы
— явление сложное и
1. ^ Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей страны).
Позитивные для экономики в
целом:
• вследствие притока иностранных рабочих,
обладающих высокой мобильностью, облегчаются
структурные, отраслевые и другие изменения
в экономике;
• иммигранты способствуют омоложению
нации, так как эмигрирует обычно самая
мобильная часть населения в наиболее
трудоспособном возрасте;
• достигается существенная экономия
средств на обучение принимаемых рабочих
и специалистов. Так, например, США за период
с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке
сэкономили не менее 15 млрд долл.;
• иммигранты расширяют емкость внутреннего
рынка, а собранные на их счетах деньги
используются для экономики.
Позитивные для отдельной
фирмы:
• иностранная рабочая сила оплачивается
ниже, чем национальная, следовательно,
фирма снижает издержки на заработную
плату.
Негативные:
• ухудшается ситуация на рынке труда
в связи с ростом предложения рабочей
силы и ограничением рабочих мест;
• происходит снижение цены на национальную
рабочую силу, так как растет предложение
рабочей силы на рынке труда;
• провоцируются конфликты между коренным
населением и иммигрантами.
2. ^ Последствия для
стран эмиграции (откуда уезжает рабочая
сила, т. е. отдающей страны):
позитивные для экономики
в целом:
- эмиграция облегчает положение на национальном
рынке труда;
-из-за границы в страну возвращаются обученные
и более квалифицированные рабочие;
-переводы валютных средств из-за рубежа
являются важным источником дохода страны.;
Существует четыре прямых источника валютных
доходов от экспорта рабочей силы: 1) налоги
с прибылей фирм-посредников;
2) непосредственные валютные переводы
мигрантов на родину;
3) личное инвестирование средств мигрантов
в отечественную экономику (приобретение
ценных бумаг, недвижимости, земли);
4) капиталы из стран—импортеров рабочей
силы, идущие на воспроизводство трудовых
ресурсов, в социальную сферу.
- при возвращении на родину мигранты привозят
с собой материальные ценности и сбережения,
составляющие примерно такую же сумму,
что и их денежные переводы.
В статистике платежного баланса показатели, отражающие движение рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и квалифицируются по следующим трем статьям:
1) трудовой доход, выплаты
занятым (зарплата и прочие
выплаты наличными или натурой)
2) перемещение мигрантов (
3) переводы работников (пересылка денег
и товаров мигрантами своим родственникам,
оставшимся на родине).
Последние две статьи в рамках текущих
операций объединяются в группу «частные
неоплаченные переводы» (оценочный денежный
эквивалент имущества, перемещаемого
мигрантами в момент их отъезда за границу
и последующих посылок товаров на родину).
Кроме того, в последнее время наблюдается
тенденция к приобретению за рубежом оборудования,
которое ввозится в страну и направляется
на организацию предпринимательских коллективов.
Негативные:
• страна теряет часть трудовых ресурсов
в наиболее трудоспособном возрасте, в
результате чего происходит старение
трудовых ресурсов;
• теряются затраты на общеобразовательную
и профессиональную подготовку;
• происходит «утечка умов». Например,
Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл.
в результате того, что 1/3 российских ученых
работает за рубежом. Таким образом, наличие
положительных и отрицательных последствий
международной миграции рабочей силы
как для стран-экспортеров, так и для стран
импортеров, приводит к необходимости
выработки мер, позволяющих обеспечить
нормальное функционирование национальной
экономики этих стран, то есть государственной
миграционной политики.
Для всемирного хозяйства
последствия заключаются в следующем:
Миграция рабочей силы ведет к
выравниванию уровней оплаты труда
в различных странах.
В результате миграции рабочей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
На примере можно рассмотреть,
как происходит процесс международный
миграции рабочей силы. Предположим,
что происходит миграция рабочих
из страны с более низким уровнем
жизни (Мексики) в страну, где средний уровень
реальной заработной платы выше (США).
Для упрощения предполагаем, что на рынках
труда в этих странах существует совершенная
конкуренция, причем качество труда (уровень
квалификации, профессиональной подготовки
и т.п.) — одинаково. Если миграция между
двумя странами запрещена, то равновесие
на рынках труда в Мексике и США будет
определяться соотношением спроса и внутреннего
предложения (точка А на рис. а и
точка Е на рис. б). Пусть в этом
случае равновесная ставка заработной
платы за труд одинаковой квалификации
составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в
час в Мексике, а количество занятых соответственно
120 и 40 млн. человек.
Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложение труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig. на рис.б). При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положение Sus+Smig . на рис. а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки заработной платы.
Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным, для компенсации этих издержек.
Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих (44 млн. — 36 млн. на рис. 6) предпочли переехать в США. В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. — 116 млн. на рис. а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.
Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери (область а на рис.а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут и они получают дополнительный выигрыш в размере области а + b + с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих).
Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.
3. Новые центры миграции рабочей силы.
Направления международной
миграции рабочей силы непрерывно изменялись
в процессе изменения экономических условий.
В настоящее время многомиллионная миграция
превратилась в постоянно действующую
составляющую мирового хозяйства. В начале
90-х годов в мире насчитывалось не менее
25 млн. трудящихся-мигрантов, а с учетом
членов их семей, «мигрантов-союзников»,
рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих
границу), нелегальных иммигрантов общая
численность международных мигрантов
оказывается в 4—5 раз больше. При этом
около 60% международных мигрантов — выходцы
из развивающихся стран и примерно 2/3 из
них выезжают в промышленно развитые страны
(несмотря на достаточно строгие ограничительные
меры со стороны правительств многих из
этих стран). Вместе с тем появляются новые
центры притяжения иностранных рабочих,
возрастает перелив рабочей силы между
самими развивающимися странами, идет
перемещение из более развитых стран в
менее развитые (чего не наблюдалось ранее).
Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы.
США, Канада. Ежегодно в США, наиболее экономически развитую страну современного мира, приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира — Западной Европы, России, Латинской Америки и др. Низкоквалифицированная рабочая сила направляется в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. В США легально иммигрируют 740 тыс. чел. в год и эмигрирует 160 тыс. чел. Миграционное сальдо составляет 580 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. чел. в год.
Западная Европа. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. чел. в год. Развитые западноевропейские страны (в основном входящие в Европейский союз) притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Мальта, Испания, Португалия), восточноевропейских стран и республик бывшего СССР, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары (бывших колоний западноевропейских государств). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства.
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.
Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Америки. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится более 50% притока всех иммигрантов. Война в Персидском заливе в 1991 г. способствовала оттоку около 1 млн египтян из Ирака, 800 тыс. йеменцев из Саудовской Аравии, 500 тыс. палестинцев и иорданцев из Кувейта. Их места заняли иммигранты из Индии и Египта.
Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Южная Корея) в основном на временные работы. В большей своей части это иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии. Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. ежегодно, — это высокоразвитые государства с объемом ВНП на душу населения свыше 6900 долл.
Новыми центрами притяжения становятся страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Ирак и др.), ряд латиноамериканских государств (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), ЮАР.
В последние годы особенно бурно росла иммиграция в страны Ближнего Востока, в результате иммигранты составляют здесь около 65% населения (тогда как в 1950 г. аналогичный показатель составлял менее 5%). Очень высок удельный вес иммигрантов среди работающего населения: в Катаре — 85%, в ОАЭ — 90%. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого (более 5 млн чел.) на 2/^ растет за счет иммигрантов.
4. Регулирования
миграции рабочей силы
Рассмотренные в предыдущих вопросах
негативные последствия международной
миграции рабочей силы и высокий уровень
нелегальной миграции вызывают необходимость
регулирования данным процессом со стороны
государства и международных организаций,
Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.